Принятие Конституции РК (30 августа 1995 года)

Конституционная реформа, начатая с Декларации о государственном суверенитете в октябре 1990 г. (25 окт.), продолженная принятием2-х конституций переходного периода (1-я - 28 января 1993 г., 2-я - 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена и находится на стадии <переходности> к созданию эффективно работающих конституционной и законодательной баз государства.

1 конституция (28.01.1993) закрепила РК от государства предшественника КазССР; закрепила изменение состояния суверенитета и переход окончательный территории Казахстана со всей сложившейся социальной, экономической инфраструктурой под полную юриспруденцию Республики в результате распада СССР; закрепила территориальную целостность и границы РК; определила приоритеты нового независимого государства РК в области экономики, политики, гражданства, институтов управления, прав человека и гражданина и их обязанностей; отношений между государством и гражданином; но конституция была принята когда: институты государственной власти и управления находились ещё в переходном периоде становления в постсоветском обществе; ещё происходило становление рыночной экономики, и определялись приоритеты развития в экономической сфере, в политике, в государственном управлении; 1 конституция обнаружила оторванность от соц-эк.и полит. интересов казахского общества; Первая Конституция позволила смягчить правовые и государственные проблемы, возникшие при переходе от одной системы к новым отношениям в переходный период.

Новая конституция принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 (имеет 9 разделов): была закреплена исторически необходимая система правления страной - Президентская республика по форме, но по многообразию и гибкости элементов этого правления казахстанская форма президентского правления обретает по Конституции 1995 года, завершённый вид особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе; значительные усиления института президентства; новое: представителями казахстанского народа, являются Парламент и Президент, но последний имеет право неограниченное выступать от имени народа, а Парламент только «в пределах его конституционных полномочий». Развила 3 ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную; Президент - основной арбитр между 2 ветвями власти: исполнительной (правительство) и законодательной (парламент); Чётко ограничен круг деятельности парламента и функции палат парламента; права и обязанности президента; компетенция правительства и его подотчётность парламенту; функционирование местных исполнительных органов. Впервые заложен институт импичмента президенту; Определены основные ориентиры правовой системы, судебной власти; разделены органы следствия и прокуратуры, разработка новых кодексов; Усилен раздел прав человека и гражданина; Заложила институты рыночной экономики. Отличие конституции 1995 от конституции 1993г.: 1. установила право собственности (в том числе и на землю); 2. записала перечень прав человека, не зависящих от экономики (свобода слова, партийность); 3. сформировала зарождающимся рыночным отношениям соответствующие права человека (право на труд, на минимум медицинских услуг, на свободный выбор трудовой деятельности); 4. чётко очерчен круг обязанностей исполнительной, судебной, законодательной властей; 5. установила защиту и утверждение прав человека не в правительстве, не у президента, а в суде. Как в любом правовом государстве. В конституции заложен фундамент правового государства и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества.

87. Долгосрочные приоритеты цели и задачи их реализации (Послание Президента страны народы Казахстана - *Казахстан - 2030*.

Послание президента «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.»обнародовано 10 декабря 1997 г. в г. Акмоле во время мероприятий, посвященных юрид.признанию новой столицы Казахстана. В основу легли положение работ Назарбаева 1992-1996 г., в том числе и книги «На пороге ХХ1 века». Президент РК первый из гос-в СНГ выдвинул своё видение перспектив развития целого гос-ва на длит.п-д в 33 г и поиск эффект. путей укрепления суверенитета. Стратегия аккумулирует опыт первых лет самост. развития, имеет особ-ти: первая программа, разраб. с учётом опыта независ. развития и с точки зрения суверенитета. выверена с точки зрения геополитических, территориальных, демографических, социально-экономических особенностей Казахстана.суждения президента подтверждены высказываниями мыслителей разных стран, что говорит об универсальности исторического развития всех государств и народов; написано с большим идеологическим подъёмом; дальнейшее развитие РК определено на основе рыночной экономики; почти отсутствуют статистические данные, т.е. в дальнейшем основные направления развития будут уточняться конкретными задачами с учётом текущего момента. Поэтому в Послании даны «Повестка дня: 1998 – 2000», и «восемь заданий правительству на 1998 г.», «Одиннадцать заданий Акимам областей на текущий год».

Приритеты:

1.Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полно территориальной целостности.

2.Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию.

3.Экономический рост базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

4.Здоровье образование и благополучие граждан Казахстана.

5.Энергоресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы К-на путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения дохода.

6.Инфраструктура. В особенности транспорт и связь.

7.Профессиональное гос-во. Создать эффективный и совр. корпус гос служащих К-на, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.

Наши рекомендации