Доходы населения, их виды, источники формирования и способы распределения

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Чрезмерная неравномерность распределения доходов чревата многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и т.п. Поэтому в современной экономике распределение доходов осуществляется как с помощью рыночного механизма, так и на основе государственного регулирования доходов путем их перераспределения. Социально ориентированная рыночная экономика предполагает, с одной стороны, создание государством благоприятных условий для получения и увеличения доходов за счет собственной экономической деятельности, с другой стороны – государство должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже черты бедности. Поэтому государство перераспределяет доходы через бюджет.

Различают два вида доходов: номинальный и реальный. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Реальный доход – это номинальный, скорректированный с учетом изменения уровня цен. Кроме того, выделяют располагаемый доход – это номинальный личный доход, скорректированный с учетом индивидуальных налогов.

Номинальные доходы с учетом источников их получения подразделяются на следующие виды:

- факторные доходы, то есть доходы, полученные в результате владения определенными факторами производства, которые используются для создания общественного продукта (к ним относятся заработная плата, рента, процент, прибыль);

- доходы, полученные по каналам государственных социальных трансфертных платежей (к ним относятся пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности, стипендии, различного рода пособия на детей и т.д.);

- прочие доходы (в качестве прочих доходов можно выделить выигрыши в лотерею, наследство и дарение и т.п.).

Функциональное распределение доходов – это распределение их между владельцами различных факторов производства. В результате функционального распределения доходов формируются первичные доходы (зарплата, процент, рента и прибыль), причем получение факторных доходов является главным направлением распределения доходов в рыночной экономике.

Поскольку в современных условиях в системе факторов производства главное место занимают труд и капитал, то для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. Вместе с тем из такого распределения доходов не следует, что владельцы собственности не имеют трудовых доходов, а те, кто живет на доходы от продажи своей рабочей силы, не получают процентов и дивидендов на вложенный капитал. В развитых рыночных экономиках многие обладатели акций и облигаций являются ещё и наемными работниками, точно также как многие пенсионеры получают доход по корпоративным и государственным ценным бумагам, владельцами которых являются пенсионные фонды. Это говорит о размывании социального статуса, выражающемся в том, что наемные работники одновременно являются собственниками капитала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя частный бизнес. Если 90% населения развитых стран учитывается национальным счетоводством как лица наемного труда, то доля собственников среди них составляет примерно 50%. То есть налицо диверсификация социального статуса, который если не снимает, то значительно сглаживает проблему классового противостояния.

Функциональное распределение доходов не отражает доходы семей и частных лиц, которые могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. Персональное распределение доходов измеряет распределение доходов между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека.

Персональное распределение доходов характеризуется значительной неравномерностью, причем степень неравенства может быть различной в разных странах.

Для измерения степени неравенства доходов в экономической теории используется ряд показателей:

- кривая Лоренца;

- коэффициент Джинни;

- децильный коэффициент.

Одним из наиболее известных способов измерения неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста Макса Лоренца (рис.1).

Доходы населения, их виды, источники формирования и способы распределения - student2.ru

Рис 1. Кривая Лоренца

«Доля семей» располагается на оси абсцисс (все население страны делится на пять частей (квинтелей)), а «доля дохода» на оси ординат (рис. 1). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой. Она указывает на то, что каждая группа семей получает доход, соответствующий её удельному весу: 20% семей получают 20% дохода, 40% семей - 40% дохода и т.д.

Фактическое распределение доходов характеризуется кривой L (кривая Лоренца). Заштрихованная область М, расположенная между линией абсолютного равенства и кривой фактического распределения, отражает уровень неравенства в распределении дохода. Чем больше эта область, тем выше неравенство.

Количественно степень неравенства можно выразить с помощью коэффициента Джинни Кдж. Он показывает индекс концентрации доходов и измеряется от 0 до 1, то есть по сути характеризует переход от полного равенства (0) до положения, когда все доходы достаются одному человеку (1).

Коэффициент Джинни определяется как отношение площади М к площади N:

площадь М

Доходы населения, их виды, источники формирования и способы распределения - student2.ru Кдж =

площадь N

Как правило, коэффициент Джинни колеблется от 0,2 до 0,5. Чем больше этот показатель, тем выше степень неравенства в распределении доходов.

Ещё одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является децильный коэффициент. Все население разбивается на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы (наиболее обеспеченных граждан) с доходами 10% населения из низшей группы (наименьшее обеспеченных граждан).

Обобщение фактических данных на базе описанных методологий используется для оценки степени неравенства распределения доходов в различные периоды времени, между различными странами и группами населения.

Из множества причин и факторов, влияющих на дифференциацию доходов, можно выделить следующие:

- различия в интеллектуальных и физических способностях;

- различия в образовательном уровне и квалификации;

- владение собственностью;

- различия в составе семьи;

- связи, удача, неожиданный выигрыш и т.д.

Факторы, определяющие неравенство доходов, можно условно разделить на зависящие и независящие от личных усилий доходополучателей. Граница между этими группами факторов может быть более или менее подвижной: врожденные способности и талант могут не привести к росту дохода и не найти применения, в то время как скромные способности могут быть развиты в результате образования и сильной трудовой мотивации; владение собственностью по наследству может привести как к её приумножению, так и к утрате объектов собственности и доходов от неё.

Все факторы дифференциации доходов, независящие от личных усилий, выполняют роль своеобразных барьеров на пути повышения доходного статуса. Государственное перераспределение доходов и социальная политика в целом призваны ликвидировать последствия одних барьеров и нейтрализовать или ослабить действия других.

Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов. Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию.

Какова же оптимальная степень неравенства? Общепринятого ответа на этот вопрос нет.

В высокоразвитых странах в последние годы значительно выросла социальная нагрузка на госбюджет, что способствует росту дефицита. С другой стороны, развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой все чаще делала невыгодным поиск работы для малоимущих.

В связи с этим возникла так называемая дилемма эффективности и справедливости, сущность которой заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности.

Максимально допустимая граница перераспределения доходов, через которую государству не следует переступать при любой модели рыночной экономики, определяется следующими положениями:

- размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; чрезмерное налогообложение снижает эффективность экономики; возможны глубокие деформации механизма рынка, способные обернуться замедлением экономического роста и ускорением инфляции, что нанесет ущерб всем, включая тех, ради кого затевалось перераспределение доходов;

- размеры социальных выплат должны быть согласованы с финансовыми возможностями государства; если социальные выплаты становятся одним из факторов бюджетного дефицита и инфляции, то перераспределение заменяется инфляционным повышением номинальных доходов;

- при определении объемов и сроков социальных пособий необходимо учитывать негативные эффекты, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом; объемы и сроки социальной помощи безработным не должны ослаблять у них стремления к поиску работы, в противном случае возможно снижение предложения рабочей силы, а рост безработицы, в свою очередь, приведет к сокращению поступлений подоходных налогов, усилению инфляции.

Таким образом, существенная дифференциация подрывает стабильность общества, нивелирование же доходов подрывает эффективность, а также стимулы к труду и предпринимательству. Соответственно, необходимы такие формы и способы перераспределения, которые минимизировали бы отрицательное влияние перераспределительных процессов на эффективность, одновременно максимизировав позитивный результат через сокращение бедности.

Наши рекомендации