Предмет этики (изменение с течением времени)
Вопросы к экзамену – 2011..
- Этика как наука о морали
- Структура и функции морали.
- Предмет этики (изменение с течением времени).
- Категории этики.
- Этапы становления этики (предэтика, этическое просвещение, классика).
- Этические воззрения в Древней Индии.
- Нравственное содержание буддизма.
- Этические позиции Конфуция.
- Античная этика.
- Гуманизм Ренессанса.
- Этика Просвещения.
- Этика Нового времени.
- Категорический императив И.Канта.
- Ф.Ницше: генеалогия морали.
- «Русская духовность».
- Этика православия.
- Ислам и нравственность.
- Этика материализма
- Этика экзистенциализма.
- Метаэтика.
- Понятие профессии. Основные элементы профессиональной этики.
- Функции профессиональной морали в обществе.
- Категории профессиональной этики.
- Духовно-нравственные ценности как основа морально-этических методов управления.
- Административная этика.
- Категории административной этики.
- Государственная и муниципальная служба.
- Принципы построения и функционирования государственной службы.
- Этические требования к личности госслужащего.
- Принципы профессиональной этики государственного служащего.
- 4 группы нравственных требований к государственным служащим.
- Функции государственной службы.
- Этика структуры и этика нейтралитета.
34. Соотношение права и морали
35. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы.
36. Политика и государственная служба.
- Этические принципы и нормы поведения государственных служащих.
- Политическая нейтральность государственной службы.
- Правила публичного комментирования чиновником государственной политики.
- Совершенствование профессиональной этики служащих как мировая тенденция.
- Опыт западных стран по отношению к проблемам этического регулирования государственных служащих (США, Канада, Великобритания).
- Реформирование государственной службы Российской Федерации как способ регулирования управленческих аномалий.
- Кодексы поведения государственных и муниципальных служащих.
- Органы контроля за соблюдением моральных норм. Этические комитеты, комиссии.
- Бюрократия и бюрократизм как феномен управленческого процесса. Преодоление бюрократизма в системе государственной и муниципальной службы.
- Понятие и природа коррупции. Моральный аспект проблемы коррупции.
- Меры противокоррупционной защиты государственной службы.
- Понятия реального, потенциального и мнимого конфликта интересов. Меры по устранению конфликта интересов.
- Специфика и содержание моральных конфликтов на государственной службе.
- Этические трансформации на государственной службе и способы их предотвращения.
- Этикет. История возникновения.
- Функции этикета на государственной и муниципальной службе.
- Принципы этикета государственного и муниципального служащего.
- Этикет госслужащих за рубежом (несколько стран для примера).
Структура и функции морали.
Функции морали - регулятивную - оценка поведения; воспитательную - передача опыта из поколения в поколение; ценностно-ориентирующую выработка и направление норм; познавательная – приобретение знаний о вопросах морали.
В структуре морали принято различать образующие ее элементы - моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.
Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.
Моральные принципы — выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. К числу моральных принципов относятся такие, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь.
Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.
Предмет этики (изменение с течением времени)
Античная эпоха: поведение человека и его качества, характеризующие отношение человека к миру, к окружающим. Учение о добродетели.
Средние века: изучение внешних объективированных форм и проявлений нравственности. С субъекта переход на объект. Преобладает религиозная этика.
Новое время: изучение общеобязательных норм морального поведения, а также на изучение форм сочетания индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения.
XIX век: изучение психологических мотивов человеческого поведения.
Начало XX века: Метаэтика: логический анализ языка морали.
Предмет этики смещается на рассмотрение роли моральных фактов в реальных социальных процессах.
Конец XX века: Прикладная этика - отвечает практическим потребностям развития современного общества и имеет большое практическое поле применения.
Предмет этики менялся, менялись подходы и акценты этического знания, но в основе проводимых исследований всегда оставалась мораль.
Категории этики
Категории этики имеют разную иерархию.
1)Добро и зло: предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, польза, зло – это вред.
2)Индивидуальное моральное сознание: Совесть в индивидуальном сознании сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства.
3)Личные поступки: Долг – социальный заказ от общества человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода. Ответственность – усваивая представления о долге, мы проводим отбор требований, признаем какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – та часть требований долга, которую человек принимает на себя и за отступлением от которых готов нести ответственность.