Политическая система российской федерации
(См. схему 21 на стр. 587)
1. Государство как особое звено политической системы Российской Федерации
В Российской Федерации политическая система общества действует в полном соответствии с нормами международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных общественных объединений. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый житель России имеет право не только вступать в общественные объединения, но и беспрепятственно организовывать их. В то же время Конституция запрещает кому бы то ни было принуждать граждан к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.
Реализуя конституционное право свободы совести, население Российской Федерации может участвовать в деятельности существующих религиозных объединений, основывать новые, а также распространять религиозные вероучения либо атеистические убеждения. Согласно Конституции РФ государство признается светским и ему запрещается устанавливать какую-либо религию в качестве государственной или обязательной. Все без какого-либо исключения религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Конституция РФ гарантирует местное самоуправление, наделяет его органы полномочиями, позволяющими населению успешно решать вопросы местного значения с учетом интересов жителей соответствующего региона, исторических и иных местных традиций. Действующее федеральное законодательство признает самостоятельным субъектом политических отношений и трудовой коллектив предприятий, организаций, учреждений, хотя возможности его участия в политической жизни страны являются весьма ограниченными.
Таким образом, Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для организации и активного действия всех известных современному обществу компонентов политической системы: общественных объединений и политических партий, религиозных организаций, органов местного самоуправления и трудовых коллективов. Государство закрепляет также действенные гарантии незыблемости прав, предоставленных общественным объединениям и ассоциациям, устанавливая за нарушение этих прав уголовную, гражданскую и административную ответственность виновных должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Одновременно с легально действующими компонентами политической системы в Российской Федерации существуют и преступные сообщества, деятельность которых направлена на дестабилизацию экономического, политического порядка в обществе, на создание дополнительных препятствий на пути проведения государством мер по созданию и развитию рыночных отношений, реформированию экономики и общества.
Особым звеном политической системы Российской Федерации выступает само государство, его органы. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочиями, и в частности:
1) устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы;
2) осуществлять регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;
3) привлекать к участию в делах государства общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления
и трудовые коллективы;
4) осуществлять надзор за законностью в деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;
5) применять меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным членам политической системы общества,
нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума подготовила и приняла ряд федеральных законов, которыми закрепила правовой статус большей части компонентов политической организации РФ. Среди них особое значение имеют следующие федеральные законы: «Об общественных объединениях», принятый Государственной Думой 14 апреля 1995 г., «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 12 августа 1995 г., «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 г.
Названные федеральные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные акты создают достаточно надежную правовую основу деятельности общественных объединений, религиозных организаций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а также способы защиты права, нарушенного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. Красной нитью через все законы проходит запрет органам государственной власти и должностным лицам вмешиваться в деятельность негосударственных объединений и органов местного самоуправления помимо случаев, прямо предусмотренных федеральными законами. Каждый легально действующий член политической системы РФ получает реальную возможность действовать свободно, самостоятельно осуществлять свои функции, уставные цели без какого-либо давления со стороны государства и боязни быть привлеченным к ответственности за неисполнение указаний, решений государственных органов и должностных лиц, не основанных на Конституции РФ и федеральном законодательстве.
В строгом соответствии с действующим законодательством осуществляется регистрация общественных объединений, политических партий и религиозных организаций компетентными органами государства. Регистрация не является обязательным условием деятельности названных компонентов политической системы. Они вполне могут осуществлять свои функции и реализовывать свои уставные цели и без этой процедуры, но не могут приобрести прав юридического лица. Кроме того, незарегистрированные общественные объединения, политические партии не могут участвовать в выборах депутатов представительных органов, Президента РФ, глав исполнительных органов субъектов РФ.
Действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым государственный орган может отказать в регистрации общественного объединения, политической партии или религиозной организации. Так, общественному объединению и политической партии может быть отказано в регистрации в случаях, когда: 1) устав противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральному законодательству; 2) не представлен перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке; 3) название объединения или партии оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан и по некоторым другим основаниям.
Законодательство запрещает отказывать в регистрации общественного объединения или политической партии по мотивам нецелесообразности их создания. Объединение, партия, которым было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.
