Протоиндийская цивилизация. Арийское вторжение

Индуизм складывался из разнородных элементов на протяжении не одной тысячи лет и сегодня продолжает развиваться. В индуистском комплексе нет ни единой организации, ни единого объекта поклонения, ни единого учения, ни общей религиозной практики. Выделяются два основных направления индуизма — вишнуизм и шиваизм. Однако, к этим двум направлениям принадлежат десятки различных школ и течений. Их приверженцы, наряду с Вишну или Шивой, и даже вместо них, почитают множество разных богов, полубогов и демонов и порой так сильно расходятся во взглядах, что исследователи иногда говорят о цивилизации индуизма, в которой сосуществуют несколько самостоятельных религий. Замечено, что сложносоставной и неоднозначный характер индуизма хорошо иллюстрирует образ священного в Индии дерева баньян, разновидности смоковницы. От центрального ствола баньяна отходят горизонтальные сучья, пускающие воздушные корни, которые, закрепляясь в земле, порождают новые стволы, в свою очередь производящие отростки. Таким образом, баньян превращается в целую рощу с единой кроной и множеством стволов. Религия протоиндийской цивилизации Понять, что же соединяет различные течения санатана дхармы в единый поток индуизма, и в то же время увидеть оригинальность каждого из этих течений, нельзя, не обратившись к его истории. Два древнейших корня древа индуизма — религиозная традиция протоиндийской хараппской цивилизации и ведийская религия индоариев. Обратимся к первой из них. Хараппская земледельческая цивилизация сложилась к сер. III тысячелетия до н.э. в бассейне реки Инд и Пятиречьи на северо-западе Индостана — субконтинента Южной Азии, ограниченного рекой Инд на западе, рекой Ганг с притоком Брахмапутрой — на востоке и Гималаями — на севере. С юга к полуострову Индостан примыкает о. Шри-Ланка. и По уровню развития протоиндийская цивилизация была сравнима с древнеегипетской. В XX веке в долине Инда и в районе Пенджаба археологами было открыто несколько десятков городов, крупнейшие из которых — Хараппа и Мохенджо-Даро — насчитывали до 100 тыс. жителей. Города были выстроены по четкому плану, имели водопровод и канализацию. В домах даже самых бедных горожан было по 2 – 3 комнаты. Города были, скорее всего, объединены в государство, имевшее связи с Шумером, Эламом и древним Египтом. Письменность хараппской цивилизации до сих пор не расшифрована, поэтому судить о ее религии можно только по дошедшимдо нас изображениям, по упоминаниям в литературе индоевропейцев, пришедших на Индостан позже, а также по тем религиозным формам, которые существуют у народностей, говорящих на дравидийских языках и родственных, как полагают, протоиндийцам. Дравидыбыли оттеснены ариями на окраины Индостана, главным образом на юг полуострова. Судя по статуэткам и личным печатям, основу харраппской религии составляли культы божеств плодородия: Богини-Матери (олицетворяла землю) и ее супруга, «рогатого бога» (олицетворял небо, оплодотворяющее землю дождем), которые сохранились в первых городских цивилизациях еще с эпохи неолита. «Рогатый бог» Хараппы изображался в виде буйвола или человека в головном уборе с рогами, сидящим в «йогической» позе со скрещенными ногами в окружении зверей. Для культов плодородия характерна сакрализация, то есть почитание священным всего, что символизирует размножение. В культуре Хараппы почитался фаллос, практиковались оргиастические эротизированные формы культа с экстатическими плясками. Кроме того, существовали, вероятно, человеческие жертвоприношения. Эти протоиндийские представления и практики сохранились в шиваизме: «владыка йоги» Шива наследовал черты бога-буйвола Хараппы, его супруга — Богини-Матери.

Арийское вторжениеВторой этап развития индуизма начался с приходом в Индостан индоевропейских племен скотоводов-кочевников, которые около середины второго тысячелетия до н.э. заняли Пенджаб. Пришельцы самих себя называли ариями («благородными»), а туземцев — дасами («рабами») и темнокожими демонами. Хараппская цивилизация к тому времени уже пришла в упадок. Арии разрушили ее остатки и, ведя войны с местными земледельцами и дикарями, стали продвигаться на восток и юг индийского субконтинента.Прародиной индоевропейцев, или ариев большинство современных исследователей считает степи в низовьях Днепра, Дона, Волга и Урала. Оттуда они, начиная с V тыс. до н. э., несколькими волнами расселились на запад, юг и юго-восток Евразии, став предками хеттов, греков, латинян, кельтов, армян, скифов, славян, германцев и других нардов, говорящих на языках индоевропейской группы.Часть индоевропейцев носит название индоиранцев. Сначала они пришли в Среднюю Азию, откуда одна из индоиранских групп в начале III тыс. до н.э. переселилась на север Ирана (название которого восходит к имени ариев), а вторая группа в начале II тыс. до н.э. достигла Индии. Ко времени вторжения на Индостан индоевропейцами уже была заселена часть Европы и Малая Азия. Свою страну в северной Индии арии называли Арьяварта. Позже они дошли до крайнего запада Европы — их имя сохранилось и в названии Ирландия (Эйр).Как правило, в патриархальных религиях скотоводов мы не найдем развитого культа матери-земли, поскольку этот культ связан с земледелием. Обычаи аборигенов суровые кочевники считали отвратительными и даже пытались искоренять. Но, с переходом к оседлости, местные традиции, казалось побежденные вместе с их носителями, начинали влиять на религию пришельцев. Представления и практики перемешивались, порождая сложные синкретические (смешанные) религиозные комплексы. Так было везде, куда приходили арии, так было и в Индии. Между собой и туземцами арии воздвигли религиозные и социальные перегородки, простоявшие несколько веков. Однако несмотря на это, ведийская религия претерпела сильные изменения, вызванные как внутренними процессами, так и постепенной ассимиляцией местной религиозности, сохранившейся в среде туземцев, живущих в деревнях или обращенных ариями в рабство. Со временем это привело к возникновению грандиозного синтеза, который мы и знаем под названием индуизма.

Наши рекомендации