Приложение 4. Положение об Управлении государственной службы и кадров (утверждено Приказом ФТС РФ от 21 апреля 2008 года №444)

I. Общие положения.

1. Положение об Управлении государственной службы и кадров разработано на основании Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. №459.

2. Управление государственной службы и кадров (далее –Управление) является структурным подразделением ФТС России.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, указаниями и поручениями руководителя ФТС России, а также Положением.

4. Структуру и штатную численность должностных лиц Управления утверждает руководитель ФТС России.

5. Управление возглавляет начальник Управления, который подчиняется непосредственно руководителю ФТС России, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления. В отсутствие начальника Управления общее руководство Управлением осуществляет первый заместитель начальника Управления, а в его отсутствие – один из заместителей начальника Управления в соответствии с приказом ФТС России.

6. Начальник Управления назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФТС России. Первый заместитель начальника Управления, заместители начальника Управления назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем ФТС России по представлению начальника Управления.

7. Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) обеспечение реализации кадровой политики в таможенных органах, участие в разработке предложений по ее совершенствованию;

2) подбор и расстановка кадров, организация работы по обеспечению укомплектованности кадрами структурных подразделений ФТС России и таможенных органов;

3) разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по работе с кадрами, обеспечению правовой и социальной защиты должностных лиц;

4) формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

5) организация работы по проведению конкурсов при приеме на государственную гражданскую службу и при ее прохождении;

6) организация работы по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим и специальных званий сотрудникам таможенных органов, по установлению выслуги лет и стажа государственной службы, по награждению должностных лиц таможенных органов государственными и ведомственными наградами;

7) ведение личных дел, трудовых книжек должностных лиц и работников ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом;

8) обеспечение должностного роста гражданских служащих ФТС России;

9) организация и обеспечение проведения аттестации должностных лиц таможенных органов;

10) организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, контроль за деятельностью ведомственного образовательного учреждения (Российской таможенной академии) в вопросах подготовки кадров по программам высшего и дополнительного профессионального образования;

11) совершенствование организационно-штатной работы;

12) контроль и инспектирование кадровых служб таможенных органов по вопросам подбора, расстановки, обучения кадров, прохождения службы должностными лицами таможенных органов;

13) предупредительно-профилактическая работа с должностными лицами и работниками таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, оценка ее эффективности в поддержании правопорядка и служебной дисциплины; инспектирование таможенных органов с целью контроля за организацией и проведением служебных проверок;

14) организация психологического обеспечения деятельности таможенных органов, спортивно-массовой работы, культурного и патриотического воспитания должностных лиц таможенных органов, развитие взаимодействия с Советом ветеранов таможенной службы;

15) организация проведения проверки сведений и документов, представляемых гражданами при поступлении на службу (государственную гражданскую службу) в таможенные органы; работа с архивным фондом уволенных должностных лиц таможенных органов.

8. Отделы Управления действуют на основании положений, утверждаемых начальником Управления, разработанных в соответствии с типовым положением об отделе главного управления (управления) ФТС России.

Руководство отделами осуществляют начальники отделов.

9. Должностные обязанности должностных лиц Управления устанавливаются должностными инструкциями и должностными регламентами, разработанными на основании типовых должностных инструкций и должностных регламентов и утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

10. Управление комплектуется из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным требованиям.

11. Работа Управления строится на основе планов работы ФТС России и планов работы Управления, на принципах единоначалия и персональной ответственности каждого должностного лица за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

12. Управление выполняет свои функции как непосредственно, так и через структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации по направлениям деятельности Управления во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС России, федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, иными организациями и лицами по вопросам, входящим в его компетенцию.

13. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Управлении осуществляются согласно установленному порядку.

14. При осуществлении своей деятельности Управление соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.

15. Управление имеет печать и штампы установленных образцов.

II. Функции Управления.

16. Осуществляет анализ укомплектованности и качественных характеристик кадрового состава таможенных органов, а также состояние работы по подбору, расстановке кадров, укомплектованию должностей номенклатуры назначения ФТС России.

