Глава i. президент и законодательная власть рф
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
(СПбГЭУ)
Юридический факультет
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема: «Законодательные полномочия президента РФ»
Выполнил:
студент 2 курса группы 7023
очная форма обучения
Минасян Вананд
Руководитель:
доцент
Коломейцева Татьяна Анатольевна
Санкт-Петербург
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА IПРЕЗИДЕНТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ. 4
1.1Органы законодательной власти. 4
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.. 8
2.1 Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном процессе8
2.2 Законодательная инциатива. 10
2.3 Право отлагательного вето…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 26
Список литературы: 28
ВВЕДЕНИЕ
Целью моей курсовой работы является изучение законодательных органов государственной власти,изучение правового статуса Президента РФ.
В соответствии с поставленной целью, был определен следующий круг задач:
. Законодательная власть;
.Президент России: полномочия, место в системе органов власти.
Статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти. Хотя, согласно принципам правового государства, провозглашенным Конституцией РФ, верховенство в системе органов государственной власти должно принадлежать закону, т.е. законодательному органу - в системе государственного управления - Федеральному Собранию, и, прежде всего, Государственной Думе, являющейся носительницей народного суверенитета по принципам своего формирования на основе всеобщего избирательного права - фактически, приоритетное положение, более того, господствующее положение в системе органов государственной власти принадлежит Президенту.
ГЛАВА I. ПРЕЗИДЕНТ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ
1.1 Органы законодательной власти
Законодательную власть в России представляет только Федеральное Собрание Российской Федерации - Парламент Российской Федерации.
В соответствии со ст. 94 Конституцией РФ, Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно - ч. 1 ст. 100 Конституции РФ. Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний:
во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ,
во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда,
в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Ст. 94 Конституции РФ указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой. Члены Совета Федерации, не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.
В отношении понятия «законодательный орган» в Конституции РФ имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в ст. 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.
Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.
Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и противовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.
Ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ также являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос. Тем не менее, назначение выборов Президента РФ и отрешение его также относится к ведению Федерального Собрания, и это сильная возможность парламента.
Кадровые назначения, осуществляемые Советом Федерации, тоже входят в механизм сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях. Однако неурегулированность таких вопросов, как сроки предложения кандидатур Президентом, возможность или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных из указанных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами.
Из этого видно, что от законодательной власти так или иначе зависят исполнительная и судебная ветви власти, а законодательная зависит в какой-то мере от исполнительной.
ГЛАВА II. ПРЕЗИДЕНТ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС