Бюрократия и коррупция в государственном аппарате

Основная проблема, возникающая при рассмотрении феномена бюрократии, заключается в многозначности этого термина (бук­вально — господство канцелярии; от фр. bureau — «бюро», «канце­лярия» и греч. kratos — «власть»). Отсюда и термин «бюрократ», т. е. служащий определенных звеньев государственного аппарата, чи­новник.

Основные признаки бюрократии:

бюрократия — явление общественное, социальное, присущее социуму (обществу);

бюрократия неразрывно связана с таким социальным явлением как власть;

бюрократия может касаться не только власти государствен­ной, но и власти в любой общественной организации (например, партии);

бюрократия может существовать только в ситуации, когда субъект власти и ее объект разделены, отчуждены друг от друга. В этом состоит объективная основа бюрократии. Имеется в виду то, то реальное несовпадение субъекта власти и объекта власти, их разделенность объективно определяют и несовпадение (несоответ­ствие) их интересов. Это содержит в себе опасность обращения вла­ствующим субъектом данной ему власти в свою пользу, использова­ния ее для удовлетворения интересов властной системы и входящих в нее членов. Именно в этом и заключается суть бюрократизма, его сущность.

Как соотносятся понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?

Бюрократия — это определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях. В этой связи в справоч­ной литературе нередко признается, что бюрократия, по сути, рациональная система управления — необходимый элемент со­циальной системы. Применительно к механизму государства все государственные служащие (чиновники) составляют государствен­ную бюрократию (т. е. управленцев в этой системе). Эти служащие находятся под контролем руководителей, зависят от них, исполня­ют их волю. В этой связи можно сказать, что бюрократия — это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюро­кратически организованную властно-управленческую систему.

Государственная бюрократия, обеспечивающая выполнение органами государства определенных государственных функций, при соответствующих условиях может перерасти в бюрократизиро­ванную организацию, отличаться бюрократизмом. Поэтому необхо­димо и важно различать бюрократию как рациональную управленче­скую функцию государства и бюрократизм как особое состояние и свойство бюрократии, оцениваемое со знаком минус. В этом смысле бюрократизм означает игнорирование интересов граждан, пренебре­жение общественными интересами, круговая порука (борьба за честь мундира), протекционизм, назначение на должность не по призна­кам профессионализма, знаний и опыта, а по мотивам дружбы, лич­ной преданности. Как видно, складывается особый негативно-бюро­кратический стиль деятельности бюрократов.

Бюрократизм может быть свойствен не только любому уровню государственной власти (должностным лицам, муниципальным структурам), но и общественным формированиям (профсоюзным органам, организационным центрам политических партий и т. д.).

В механизме государства разные системы органов власти в раз­ной степени подвержены бюрократизации. Этот показатель связы­вают прежде всего с управленческим, профессиональным чинов­ничьим аппаратом государства, который в большей степени закрыт Для общества. Как видим, представительные органы государственной власти, формируемые демократическим путем, более подконтрольны обществу и менее подвержены бюрократизации. Вме­сте с тем и здесь имеют место бюрократические проявления: ориен­тация депутатов на свои личные или бюрократические интересы парламента, «проталкивание» законопроектов, угодных узкой груп­пе лиц («заказные» законы), и т. д.

Коррупция. С вопросами бюрократии связаны и вопросы кор­рупции в органах власти. В переводе с латинского коррупция (corruption) означает «подкуп», «порча», «упадок», «совращение». В «Большом юридическом словаре» коррупция определяется как общественно опасное явление в сфере политики или государствен­ного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противо­правного получения имущественных или неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.

Иными словами, коррупция — использование должностными лицами, наделенными организационно-распорядительными пол­номочиями, своего официального положения для противоправно­го, вопреки интересам службы или деятельности, извлечения мате­риальных и иных благ. Известно, что проблема коррупции в совре­менной России весьма острая, распространена среди различных ветвей государственной власти. Коррупция наносит ущерб эконо­мике, способствует подрыву авторитета и престижа власти, ставит под сомнение ее легитимность, вызывает у людей недоверие к властно-управленческим структурам.

В Российской Федерации коррупция, по сути, понятие собира­тельное, определяющее правонарушения самого различного вида — от дисциплинарных до уголовно-правовых. Антикоррупционными нормами УК РФ являются в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, о получении и даче взятки, о служебном подлоге.

В юридической литературе выделяют следующие виды кор­рупции:

бытовая коррупция; коррупция в представительных (законодательных) и испол­нительных органах власти; коррупция в судебных, правоохранительных и контролирую­щих органах; политическая коррупция.

В числе основных причин коррупции можно выделить сле­дующие:

- рост коррупции обусловливается преобладанием в обыватель­ской среде новых «нравственных» ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения;

- возникший слой состоятельных предпринимателей для пре­одоления бюрократических препон нередко вынужден идти на под­куп государственных служащих для достижения своих целей;

- правоохранительные структуры используют наиболее острые приемыгосударственного властвования, могут существенно ущем­лять интересы людей, и, пользуясь этим, отдельные «оборотни» склоняют граждан к коррупционным действиям для «смягчения» ситуации;

- несовершенство законодательства и правового регулирова­ния, т. е. наличие в законах и подзаконных нормативных правовых актах недостатков и пробелов, создающих предпосылки для различ­ных коррупционных злоупотреблений. Назовем в этой связи имею­щие место предельно абстрактные формулировки законодательных текстов, позволяющие заинтересованным чиновникам трактовать закон в свою пользу. Произвольные управленческие решения нередко принимаются на основании внутриведомственных распо­рядительных актов;

- высокая степень закрытости в работе государственных ве­домств, отсутствие необходимой ясности, прозрачности в системе отчетности, в системе регионального, муниципального правотвор­чества. Зачастую граждане и организации не имеют возможности свободно ознакомиться с принятыми правовыми решениями, что создает благодатную почву для произвола чиновников;

- неэффективность мер противодействия коррупции и мер ответственности за совершенные правонарушения. Известно, что к ответственности за коррупцию нередко привлекаются служащие низовых структур исполнительной власти, в то время как верхний слой, в котором коррупция распространена значительно больше, остается в своем прежнем статусе.

Итак, коррупция, приобретшая стойкие черты, начинает угро­жать верховенству закона, демократии, правам человека, принци­пам равенства и справедливости, препятствовать конкуренции, угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. По-видимому, только действительно существую­щая, сильная система публичной государственной власти способна стать тем противовесом, который сможет парализовать коррупцию, контролировать, сдерживать проявления бюрократизма.

Лекция 7.

Наши рекомендации