17. Участвует в планировании деятельности ФТС России в соответствии с компетенцией Управления.

18. Подготавливает предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов.

19. Осуществляет учет численности должностных лиц и работников таможенных органов, организационно-методическое руководство работой по формированию таможенными органами штатных расписаний, формирует штатное расписание центрального аппарата ФТС России, контролирует соблюдение таможенными органами организационно-штатной дисциплины.

20. Подготавливает и вносит совместно с другими структурными подразделениями ФТС России в соответствии с установленным порядком предложения о назначении должностных лиц на должности номенклатуры назначения Правительства Российской Федерации.

21. Подготавливает и вносит совместно с другими структурными подразделениями ФТС России в соответствии с установленным порядком предложения о назначении должностных лиц на должности номенклатуры назначения руководителя ФТС России и заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов.

22. Организует взаимодействие со структурными подразделениями ФТС России, с соответствующими подразделениями аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, аппаратов федеральных органов исполнительной власти в целях решения кадровых вопросов, входящих в компетенцию ФТС России.

23. Комплектует кадрами структурные подразделения ФТС России.

24. Организует подготовку проектов правовых актов ФТС России, связанных с поступлением на службу в таможенные органы, ее прохождением, заключением контракта, назначением на должность, освобождением от замещаемой должности, увольнением со службы, и оформление соответствующих решений ФТС России.

25. Подготавливает и вносит в установленном порядке предложения по реализации положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы прохождения службы в таможенных органах и работы с кадрами.

26. Участвует в подготовке нормативных и иных правовых актов Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ФТС России по вопросам прохождения службы должностными лицами таможенных органов.

27. Подготавливает заключения по проектам нормативных и иных правовых актов ФТС России и проектам документов органов государственной власти Российской Федерации, регламентирующих работу с кадрами.

28. Оказывает практическую помощь начальникам структурных подразделений ФТС России, кадровым подразделениям, аттестационным, конкурсным комиссиям и комиссиям по урегулированию конфликтов интересов в применении нормативных и иных правовых актов, регламентирующих работу с кадрами.

29. Подготавливает и направляет в таможенные органы методические рекомендации и указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

30. Ведет личные дела, трудовые книжки должностных лиц и работников структурных подразделений ФТС России, а также представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.

31. Ведет реестр государственных гражданских служащих структурных подразделений ФТС России.

32. Оформляет и выдает в установленном ФТС России порядке служебные удостоверения должностным лицам структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, а также номенклатуры назначения ФТС России и заместителя руководителя ФТС России, курирующего оперативно-розыскную работу таможенных органов.

33. Обеспечивает деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в ФТС России.

34. Организует и обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФТС России.

35. Организует и проводит аттестацию должностных лиц таможенных органов, входящих в номенклатуру назначения ФТС России, а также должностных лиц структурных подразделений ФТС России.

Оказывает консультативную, методическую и правовую помощь по вопросам организации работы аттестационных комиссий в таможенных органах.

36. Организует работу по формированию и подготовке кадрового резерва на основании проведения аттестации должностных лиц в соответствии с приказом ФТС России, а также при проведении конкурсов по созданию кадрового резерва в соответствии с номенклатурой назначения ФТС России.

37. Организует и обеспечивает проведение квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих структурных подразделений ФТС России.

38. Организует профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку должностных лиц таможенных органов.

39. Осуществляет контроль за планированием и организацией учебного процесса, его методическим обеспечением в Российской таможенной академии (РТА) и ее филиалах.

40. Организует отбор и направление кандидатов на учебу в РТА и иные высшие учебные заведения, адъюнктуру, аспирантуру и докторантуру.

41. Участвует совместно со структурными подразделениями ФТС России в работе по формированию у должностных лиц и работников таможенных органов высоких моральных качеств, укреплению служебной (трудовой) дисциплины, предупреждению противоправных действий с их стороны, выявлению и пресечению коррупционных проявлений.

