Фискальная политика государства и её инструменты
Фискальная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Фискальная политика влияет на уровень национального дохода и следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен.
Основными целями фискальной политики являются:
1) сглаживание колебаний экономического цикла,
2) повышение уровня экономической активности,
3) стимулирование развития отдельных сфер экономики,
4) стабилизация темпов экономического роста,
5) достижение высокого уровня занятости,
6) снижение темпов инфляции.
Осуществляется фискальная политика с помощью таких инструментов, как государственные расходы и налоги.
Меры фискальной политики включают прямые и косвенные методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Из средств государственного бюджета финансируются: затраты на расширение воспроизводства, непроизводственные расходы государства, развитие инфраструктуры, научных исследований, т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль при этом играет система налогообложения.
Налог – это обязательный регулярный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Сбор – обязательный единовременный взнос.
Классификация налогов:
а) по способу изъятия –
прямые – взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения (например, налог на доходы физических лиц);
косвенные – уплачиваются конечными потребителями облагаемого налогом товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины);
б) по характеру начисления на объект обложения –
прогрессивные – ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога (ЕСН);
регрессивные – налоги, которые в денежном выражении равны для всех налогоплательщиков;
пропорциональные – налоги, при которых налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения (налог на имущество).
Фиксированные- налоги, которые в денежном выражении равны для все налогоплательщиков)
Система налогообложения в РФ состоит из трех уровней:
– федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, таможенные и государственные пошлины);
– региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, транспортный налог, региональные лицензионные сборы);
-местные налоги (земельный, налог на рекламу).
Для описания связи между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет применяется Кривая Лаффера
По мере роста ставок налога от 0 до 100 % доходы госбюджета будут расти от 0 до некоторого максимального уровня (до точки М), а затем снижаться опять до 0. Низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям, уменьшают необходимость трансфертных выплат. Таким образом, если экономика находится в области выше точки М снижение налоговых ставок приводит к увеличению доходов госбюджета. Повышение налоговых ставок елесообразно только в области ниже точки М. Таким образом, максимальная налоговая ставка не ведет к максимизации доходов государства.
Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение, культура, наука и др. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному хозяйству.
В затратах на хозяйственные нужды (2 место) обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству, которые имеют также социальную, политическую и хозяйственную направленность. Ни одно государство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства.
Расходы на национальную оборону( 3 место), правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, а также административно-управленческие расходы воздействуют на структуру спроса.
Конъюнктурным целям бюджетного регулирования могут служить расходы по государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на
хозяйственные цели, как правило, растут, а во время «перегрева» конъюнктуры—
сокращаются. Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее
воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуры экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Действенность госрегулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП), во-вторых, от структуры этих расходов, в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.