Восточная Европа в конце ХХ - начале ХХ1вв

В странах «народной демократии» (Восточная Европа) особенно ярко проявился разрыв между конституциями и реальностью в сфере прав и свобод граждан. Нарушения их со стороны партийных коммунистических и государственных органов имели постоянный и массовый характер. Это вызывало недовольство и протест их населения, которые в условиях ослабления тоталитаризма в СССР и советского контроля за восточноевропейскими странами в 1989-1990 годах привели к демократическим преобразованиям и краху всевластия коммунистов, к утверждению в их общественной и государственной жизни демократических принципов.

В августе 1980 года в Гданьске возникло свободное профсоюзное объединение, которое получило наименование «Солидарность». Руководителем его стал Л. Валенса, электрик местной судоверфи. Вскоре оно превратилось в массовое организованное социально-политическое движение (до 10 млн. членов).

Из организации, которая в 1980-1981 годах отстаивала социальные права работающих, оно стало политической силой, которая отрицала руководящую роль в Польше коммунистов.

Тогда новый лидер их В. Ярузельский под давлением Москвы ввел в стране военное положение и арестовал 5 тысяч профсоюзных активистов. Забастовочные выступления, организованные «Солидарностью» летом 1988 года, вынудили коммунистов пойти на переговоры с руководством «Солидарности». В связи с началом «перестройки» в СССР В. Ярузельский и его коммунистическое окружение были вынуждены согласиться на легализацию деятельности «Солидарности», на свободные парламентские выборы, учреждение поста президента страны и создание в сейме второй палаты — сената.

Июньские выборы 1989 года закончились победой «Солидарности», а ее фракция в сейме сформировала демократическое правительство во главе с Т. Мазовецким.

В 1990 году лидер «Солидарности» Л. Валенса был избран президентом страны. Он поддержал план радикальных реформ Бальцеровича, который привел к временному болезненному снижению жизненного уровня населения. При его активном участии Польша стала сближаться с НАТО и европейским сообществом.

Временные экономические трудности, связанные с массовой приватизацией, а также выявление тайных связей в прежние времена со спецслужбами некоторых деятелей из окружения Валенсы привели к тому, что во время президентских выборов 1995 года его победил А. Квасневский, в прошлом активный коммунист.

В Чехословакии после начала «перестройки» в СССР Г. Гусак отказался изменить политический курс и вступить в диалог с оппозицией и в 1988 году был вынужден уйти в отставку с поста коммунистического лидера.

В ноябре 1989 года в Чехословакии произошла «бархатная революция», во время которой под давлением массовых мирных протестов коммунисты были вынуждены согласиться на формирование правительства с участием представителей демократической оппозиции. Спикером парламента стал А. Дубчек, а президентом В. Гавел, писатель-демократ.

В Чехословакии произошел мирный переход от коммунистической диктатуры к парламентаризму. Начались демократические преобразования в политической и государственной жизни.

Гавел оказался настоящим демократом и когда в Словакии началось движение за провозглашение ее независимости, он не стал этому противодействовать, а добровольно отказался от поста президента Чехословакии.

1 января 1993 года Чехословакия разделилась на два государства — Чехию и Словакию. В. Гавел был избран президентом Чехии.

В октябре 1989 года в Венгрии коммунисты были вынуждены согласиться на принятие закона о многопартийности и деятельности партий. Он запретил коммунистам осуществление контрольных функций на предприятиях, в органах государственной власти, полиции, в вооруженных силах.

А затем в конституцию страны были внесены поправки. Они предусматривали «мирный политический переход к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально-ориентированная рыночная экономика».

На состоявшихся в марте 1990 года выборах в государственное собрание Венгрии коммунисты потерпели полное поражение, а большинство мест в парламенте завоевал венгерский демократический форум. После этого из конституции было исключено всякое упоминание о социализме.

Демократизация общественной и государственной жизни произошла и в ГДР, где на первых свободных выборах в марте 1990 года победила демократическая оппозиция.

В результате народного выступления был свергнут в Румынии ненавистный коммунистический режим Н. Чаушеску в декабре 1989 году.

Борьба албанцев за ликвидацию коммунистического режима в своей стране закончилась в 1992 году. Не обошли стороной перемены и Болгарию, где к власти тоже пришли демократические силы.

Процесс демократизации общественной и государственной жизни распространился и на Социалистическую Федеративную Республику Югославии. В начале 90-х годов в ряде восточноевропейских государствах были приняты новые конституции, а в конституции других были внесены важные изменения.

Они меняли не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя, воспринимали общечеловеческие демократические ценности. Согласно новой конституции 1991 года Болгарская народная республика стала Республикой Болгария.

Новая конституция Румынии была утверждена в ноябре 1991 года. Вместо Румынской народной республики появилось Республика Румыния. Перестала существовать Чехословакия, а на ее базе возникли два независимых государства Чешская и Словацкая республики. Вскоре были приняты их конституции. Конституция республики Сербия и Черногория, возникшей после распада Югославской федерации, была принята в апреле 1992 года.

