Федеративное устройство. Понятие и формы государственного устройства

Федеративное устройство является разновидностью государ­ственного устройства, являющегося необходимым институ­том конституционного права каждой страны. Государства по­ разному определяют свое внутреннее устройство в зависи­мости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные го­сударства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бра­зилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) при­нимают федеративную форму государственного устройст­ва, -- одни по соображениям решения национального вопро­са, другие в силу невозможности эффективного демократи­ческого управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция лю­бого государства распределяет или, наоборот, концентри­рует властные полномочия, тем самым предопределяет пра­вовую базу решения проблем общественного развития.

Под государственным устройством понимается полити­ко-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централиза­ции и децентрализации власти (соотношение между частя­ми и между частями и целым). Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую ок­раску в более крупных государствах. Различаются две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство –это единое государство, внут­ри которого нет государственных образований, а админист­ративно-территориальные единицы не обладают политичес­кой самостоятельностью. Большинство государств мира при­няли именно эту форму государственного устройства.

Федеративное государство –это союз государствен­ных образований, каждое из которых обладает определен­ной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государ­ства имеют одинаковый статус и равные права.

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства конфедерацию,которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-право­вой, а международно-правовой характер. В прошлом конфе­дерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейца­рия,. Хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ пре­одоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

Определение оптимальной формы государственного ус­тройства особенно важно для многонационального государства. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной на­циональности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Каждая нация обладает своеобразным суве­ренитетом, который предполагает и решение вопроса о на­циональной государственности. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других – создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стре­мятся не допустить дискриминации и обеспечить себе сво­бодное развитие, а объединяющее их государство - исклю­чить основу для межнациональных конфликтов.

Другая функция государственного устройства состоит в создании необходимых политико-правовых условий для эф­фективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализа­ция. Цивилизованное государство заинтересовано в макси­мально возможной интеграции своего хозяйства при обеспе­чении экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное эконо­мическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в «спокойных» странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому и там, где преодолены узко национальные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

Унитарное государство – централизованное государ­ство, в котором законодательная, исполнительная и судеб­ная власти имеют единые высшие органы, функции кото­рых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в админист­ративно-территориальных единицах местного самоуправле­ния, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым, всеми частя­ми этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Уни­тарное государство может быть многонациональным, на­пример Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс). В таких случаях унитарное государство приобретает децентрализованный характер, поскольку не­которые народы имеют автономные органы управления. Но подавляющая часть унитарных государств не знает каких­ либо национальных административных образований. Груп­пы граждан отдельных национальностей, организуя свои об­щины, не претендуют на автономию или собственную госу­дарственность.

Федеративное государство – это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание - ­политическое и правовое – весьма неоднородно. Сами фе­дерации, правовой статус и объем полномочий их субъектов формировались в разных условиях и с разными целями, а потому во многом неодинаковы. Исторически идея' федера­лизма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрали­зации управления («горизонтальное разделение власти»), а следовательно, для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения так называемого национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). И дело здесь не в том, что какие-то круги преследуют цель угнетать другие наро­ды, а в том, что демократическое правовое государство перекрывает цели национальной государственности. Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) оста­ются национальными по названию, их правовая система ис­ключает какие-либо привилегии граждан по национально-­титульному признаку.

Государства же, избравшие федерацию как способ ре­шения национального вопроса, распались (СССР, Югосла­вия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разруши­ли федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объе­диненной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Кана­да, Индия), развивается кризис федерализма и сильны се­паратистские тенденции.

Федеративные государства юридически закрепляют доб­ровольность объединения народов, но, как правило, не пре­дусматривают права выхода того или иного субъекта феде­рации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т. е. в не правовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ог­раничивают свою компетенцию в пользу федерации и при­знают высшую юридическую силу федеральной конститу­ции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными го­сударствами, хотя внутри них могут создаваться автоном­ные образования.

Труднейшей проблемой федеративного устройства яв­ляется разделение компетенции между федеральной влас­тью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрез­мерную самостоятельность или даже на статус государствен­ных образований с суверенитетом. В любом случае они обыч­но обладают своей конституцией, органами государствен­ной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в об­становке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и, совместную компетен­цию. Осуществление последней носит спокойный характер, не­редко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государ­ственное устройство более прочно в тех странах, где ликви­дирована дискриминация по национальному признаку, уко­ренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок Федерация не может исключить всех кризисов, раз­ногласий и различий в способах решения общегосударствен­ных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех полити­ческих, экономических и национальных сил.

Наши рекомендации