42. Организует и проводит воспитательно-профилактическую работу, инспектирование таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, по вопросам организации и проведения служебных проверок, координирует усилия по предупреждению происшествий, должностных преступлений и нарушений служебной (трудовой) дисциплины среди должностных лиц и работников таможенных органов.

43. Организует и координирует спортивно-массовую работу в таможенных органах, проводит спортивно-массовые, культурно-досуговые мероприятия, совместно с ветеранскими организациями проводит работу по патриотическому воспитанию должностных лиц таможенных органов.

44. Подготавливает материалы о награждении должностных лиц таможенных органов государственными и ведомственными наградами.

45. Организует работу по присвоению классных чинов государственным гражданским служащим и специальных званий сотрудникам таможенных органов.

46. Проводит работу по исчислению выслуги лет и стажа государственной службы должностным лицам структурных подразделений ФТС России, координирует эту работу в таможенных органах. Подготавливает материалы для рассмотрения Центральной комиссией ФТС России по установлению выслуги лет должностным лицам таможенных органов.

47. Организует работу психологов таможенных органов.

48. Организует проверку достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу, а также осуществляет оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну.

49. Организует проведение проверки сведений и документов, представляемых гражданами при поступлении на службу в таможенные органы.

50. Организует проверку сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения должностными лицами ограничений, установленных федеральными законами «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами.

51. Осуществляет геральдическое обеспечение работ по созданию и использованию официальных символов и отличительных знаков таможенных органов Российской Федерации.

52. Консультирует должностных лиц таможенных органов по правовым и иным вопросам, связанным с прохождением службы.

53. Рассматривает письма, жалобы, заявления организаций и граждан в пределах компетенции Управления.

III. Права Управления.

54. Управление для выполнения возложенных функций имеет право:

1) вносить на рассмотрение руководству ФТС России предложения по вопросам деятельности Управления;

2) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

3) запрашивать и получать от структурных подразделений ФТС России, таможенных органов и организаций, находящихся в ведении ФТС России, необходимые статистические, аналитические и другие данные (в том числе осуществлять сбор, систематизацию, анализ информации о количественном и качественном составе должностных лиц таможенных органов), документы, заключения и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции ФТС России и Управления;

4) привлекать для оказания содействия в решении вопросов, отнесенных к компетенции Управления, должностных лиц структурных подразделений ФТС России и таможенных органов;

5) вести переписку с государственными органами по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в случаях, определяемых руководителем ФТС России;

6) представлять по поручению руководителя ФТС России Федеральную таможенную службу в федеральных органах исполнительной власти, других органах и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

7) участвовать в работе совещательных и экспертных органов в рамках компетенции Управления;

8) пользоваться в соответствии с установленным порядком ведомственными информационными системами и создавать собственные базы данных;

9) получать для ознакомления и учета поступающие в ФТС России нормативные правовые акты и документы, нормативные и иные правовые акты ФТС России, затрагивающие вопросы кадровой работы;

10) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации.

IV. Заключительные положения.

55. Начальник Управления:

1) руководит деятельностью Управления на основе принципа единоначалия;

2) принимает участие в заседаниях коллегии ФТС России, совещаниях, проводимых руководством ФТС России, при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Управления;

3) представляет интересы ФТС России в государственных органах и различных организациях в соответствии с установленным порядком;

4) распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности за ведение работы на порученном участке;

5) утверждает положения об отделах Управления;

6) утверждает планы работы отделов Управления;

7) обеспечивает подбор, расстановку кадров Управления, соблюдение служебной дисциплины;

8) создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц Управления и внедрения передовых приемов и методов работы;

9) вносит согласно установленному порядку представления о присвоении специальных званий и классных чинов должностным лицам Управления, о назначении их на должность, а также предложения об их поощрении, о привлечении к дисциплинарной ответственности;

10) принимает меры по обеспечению необходимых условий для исполнения должностными лицами Управления своих должностных обязанностей;

11) вносит согласно установленному порядку руководству ФТС России предложения о направлении должностных лиц Управления в служебные командировки по Российской Федерации и за пределы ее территории;

