Конвенция ООН о перевозке грузов морем 1978 г
Конвенция ООН о перевозке грузов морем («Гамбургские правила») была принята в Гамбурге 30 марта 1978 г. на Конференции ООН по морской перевозке грузов (далее – Конвенция ООН 1978 г.). Вступила в силу с 1 ноября 1992 г. В настоящее время ее участниками являются 34 государства27. Как видно из списка ее участников, это – государства, не обладающие флотом, но являющиеся грузовладельцами. Положения об ответственности перевозчика являются основой любой транспортной конвенции, отмечает Г.Г.Иванов, именно эти положения Гамбургских правил (ст.5) и являются препятствием к их широкому применению.28
Конвенция ООН 1978 г. состоит из 34 статей и Примечания.
Конвенция ООН 1978 г. разрабатывалась с целью заменить Конвенцию о коносаменте 1924 г. Однако этого не произошло в силу ряда причин. По сравнению с Конвенцией о коносаменте 1924 г. Конвенция ООН 1978 г. является более объемным документом (34 статьи против 16).
Оговорки к Конвенции ООН 1978 г. не допускаются (ст.29).
Сфера действия Кон венции ООН 1978 г. значительно расширена по сравнению с Конвенцией о коносаменте 1924 г.: она применяется ко всем договорам пе ревозки (а не только к договорам, оформленным коносаментом), ко всем видам грузов (включая палубные грузы, жи вых животных) и практически ко всем международным перевозкам.
Период ответственности перевозчика охватывает срок, в тече ние которого груз находится в веде нии перевозчика в порту погрузки, во время перевозки и в порту разгруз ки (ст.4). Считается, что груз находится в ведении перевозчика с момента, когда он принял груз от грузоотправителя или лица, действующего от имени грузоотправителя, или какого-либо органа или иного третьего лица, которому в силу закона или правил, применяемых в порту погрузки, груз должен быть передан для отгрузки; до момента, когда он сдал груз путем передачи груза грузополучателю или в случаях, когда грузополучатель не принимает груз от перевозчика - путем предоставления его в распоряжение грузополучателя в соответствии с договором, или законом, или обычаем данной отрасли торговли, применяемых в порту разгрузки, или путем передачи груза какому-либо органу или иному третьему лицу, которым в силу закона или правил, применяемых в порту разгрузки, должен быть передан груз.
Ответственность перевозчика за ущерб, явившийся результатом утра ты или повреждения, а также за держки в сдаче груза, основана на принципе презюмируемой вины (ст.5). Перевозчик несет ответственность за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, а также задержки в сдаче, если обстоятельства, вызвавшие утрату, повреждение или задержку, имели место в то время, когда груз находился в его ведении, если только перевозчик не докажет, что он, его служащие или агенты приняли все меры, которые могли разумно требоваться, чтобы избежать таких обстоятельств и их последствий.
Задержка в сдаче имеет место, если груз не сдан в порту разгрузки, предусмотренном в договоре морской перевозки, в пределах срока, прямо определенного соглашением, или при отсутствии такого соглашения - в пределах срока, который было бы разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств. Лицо, управомоченное заявить требование по поводу утраты груза, может считать груз утраченным, если он не был сдан в соответствии с требованиями Конвенции ООН 1978 г. в пределах 60 календарных дней по истечении срока сдачи.
Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение груза или задержку в сдаче, вызванные пожаром, если лицо, заявляющее требование, докажет, что пожар возник по вине перевозчика, его служащих или агентов; а также за такие утрату, повреждение или задержку в сдаче, которые, если это доказано лицом, заявляющим требование, произошли по вине перевозчика, его служащих или агентов при принятии всех мер, которые могли разумно требоваться, чтобы ликвидировать пожар и избежать или уменьшить его последствия. В случае, когда пожар на борту судна затронул груз, и если того пожелает лицо, заявляющее требование, или перевозчик, должен быть проведен сюрвейерский осмотр в соответствии с практикой морских перевозок по поводу причин и обстоятельств пожара, и копия соответствующего отчета должна предоставляться перевозчику или лицу, заявляющему требование, по их запросу.
В отношении живых животных перевозчик не несет ответственности за утрату, повреждение или задержку в сдаче, являющиеся результатом любых особых рисков, присущих этому виду перевозки. Если перевозчик докажет, что он выполнил специальные инструкции в отношении животных, данные ему грузоотправителем, и что при данных обстоятельствах утрата, повреждение или задержка в сдаче могли бы быть отнесены на счет таких рисков, предполагается, что утрата, повреждение или задержка в сдаче были вызваны этими рисками, если нет доказательств того, что целиком или отчасти утрата, повреждение или задержка в сдаче произошли по вине перевозчика, его служащих или агентов.
Перевозчик не несет ответственности, кроме как по общей аварии, в тех случаях, когда утрата, повреждение или задержка в сдаче возникли в результате мер по спасению жизни или разумных мер по спасению имущества на море.
В тех случаях, когда вина перевозчика, его служащих или агентов сочетается с другой причиной в возникновении утраты, повреждения или задержки в сдаче, перевозчик несет ответственность лишь в той степени, в какой утрата, повреждение или задержка в сдаче обусловлены виной перевозчика, его служащих или агентов, при условии, что перевозчик докажет размер утраты, повреждения или задержки в сдаче, которые не обусловлены виной с его стороны.
Пре дел ответственности перевозчика зна чительно повышен (ст.6) по сравнению с Конвенцией о коносаменте 1924 г. Ответственность перевозчика за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, ограничивается 835 СДР за место или другую единицу отгрузки либо 2,5 СДР за один килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше. Ответственность перевозчика за задержку в сдаче ограничивается суммой, в 2,5 раза кратной фрахту, подлежащему уплате за задержанный сдачей груз, но не превышающей размеры фрахта, подлежащего уплате на основании договора морской перевозки. Ни в коем случае совокупная ответственность перевозчика не может превышать ограничение, которое установлено за полную утрату груза, в отношении которого возникла такая ответственность. По соглашению между перевозчиком и грузоотправителем могут быть установлены пределы ответственности, превышающие предусмотренные Конвенцией ООН 1978 г.
Конвенция ООН 1978 г. исключает осво бождение перевозчика от ответствен ности за ошибки в судовождении или управлении судном (так называемая «навигационная ошибка»).
Грузоотправитель не отвечает за ущерб, понесенный перевозчиком или фактическим перевозчиком, или за повреждение, полученное судном, если только такой ущерб или повреждение не произошли по вине грузоотправителя, его служащих или агентов. Служащий или агент грузоотправителя также не несет ответственности за такой ущерб или повреждение, если только ущерб или повреждение не были вызваны виной с его стороны (ст.12).
Конвенция ООН 1978 г. предусматривает критерий разумных действий при освобожде нии перевозчика от ответственности при спасании имущества на море. В отличие от Конвенции о коносаменте 1924 г. частично урегулированы вопросы, ка сающиеся сквозных перевозок (ст.11), гаран тийных писем (ст.17), палубных (с.9) и опасных (ст.13) грузов, расширен пере чень сведений, включаемых в коноса мент (ст.15), а также раздел о претензиях и исках (ст.19).
В Конвенции ООН 1978 г. предусмотрены срок исковой давности 2 года и возмож ность его продления по заявлению перевозчика (ст.20).
Конвенция ООН 1978 г. содержит правила о юрисдикции (ст.21) и арбитражном разбирательстве (ст.22).