В 1990 году в конституцию Венгерской народной республики были внесены радикальные изменения, изменившие характер и название государства.

А конституция Польской народной республики была дополнена двумя новыми конституционными законами. Это закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями Республики Польша и закон о территориальном самоуправлении.

Новые конституции и дополнения к старым закрепили в восточноевропейских странах переход к рыночным отношениям в сфере экономики, свободу и равноправие всех форм собственности, свободу предпринимательской деятельности. Можно говорить и о деидеологизации конституций восточноевропейских государств. Например, в конституции Словацкой республики подчеркивалось, что она является демократическим и правовым государством, не связанным ни с какой религией и идеологией.

Конституции закрепили республиканский демократический государственный строй, формируемый на основе всеобщего избирательного права. Они гарантировали в политической жизни плюрализм, реальную многопартийность, многообразие общественных движений.

Определялись и новые отношения между партиями и государственными структурами, которые были направлены на то, чтобы не допустить узурпации государственной власти той или иной партией. Так, в конституции Венгрии специально подчеркивалось, что политические партии «не могут осуществлять государственную власть».

Принципиальным в конституциях восточноевропейских стран стало и положение, устанавливающее новый статус парламента, как высшего государственного органа, формируемого и работающего строго на демократических принципах.

Конституции закрепили и изменения функций главы государства, в роли которого перестал выступать коллективный орган. Повсеместно был восстановлен пост президента государства.

Предусматривалось нередко его избрание всенародным голосованием, а сам он наделялся значительными властными полномочиями, правом отлагательного вето, иногда и правом роспуска парламента (в определенных случаях).

Первоначально в Польше президент имел немалые полномочия в сфере законодательной и исполнительной власти, что давало основание рассматривать ее как парламентско-президентскую республику.

2 мая 1997 года в Польше была принята новая конституция, которая несколько сократила полномочия президента, и часть их передала сейму и правительству.

Ему больше не принадлежит ведущая роль в определении правительственной программы, а при назначении и смещении министров он должен учитывать предложения премьер-министра.

Конституции восточноевропейских стран предусматривают ответственность главы государства, возможность его импичмента за нарушение конституции или за уголовное преступление.

Обвиненный в пособничестве мошенническим действиям коммерческих структур в 1997 году не дожидаясь импичмента был вынужден покинуть свой пост президент Албании.

Конституции закрепили унитарную форму государственного устройства восточноевропейских государств, в том числе и тех которые возникли на территории бывших Югославии и Чехословакии. Исключение составляет только государство, которое ныне именуется Сербия и Черногория.

Важнейшим объектом конституционного регулирования в восточноевропейских странах является уравнение в правах национальных меньшинств. К примеру, в Болгарской конституции имеется положение, запрещающее насильственную ассимиляцию турок и других проживающих в ней не славян. Однако при этом есть в конституции и норма, которая запрещает «создание автономных территориальных образований». В конституциях восточноевропейских государств предоставление гражданам перечня прав и свобод находится в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

При этом немало внимания уделяется предоставлению гражданам экономических, социальных и культурных прав, права на здоровую окружающую среду. Тем не менее, предоставление конституциями основных прав и свобод гражданам восточноевропейских государств не имеет абсолютного характера.

Например, в ст. 31 конституции Румынии запрещены «клевета на страну и нацию», а также «непристойные проявления, противоречащие общественной жизни». Допускаются и некоторые ограничения избирательных прав граждан, особенно пассивных.

Объектом конституционного регулирования является и установление обязанностей, которые в отличие от прежних конституций сведены к минимуму. Право собственности гарантируется, но с определенными ограничениями. «Собственность, — говорится в ст. 20 Словацкой конституции, — обязывает. Ею нельзя воспользоваться для ущемления прав других лиц, либо в противоречии с общими интересами, охраняемыми законом». Конституции нередко признают объектом государственной собственности, которая не подлежит приватизации и относится к национальным богатствам, леса, водоемы, полезные ископаемые. В восточноевропейских странах одной из форм преследования инакомыслящих при тоталитарных режимах было произвольное лишение их гражданства и высылка из страны. Поэтому в новых конституциях, например в конституции Болгарии, предусмотрена гарантия того, что «никто не может быть лишен гражданства или выслан из страны» (ст. 61).