12) подписывает документы и организовывает в пределах своей компетенции проверку их исполнения на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации;

13) заслушивает руководителей кадровых подразделений таможенных органов Российской Федерации;

14) представляет руководителю ФТС России в связи с назначением на должность (освобождением от должности) должностных лиц структурных подразделений ФТС России, начальников региональных таможенных управлений и таможен, а также иных должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации, номенклатуры назначения ФТС России;

15) пользуется правами, исполняет обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

56. Начальник Управления несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Управление задач и функций, в том числе за выполнение в рамках компетенции Управления программ, планов и показателей деятельности ФТС России.

57. Возложение на Управление задач и функций, не предусмотренных Положением, кроме специальных (адресных) поручений руководителя ФТС России, не допускается.

Приложение 5. Методика расчета штатной численности таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений (утверждена Приказом ФТС РФ от 29 декабря 2007 года №1666).

I. Общие положения.

1. Методика расчета штатной численности таможенных органов Российской Федерации и их структурных подразделений (далее - методика) предназначена:

1) для установления штатной численности таможенных органов и их структурных подразделений;

2) для выявления резервов эффективного использования рабочего времени и установления оптимальной нагрузки должностным лицам и работникам таможенных органов;

3) для выявления возможностей перераспределения штатной численности и функциональных обязанностей между структурными подразделениями, а также должностными лицами в структурных подразделениях таможенных органов;

4) для подготовки должностных инструкций (регламентов) и штатных расписаний.

2. Порядок определения требуемой штатной численности включает:

1) подготовку регламента исполнения функции, задачи или предоставления услуги (в формате административного регламента);

2) разработку технологической карты трудоемкости исполнения операций на основе соответствующего регламента;

3) расчет требуемой штатной численности на основе технологической карты трудоемкости исполнения операций.

3. Регламент исполнения функции, задачи или предоставления услуги разрабатывается в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». При этом функция, задача или услуга может быть изложена в правовых актах ФТС России (в том числе в положениях о таможенных органах и их структурных подразделениях) и правовых актах других министерств и ведомств, регламентирующих порядок исполнения функции, задачи или предоставления услуги.

4. Расчет штатной численности в соответствии с методикой производится заинтересованными структурными подразделениями таможенных органов.

II. Разработка Технологической карты трудоемкости исполнения операций на основе соответствующего Административного регламента

5. На основе регламента составляется соответствующая технологическая карта, представляющая таблицу, а которой записан весь процесс исполнения функции, выполнения задачи или предоставления услуги с описанием структурных элементов (административных процедур, операций, видов работ и т.д.) и указанием соответствующей трудоемкости (продолжительности времени, затрачиваемого на исполнение соответствующих элементов функции).

6. Трудоемкость операций определяется на основе уже существующих нормативов, а при их отсутствии может определяться посредством следующих методов исследования затрат рабочего времени: фотографии рабочего времени; хронометража.

7. Фотография рабочего времени (дня) – это метод изучения рабочего времени путем наблюдения и измерения всех без исключения затрат на протяжении всего рабочего дня или его отдельной части. Указанный метод применяется, когда необходимо изучить затраты рабочего времени в течение всего рабочего дня или какой-то его части, гарантируя получение наиболее полных данных, т.к. позволяет провести сплошное исследование и установить сразу несколько показателей как всего рабочего времени, так и по его элементам. Целесообразно использовать следующие разновидности фотографии рабочего времени: индивидуальную, групповую, самофотографию.

8. Индивидуальная фотография рабочего времени позволяет исследовать должностное лицо, выполняющее конкретные операции на определенном рабочем месте в течение определенного промежутка времени. Метод предполагает проведение последовательной и подробной записи всего фактически происходящего на рабочем месте. Это позволяет проводить наиболее полное и всестороннее изучение и измерение затрат рабочего времени.