Государство стремится привлечь на свою сторону определенную часть общественных объединений и политических партий. Наиболее же тесное взаимодействие наблюдается между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере экономики, образования, культуры, здравоохранения, охраны общественного порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей деятельности религиозные организации и ведет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи общественных объединений и политических партий. Можно выделить три направления их наиболее активного сотрудничества.
Первое направление составляет деятельность государственных органов по обеспечению гласности, доведению до сведения общественных объединений, иных членов политической системы общества и общества в целом информации о состоянии дел в соответствующем органе государства, принимаемых им решениях, перспективных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоянная связь государственных органов с гражданским обществом и его объединениями осуществляется путем организации пресс-центров, отделов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также проведения периодических встреч ответственных должностных лиц с руководителями общественных объединений и журналистами.
Второе и главное направление взаимодействия государства с общественными объединениями и политическими партиями составляет их совместная деятельность, направленная на решение каких-либо политических, экономических и иных социально значимых проблем. Общественные объединения и политические партии активно взаимодействуют с государственными органами в ходе выборов органов представительной и исполнительной власти, при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружающей природной среды, памятников истории и культуры, оказанием материальной помощи малоимущим и нуждающимся слоям общества, проведением мероприятий, связанных с празднованием каких-либо исторических событий или дат в жизни российского общества и государства. В целях активного и действенного сотрудничества с общественными объединениями и политическими партиями в органах исполнительной власти создаются и действуют специальные подразделения (департаменты, отделы, комитеты) либо общественно-государственные органы (советы, коллегии, комиссии).
Так, при мэре и департаментах Правительства г. Москвы действует более 20 общественно-государственных советов, коллегий, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти с различными общественными организациями г. Москвы. Наиболее тесное и плодотворное их сотрудничество имело место при реализации трехстороннего соглашения между профсоюзами, промышленниками и предпринимателями и Правительством Москвы. Большую работу по укреплению межнациональных отношений ведет Московское межнациональное совещание при департаменте общественных и межрегиональных связей. Правительство Москвы оказывает необходимую финансовую поддержку общественным организациям, предоставляет им льготы по аренде помещений и оплате коммунальных услуг.
Действующее законодательство обязывает государство, его органы оказывать поддержку деятельности общественных объединениям в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам, заключения договоров, предоставления на конкурсной основе социального заказа на выполнение различных государственных программ.
Третье направление взаимодействия государственных органов, общественных объединений и политических партий составляют проблемы законотворчества и правотворчества. Общественные объединения и политические партии, привлекаются органами представительной и исполнительной власти для подготовки проектов федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интересов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.
Большое место в деятельности государства, его органов занимает надзор и контроль за деятельностью остальных членов политической организации РФ. Последовательно проводимый Конституией РФ и федеральными законами принцип независимости органов местного самоуправления и иных компонентов политической системы РФ от государственных органов не означает, однако, вседозволенности. Негосударственные органы и объединения полностью автономны лишь в решении своих внутриуставных задач, но обязаны неукоснительно соблюдать все действующие нормы, которые касаются их как участников конкретных правоотношений.
Надзор за законностью в деятельности общественных объединений и иных компонентов политической системы осуществляет прокуратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, политические партии, религиозные организации, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов названных объединений, партий и организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Экологические, пожарные, эпидемиологические и иные государственные органы осуществляют надзор и контроль за выполнением негосударственными органами и объединениями существующих технических правил и стандартов.
Общественные объединения и другие негосударственные компоненты политической системы РФ за допущенные ими правонарушения привлекаются к ответственности. К ним могут применяться все меры, предусмотренные санкцией нарушенной нормы. Так, в случае нарушения налогового законодательства может быть взыскана вся сумма сокрытого или заниженного дохода и штраф в размере той же суммы. В числе специальных мер, принимаемых только к общественным объединениям и политическим партиям за совершение действий, противоречащих их уставным целям, иные нарушения действующего законодательства, предусматривается вынесение письменного предупреждения, приостановка деятельности на срок до шести месяцев, а за наиболее грубые правонарушения — ликвидация по
решению суда. Ликвидация означает запрет деятельности соответствующего общественного объединения или политической партии. Ликвидационная комиссия может назначаться как учредителями, так и судом, вынесшим решение о ликвидации.
