В Свердловской области за 2003-2008 гг

Коррупция в большинстве случаев является сигналом на неоправданные, неэффективные регулятивные действия государства. Основная опасность состоит в том, что процесс развития коррупции может перечеркнуть все позитивные достижения в области проводимых социально-экономических преобразований [3.4].

Главной причиной высокого уровня взяточничества следует признать плохо организованную систему государственных институтов (правовую систему), которая не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности. Поэтому они вынуждены работать в теневом секторе экономики, благодаря чему создается благоприятная почва для расширения коррупции во всех ее формах. Этот процесс сегодня можно наблюдать в разных странах и практически на всех уровнях. При этом основные тенденции, специфику и масштабы коррупции следует рассматривать как следствие развития совокупных (политических, социальных, экономических) проблем страны.

Коррупция является сложным, повсеместно развитым явлением, а процесс трансформации социальных, экономических и политических основ общества всегда сопровождает рост коррупции. Общим условиями, порождающими коррупцию и основными причинами ее существования, являются следующие [3.5]:

1) экономический упадок и политическая нестабильность. Такие факторы, как обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание и гарантированный социальный пакет подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Тяжелые экономические обстоятельства способствуют формированию определенного типа экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции;

2) правовая неграмотность подавляющей части населения страны;

3) неразвитость и несовершенство законодательства, и его отставание от развития социально-экономических отношений. Происходящее в процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики зачастую существенно обгоняет их законодательное обеспечение;

4) кадровая техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти;

5) состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия;

6) неэффективность функционирования большинства институтов власти. Чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и существующими проблемами, тем легче в ней ужиться коррупции [3.6]. На первых стадиях преобразований государству как политическому институту особенно трудно научиться всей силой закона защищать права собственности и обеспечивать неукоснительное соблюдение правил рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предпринимателю приходится искать ее у конкретных чиновников. Так устанавливаются связи, легко впоследствии превращающиеся в коррупционные. Неэффективность государства в данном случае проявляется в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась новая, современная система отбора и продвижения государственных служащих;

7) неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют следующие факторы:

- несформированность политической культуры; неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров;

- несовершенство выборного законодательства, которое чрезмерно защищает депутатский статус и не обеспечивает реальной зависимости выборных лиц от избирателей, а также провоцирует нарушения при финансировании избирательных компаний. Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.

В качестве причин коррупции можно выделить и то, что возможность получения дополнительного дохода изменяет поведение экономических субъектов, причем как в рамках закона, так и вне их. В условиях государственного регулирования и чрезмерных полномочий правительственных чиновников по его применению они приобретают стимул к получению с помощью взятки любого дополнительного дохода, который может возникнуть на почве этого регулирования.

Для того чтобы проследить, какие отрасли и сферы более всего подвержены коррупции и взяточничеству, следует обратиться к исследованиям, проведенным Фондом «ИНДЕМ» в 2004 и 2008 г.г. [2.8].

Согласно проведенным опросам, к таковым относятся, прежде всего, в сфере бытовой коррупции: получение бесплатной медицинской помощи, поступление и обучение в образовательных учреждениях, призыв на военную службу, земельные и жилищные вопросы, обращение в суд и правоохранительные органы, паспортный стол.

Что касается сферы предпринимательской деятельности, то здесь мы видим, что наиболее часто предприниматели сталкиваются с коррупцией и взяточничеством в следующих сферах: законодательная власть, нефинансовые контрольные, надзорные органы, налоговые, фискальные органы, лицензирование, таможня, правоохранительные органы.

Таким образом, однозначное понимание законов, невозможность их двусмысленного толкования позволит устранить многие факторы, служащие причинами или условиями существования коррупции и взяточничества [2.9]. Сегодня российское законодательство и другие правые нормы, направленные на борьбу с взяточничеством, является малоэффективными по сравнению с уголовно-правовыми средствами, однако следует отметить, что последние сильно ограничены, что снижает возможности их применения в борьбе с взяточничеством.

Как и любое социальное явление, коррупция имеет негативные последствия. Коррупция оказывает разрушающее влияние на все сферы жизни общества: экономику, социальную сферу, политику.

Негативные последствия, порождаемые этим явлением, не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

Рассмотрим более подробно каждую сферу жизнедеятельности общества под негативным влиянием коррупционной деятельности.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению целого ряда негативных явлений и процессов [2.10]:

· разрушается механизм рыночной конкуренции, без которого рыночная экономика не может существовать. Без конкуренции хозяйственные процессы в стране не будут регулироваться должным образом, а эффективность производства пойдет на спад. В итоге, в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Все это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;

· происходит несправедливое распределение доходов.

Это означает, что субъекты коррупционных отношений обогащаются за счет остальных членов общества, которые не нарушают закон;

· обеспечиваются благоприятные условия для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Такие сферы деятельности как незаконная торговля наркотиками, оружием, контрабанда получают невиданные масштабы. Это приводит к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции;

Таким образом, в экономической сфере коррупция приводит к тому что, снижается эффективность экономики и усложняется функционирование государства как единой системы.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему [2.11]:

· она предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от того, какими способами его получили, происходит снижение и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.

Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране;

· дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан перед лицом власти и перед преступностью.

В социальной сфере коррупция приводит к возрастанию имущественного неравенства среди населения и подрыванию доверия к законодательной, исполнительной и судебной власти.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем [2.12]:

· коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны;

· она подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

Можно сделать вывод, что в политической сфере коррупция способна вызвать процессы, которые обеспечат изолированность страны на международной арене.

Оценив социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний, можно прийти к выводу, что коррупция является негативным явлением, которое разрушает не только общественные устои государства, но и подрывает интересы национальной безопасности страны.

Но чтобы защитить общество от коррупции необходимо вмешательство государства. Оно должно издать соответствующие законодательные акты, а также создать различные институты для их осуществления. Именно этому и будет посвящена вторая глава. Для более глубокого изучения явления коррупции, необходимо понять и изучить истоки ее существования. Зная историю возникновения коррупции как социально-экономического и политического явления, можно понять, как не допустить ее дальнейшего развития, определив эффективные меры борьбы с ней.

Наши рекомендации