Важным явлением конституционного права восточноевропейских стран 90-х годов стало и положение, предусматривающее право работающих по найму на забастовку для защиты своих экономических прав. Новым положением является и представление гражданам права на свободное творчество (художественное, научное и пр.), которое ранее конституциями сильно ограничивалось. Прежние конституции обычно не предусматривали создание специальных правовых механизмов, призванных осуществлять контроль над соблюдением прав и свобод. Теперь этим в Чехии и Словакии занимается конституционный суд, в Польше — уполномоченные по правам человека, в Румынии — народные адвокаты, в Венгрии — комиссия по правам граждан и по правам национальных и этнических меньшинств государственного собрания. Среди новых прав, предоставляемых конституциями восточноевропейских государств, и право на свободу предпринимательской деятельности. Предусмотрены разрушение сверх централизованных экономических структур, строящихся на государственной собственности, и утверждение социально ориентированных рыночных отношений. В развитие этого положения были изданы законы, предусматривающие порядок и принципы осуществления приватизации государственной собственности.

В восточноевропейских странах были приняты специальные программы по приватизации средств производства. «Перестройка» в СССР и ослабление позиций коммунистов в восточной Европе привели к значительным изменениям в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в которой доминирующее положение занимала Сербия и ее коммунистическое руководство. При этом Сербия стремилась сохранить существующую федерацию, а Словения и Хорватия настаивали на превращении ее в конфедерацию (1991 год). Представители республики Македонии и республики Боснии и Герцеговины предложили превратить Югославскую федерацию в союз суверенных государств. С этим представители почти всех республик согласились. Категорически возражало лишь коммунистическое руководство в Белграде, состоявшее из сербов. Несмотря на это республики стали провозглашать свою независимость.

В июне 1991 года скупщина Словении провозгласила ее независимость, а собор Хорватии принял декларацию о провозглашении независимости Хорватии. Тогда из Белграда против них направили регулярную армию, но хорваты и словенцы начали вооруженным путем сопротивляться. Попытки Белграда с помощью войск не допустить независимости Хорватии и Словении закончились неудачей из-за противодействия Европейского союза и НАТО. Тогда часть сербского населения Хорватии, направляемая из Белграда, начала вооруженную борьбу против независимости Хорватии. В конфликте приняли участие сербские войска, пролилось немало крови, конфликт между Хорватией и Сербией пошёл на убыль после ввода в феврале 1992 года в Хорватию миротворческих войск ООН.

Еще более кровавые события сопутствовали обретению независимости Боснией и Герцеговиной, среди населения которых преобладали боснийцы, исповедующие ислам. В тоже время здесь имелись регионы с преобладанием сербского или хорватского населения. После провозглашения независимости Боснии и Герцеговины в октябре 1991 года её сербское население создало Сербскую республику Боснии и Герцеговины, которая получила помощь и поддержку, в том числе и военную, со стороны Белграда. На территории этой Сербской республики вооруженные формирования сербов проводили кровавые этнические чистки в отношении мусульман и хорватов. Тогда через полгода проживающие на территории Боснии и Герцеговины хорваты провозгласили создание хорватской державы Герцег-Босния. Чтобы прекратить вооруженное вмешательство Сербии в дела Боснии и Герцеговины, международное сообщество ввело против нее санкции. Оказавшиеся в международной изоляции Сербия и Черногория в апреле 1992 года провозгласили создание нового государства - Союзной республики Югославии. Это новое государство провозгласило себя правопреемницей СФРЮ. Оно представляло собой федерацию двух государств с единым экономическим пространством и общефедеральными органами. В 1992 - 1995 годах имел место кровавый боснийский кризис, во время которого Сербская республика Боснии и Герцеговины при помощи войск Союзной Республики Югославии стремилась присоединить Боснию и Герцеговину к последней. Белградское руководство стремилось с помощью своих войск оторвать от Хорватии и провозглашенную на ее территории Сербскую страну.

Международные санкции против Белграда не подействовали. Тогда в Боснию были введены войска ООН и НАТО, которые приняли участие в боевых действиях против армии Белграда. Международное давление привело к тому, что Сербия была вынуждена умерить свои агрессивные устремления и согласиться на мирное урегулирование. В декабре 1995 года в Париже был подписан мирный договор между Сербией, Хорватией и Боснией и Герцеговиной. Политика сербского коммунистического руководства во главе со С. Милошевичем, направленная на нежелание предоставить автономию населению Косово, где преобладали албанцы, привела к массовым репрессиям против них по этническому признаку. Когда Белград отказался по требованию международного сообщества прекратить их, в Косово были введены войска НАТО и им начала управлять администрация ООН. Возникли проблемы у Белграда и со стороны Черногории, где все больше усиливалось движение за выход ее из конфедерации. В Черногории был проведен по этому вопросу референдум, во время которого большинство черногорцев идею не поддержало. Сейчас существует конфедерация, называемая Сербия и Черногория. В 1999 году ряд стран восточной Европы вступили в НАТО, а с 1 мая 2004 года в Западноевропейский союз. В конце ХХ - начале XXI веков страны восточной Европы перешли от коммунистического тоталитаризма к парламентаризму, а государственно-правовые отношения в них стали строиться на демократических принципах.

Наши рекомендации