В случае совершения общественными объединениями и политическими партиями деяний, наказуемых в уголовном порядке, должностные лица объединений и партий при доказанности их вины за организацию преступных деяний могут привлекаться к ответственности как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники объединений и партий несут ответственность лишь за те преступления, в подготовке или совершении которых они непосредственно участвовали.
2. Общественные объединения
Общественные объединения представляют собой наиболее распространенную организационную форму, при которой население Российской Федерации реализует свое конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Общественные объединения характеризуются необычайным разнообразием и массовостью. В настоящее время в Российской Федерации действует более 40 000 общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населения страны.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Таким образом, общественное объединение характеризуется следующими специфическими признаками, позволяющими выделять его из совокупности остальных общественных и хозяйственных формирований:
1) добровольностью создания общественных объединений и правом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить из них; самоуправлением, т.е. правом членов объединения управлять его делами самостоятельно, без вмешательства государственных органов и иных лиц, в том числе разрабатывать и принимать устав, формировать руководящие органы и выбирать руководителей объе динения. В общественных объединениях самоуправление осуществляется их съездами, конференциями, собраниями, а также выборными руководящими и контрольно-ревизионными органами;
3) некоммерческим характером деятельности. Извлечение прибыли не может формулироваться в качестве основной или единственной цели общественного объединения. Объединения, имеющие такие цели, признаются хозяйственными, коммерческими организациями, а поэтому образуются и действуют в ином порядке. Законодательство разрешает общественным объединениям осуществлять коммерческую деятельность при соблюдении двух условий. Во-первых, такая деятельность должна носить вспомогательный характер и осуществляться в той мере, в какой это необходимо для реализации главных целей общественного объединения. Во-вторых, полученная прибыль полностью должна идти только на нужды объединения и не может распределяться между его членами.
В Российской Федерации общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.
Общественной организациейпризнается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общественные объединения при условии, что они прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ или его территориальных органах и обладают статусом юридического лица. Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом. В одних организациях может иметься лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты. Прием в члены организации осуществляется на основании письменного или устного заявления физического или юридического лица и оформляется специальным решением компетентного органа общественной организации. На члена общественной организации могут возлагаться обязанности принимать активное участие в ее деятельности, уплачивать членские взносы и подчиняться решениям ее руководящих органов. В форме общественных организаций в Российской Федерации действуют профсоюзы, разного рода творческие, спортивные и иные общественные объединения.
Общественным движениемпризнается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Ее участником признаются граждане или общественные объединения,
которые принимают активное участие в деятельности общественного движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Таким образом, состав общественного движения является непостоянным и самим движением не контролируется. В его деятельности участвуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении означает одновременно и выход из него. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.
В Российской Федерации в качестве движений зарегистрированы такие общественные формирования, как движение «Солдатские матери», Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, движение «Демократическая Россия», Всецерковное православное молодежное движение (братство).
Общественный фондпонимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели.
Основное отличие общественного фонда от общественных организаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. У него нет потребности и в большом числе участников,— как это характерно для общественного движения. Общественный фонд решает специфические задачи — накопление имущества для реализации социально полезных целей и не нуждается в массовом членстве. Для общественного фонда важно получить на основе добровольных взносов, пожертвований, иных не запрещенных законом поступлений достаточные средства и передать их нуждающимся людям либо соответствующим организациям на реализацию различных социально полезных проектов. При этом действующее законодательство запрещает учредителям и управляющим имуществом общественного фонда использовать имущество фонда в собственных интересах.
Министерством юстиции РФ были зарегистрированы в качестве общественных объединений Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонд), Российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елизаветы Федоровны, Международный фонд Александра Сергеевича Пушкина, Фонд международных обменов «Кокусай корю кикин», Экологический фонд России.
Общественным учреждениемпризнается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность данного вида общественных объединений состоит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, что означает неправомочность учреждения распоряжаться вверенным ему имуществом без согласия учредителей; 2) общественное учреждение не может заниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного управления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые не являются его учредителями или потребителями услуг.
Коллегиальный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе.
Под органом общественной самодеятельностипонимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.
Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту их жительства, стачечные комитеты и иные органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений.
Деятельность общественных объединений РФ благотворно сказывается во всех сферах жизни и деятельности общества и государства. Благодаря названным общественным формированиям обеспечивается объединение, организация населения страны сообразно