9. Групповая фотография рабочего времени проводится при изучении затрат рабочего времени группы должностных лиц например, функциональной группы в конкретном отделе. Основная цель – изучение существующего разделения и кооперации труда в функциональной группе или в структурном подразделении, эффективности использования рабочего времени, загруженности членов указанных коллективов. Обработка результатов наблюдения заключается в суммировании количества одноименных записей по каждому должностному лицу, последующем умножении суммы таких записей на значение интервала времени и составления группировки одноименных затрат рабочего времени. Могут бы установлены как правовыми актами ФТС России, так и правовыми актами других министерств и ведомств, pегламентирующими порядок исполнения подобных функций.

10. Самофотография рабочего времени проводится самим должностным лицом путем записи продолжительности элементов выполняемых операций и перерывов.

11. Хронометраж – метод изучения затрат рабочего времени, при котором производится наблюдение и измерение периодически повторяющихся операций.

Хронометраж включает подготовку к наблюдению, проведение наблюдения и запись полученных результатов в Технологическую карту. Предварительно, перед проведением хронометража необходимо:

1) определить цель хронометража;

2) выбрать объект (объекты) наблюдения;

3) разделить изучаемую операцию на элементы (виды работ, подвиды работ);

4) установить четкие границы элементов операции.

Затем определяют среднюю продолжительность выполнения каждого элемента операции как среднее арифметическое значений минимальной и максимальной продолжительности, внесенных в технологическую карту.

12. Наряду с хронометражем для изучения затрат рабочего времени может применяться фотохронометраж, представляющий собой сочетание изучения структуры затрат рабочего времени на протяжении рабочего дня с помощью фотографии рабочего времени и хронометража отдельных элементов работ.

Процесс и результаты исследований заносят в оформленный произвольно (как правило, в виде таблицы) наблюдательный лист. Данный документ утверждает начальник структурного подразделения таможенного органа либо начальник таможенного органа.

13. На основе нормативов и (или) проведенных исследований затрат рабочего времени формируется технологическая карта (таблица 1).

Суммируя временные затраты по всем элементам получают трудоемкость исполнения конкретной операции.

Таблица 1. Технологическая карта трудоемкости исполнения операций

Номер операции Операция Вид работы Продолжительность, мин
минимальная максимальная средняя
Административная процедура
  1)        
    2)        
  1)        
    2)        

III. Расчет требуемой штатной численности на основе технологической карты трудоемкости исполнения операций

14. Для определения требуемой штатной численности необходимо определить общие трудозатраты по каждой административной процедуре за год. Для этого необходимо составить таблицу количественных показателей (таблица 2), которая включает общее количество операций и их элементов, выполненных за год на основе статистических и учетных данных.

Таблица 2. Количественные показатели

№ п/п Показатель* Количество выполненных операций за год
   
   
   
п    

* Наименование конкретного показателя должно корреспондироваться с соответствующей строкой технологической карты.

15. Штатная численность должностных лиц таможенных органов и (или) их структурных подразделений на основе трудоемкости исполнения операций определяется по формуле:

Чш = То/(Фп*Кн), То = (Тр1 +Тр2 + ... +Трп)п, Кн = 1 + (% планируемых невыходов / 100),

где: То – общие трудозатраты на операцию в год (в часах);

Фп - нормативный годовой фонд рабочего времени на одно должностное лицо (в таможенных органах Фп = 1980 часов);

Кн –коэффициент, учитывающий планируемые невыходы должностных лиц во время отпусков, Кн, как правило, равен 1,1.

Tpl, ... , Трп – трудозатраты га выполнение элементов операции;

п - количество элементов в год.

16. Требуемую штатную численность можно определять на основе норм нагрузки.

Штатная численность на основе норм нагрузки устанавливается по формуле:

Чш = К / Нн.

Ни = Фп / Тер.норм,

где: К – общее количество выполненных работ в единицах измерения за год;

Нн – среднегодовые нормы нагрузки в единицах измерения за год на одного исполнителя.

Фп – нормативный фонд рабочего времени на одно должностное лицо (в таможенных органах Фп = 1980 часов)

Тер.норм. – средние нормативные трудозатраты на выполнение одной операции в единицах измерения.

Наши рекомендации