Основные показатели федеральных округов

Округ Доля по отношению к Российской Федерации в целом, %
население промышленного производства
Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный 26,5 9,8 14,4 22,2 8,7 13,4 5,0 21,2 12,7 6,3 23,0 16,6 14,5 5,7

Целями реорганизации территориального управления являются:

• обеспечение реализации Президентом РФ своих полномочий;

• повышение эффективности федеральных органов государст­венной власти;

• совершенствование контроля за исполнением решений орга­нов управления;

• упрочение единого правового пространства на всей территории страны.

Полномочный представитель Президента РФ обеспечивает реа­лизацию конституционных полномочий главы государства, прези­дентскую вертикаль. Федеральные структуры в регионах выводятся из-под влияния региональных властей, при этом исполнительная власть остается у глав субъектов РФ, их полномочия не перераспре­деляются. Меняется управленческая структура без изменения пол­номочий региональных органов.

Федеральный округ — не субъект РФ и не новая административ­но-территориальная единица, он не имеет окружного правительства. Это территориальное деление с целью совершенствования федераль­ного и регионального управления. С созданием федеральных округов двухзвенная структура государственного территориального управле­ния (центр—регион) заменяется трехзвенной (центр—федеральный округ—регион), а губернаторы как субъекты политики перестают быть единственными представителями регионов.

Организационной формой управленческой деятельности феде­рального округа являются советы, куда входят главы законодатель­ной и исполнительной власти субъектов РФ, представители всех федеральных структур на территории округа. Совет наделяется ис­полнительными функциями, контролирует выполнение принятых решений. Рассматриваются не только текущие дела, но и перспек­тивные планы. Кроме того, при полномочном представителе рабо­тает коллегия, при необходимости на ее заседание приглашаются члены Правительства РФ.

Текущая деятельность в федеральных округах осуществляют фе­деральные инспекторы. Основными направлениями их деятельно­сти являются:

• анализ ситуации в регионе, выявление проблем;

• разработка технологий и нормативных актов, призванных оптимизировать управление на уровне региона;

• организационная работа по налаживанию взаимодействия с внешними структурами, реализации целевых программ и решению других задач.

Полномочные представители способствуют восстановлению полной правоспособности государства, укреплению стабильности. Однако решить кардинальные проблемы, сгладить резкие различия в уровнях развития регионов они не в состоянии, так как для этого надо иметь все атрибуты власти и управления, в том числе собст­венный бюджет. Подобная надзорная структура обходится недеше­во: у каждого по два первых заместителя в ранге министров, назна­чаемых Президентом РФ, а всего заместителей — 6—9 человек. Общий штат при полпреде составляет около 100 человек.

Основные показатели федеральных округов - student2.ru Свободная экономическая зона

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это ограниченный уча­сток территории, в пределах которого устанавливается особый ре­жим предпринимательской деятельности для коммерческих органи­заций, зарегистрированных в данной зоне. СЭЗ создается главным образом для привлечения иностранного капитала, передовых техно­логий, развития экспортного потенциала.

Решение о создании СЭЗ принимается Правительством РФ, им же утверждается Положение о свободной экономической зоне.

В СЭЗ для иностранных инвесторов и предприятий устанавли­вается льготный налоговый режим, пониженные ставки платы за землю и природные ресурсы, особый таможенный режим, упро­щенный порядок въезда и выезда граждан, регистрации предпри­ятия. В федеральном бюджете в составе целевых средств по оказа­нию финансовой поддержки регионам учитываются средства, на­правляемые на обеспечение функционирования СЭЗ.

К идее СЭЗ в РФ впервые обратились в 1990-1991 гг., когда было объявлено об обра­зовании СЭЗ на территориях: Ленинграда, Выборга Ленинградской области, Примор­ского края, включая г. Находку, Калининградской, Сахалинской ("Сахалин"), Читин­ской ("Даурия"), Кемеровской ("Кузбасс") и Новгородской областей, Алтайского края, Еврейской автономной области, ("ЕВА") г. Зеленограда Московской области. От большинства первых СЭЗ остались лишь одни названия, поскольку отсутствовали объективные условия для реального функциони­рования территорий в новом статусе. А это, как минимум, два критерия, которые делают территорию "привлекательной" для иностранных инвесторов: во-первых, вы­годное экономико-географическое положение (т.е. вблизи какого-то большого города, где есть емкий рынок, значительный научно-технический потенциал и откуда удобно проникать в близлежащие государства и регионы); во-вторых, в этой зоне "должна быть нормальная деловая и производственная структура - от дорожной, энер­гетической, канализационной сети, аэродрома или порта до банков, связи, соци­альных условий, которые отвечали бы средним мировым стандартам". Наличие лишь одной предпосылки - природных ресурсов (нефть, золото или алмазы), которая во многих случаях только и принималась во внимание при первой попытке создания СЭЗ в РСФСР, - оказалось недостаточным для привлечения иностранных инвесто­ров. Более того, специалисты отмечали непродуктивность идеи передачи на откуп иностранному капиталу эксплуатации природных ресурсов на условиях льготного налогообложения, поскольку во всем мире подобное не только не делается, но с этого вида деятельности взимаются еще и дополнительные (помимо прочих) налоги. Если Находка, расположенная в непосредственной близости от Японии, Кореи, Ки­тая, район Калининграда, являющийся западными воротами России, и регион Санкт-Петербурга, имеющий огромный городской потенциал, соответствовали исходным критериям формирования рентабельных СЭЗ, то, допустим, Алтайский край с тер­риторией 262 тыс. кв. км или Читинская область, раскинувшаяся на 432 тыс. кв. км, которые требовали больших средств для создания инфраструктуры, не были столь привлекательными с точки зрения получения прибыли для западных предпринимателей.

Наши рекомендации