Регулирование обязательной нормы банковского резервирования

Центральный банк также имеет возможность непосредственно воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экономической конъюнктуры. В США это регулирование начало осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, в соответствии с которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты страны (ранее - только на коммерческие банки - члены ФРС). Это существенно усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США. В России Закон о Центральном банке также предоставляет Центральному банку возможность гибко изменять обязательную норму банковского резервирования.

32. Виды кредитно денежной политики

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001 - начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40 лет;

в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.

33. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовыхсмет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

· Федеральный бюджет

· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в

определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных

видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются

определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. - Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования наопределенные цели. - Стимулирующая - при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных. - Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутрибюджетной системой. - Распределительная и перераспределительная - При помощи налогараспределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяетпервичные доходы и формирует вторичные. - Социальная функция - за счет налоговых льгот осуществляетсяподдержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налоговотдельных физических и юридических лиц. - Контрольная - при помощи налогов осуществляется контроль задеятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли. Эффективностьзависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией.Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как всефункции переплетаются и осуществляются одновременно. Конкретными формамипроявления категории налога являются виды налоговых платежей,устанавливаемыми законодательными органами власти.- Справедливости - Все субъекты должны ставиться в равные условия. - разумное сочетание прямых и косвенных налогов, использованиеразнообразных их видов, позволяющее учесть как имущественное положениеналогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. В период обострениякризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнениябюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемойбазой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия; - универсализация налогообложения, обеспечивающая, во - первых,одинаковые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйственнойдеятельности, не зависящие от видов собственности, организационно -правовых форм хозяйствования и так далее, а, во - вторых, одинаковыйподход к исчислению величины налога вне зависимости от источникаполученного дохода, сферы хозяйственной деятельности, отрасли экономики; - однократность обложения, состоящая в том, что один и тот жеобъект может облагаться налогом одного вида только один раз за опреде-ленный законом период; - научный подход к определению конкретной величины ставки налога,состоящей в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъектуналога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие. Научныйподход исключает как механический перенос на нашу страну ставокналогообложения, используемых в других странах, так и сугубо фискальныйподход к их установлению - дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования; - стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течении довольно длительного периода и простота исчисления платежа; - использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех; - четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные ( центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные.

Современная налоговая система включает различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

4. В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

34. Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4. Неэффективность финансовой системы государства.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6. Коррупция в государственном секторе.

7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных группнаселения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.

2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.

3. Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени государства.

4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).

5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

· акции и доли участия в предприятиях,

· земельные участки и объекты природопользования,

· государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

35. Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1]

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.

Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах отвалового внутреннего продукта (ВВП).

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как долговых обязательств РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.[1]

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Долговые обязательства могут быть выражены в следующих трех формах:

а) кредиты, получаемые государством в лице Правительства РФ;

б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

в) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

Виды государственного долга.

Внешний государственный долг - задолженность правительства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Выплата внешнего долга связана с перемещением реальных товаров и услуг за границу и чистым сокращением их потребления внутри страны.

Внутренний государственный долг - сумма накопленных правительственных займов, зафиксированная в стоимости государственных ценных бумаг, находящихся преимущественно на руках граждан, фирм и учреждений собственной страны, которые получают по ним доход в виде процента.

Управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства:

- по погашению займов;

- по организации выплат долгов по ним;

- по изменению условий и сроков ранее выпущенных займов;

- по размещению новых долговых обязательств.

В качестве практических рекомендаций по оптимизации российской системыуправления государственным внешним долгом можно предложить следующее: 1. Передать функцию оперативного управления государственным долгом отМинфина России в ведение самостоятельной государственной структуре,аналогичной "автономным агентствам" ряда европейских стран. В печати прошлисообщения, что готовятся документы по созданию на базе ВЭБ коммерческогобанка и агентства по обслуживанию внешнего долга. После реализации этихпроектов, у правительства, видимо, появится структура, которая сможетоперировать на рынке в качестве автономной единицы, что позволит решитьпроблему выкупа долга, не затрагивая двусторонний государственный уровень. 2. Совершенствовать систему обслуживания государственного долга путемее коммерциализации. Для этого может использоваться упомянутое агентство поуправлению долгом, зарплата сотрудников которого зависела бы от результатових деятельности. Кроме того, какая-то часть государственного долговогопортфеля может временно передаваться в контролируемое управление несколькимнезависимым менеджерам, что позволит министерству финансов сопоставлятьметоды и результаты их деятельности с операциями своих сотрудников. 3. Ввести единую систему централизованного учета дебиторской икредиторской задолженности государства. Сказанное подразумевает, во-первых,активизацию деятельности по возврату кредитов, предоставленных ранее СССРразвивающимся странам и Российской Федерацией странам СНГ. В 2001 г.Правительство РФ обеспечило возврат этой задолженности в объеме,составляющем лишь чуть больше 1,5% от общей суммы имевшейся задолженности.Необходимо увеличить поступления по этим статьям. Кроме того,урегулирование долга СНГ России служит инструментом признанияправопреемства России в отношении активов СССР. 4. Улучшить состояние источников обслуживания внешнего долга. Вбюджетной сфере целесообразно установление ограничений на размер дефицитафедерального бюджета Практика формирования профицитного бюджетадемонстрирует твердое намерение правительства рассчитываться по долгам.Необходим поиск дополнительных источников дохода бюджета, в частностиследует обратить внимание на доходы от приватизации, которые зачастуюиспользуются для снижения долга. Отметим, что при проведении приватизациисуществует возможность выпуска государственных конвертируемых облигаций.Они размещаются на международных финансовых рынках конвертируемыхгосударственных облигаций, которые по желанию инвестора могут обмениватьсяна акции приватизируемого предприятия. Подобная привлекательная возможностьпозволяет государству разместить приуроченный к приватизации выпускконвертируемых облигаций на относительно льготных условиях. Этопредложение, по мнению автора, будет полезно при начале третьего этапамассовой приватизации. Актуальны и другие возможности по увеличению внутренних источников. Кпримеру, возможен выпуск мобилизационного внутреннего валютного займа вобъемах, необходимых для последовательного покрытия выплат по внешнемудолгу (или их части). Таким образом, изменится природа долга путем переходаиз внешней формы во внутреннюю, что обусловит распределение доходов впользу российского населения, а не иностранцев. Но для этого необходимасистема твердых гарантий по займам. 5. Детально рассмотреть политику заимствования субъектов Федерации.Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и др. также являются заемщиками намеждународных рынках капитала, что подразумевает координацию всехзаимствований субъектов РФ с федеральной программой государственныхзаимствовании. 6. Разработать альтернативные варианты политики управления внешними обязательствами для случаев резкого ухудшения ситуации на мировых товарно- сырьевых и финансовых рынках. 7. Совершенствовать российское законодательство в плане расширения и уточнения актов о государственных внешних заимствованиях, а также с целью формирования надежного национального рынка производных финансовых инструментов. В условиях продолжающегося оттока капитала из страны необходимо ужесточение норм валютного законодательства. 8. Организовать подготовку квалифицированных специалистов в области управления внешним долгом. Для этого необходимо введение соответствующих дисциплин в ВУЗах страны, а также создание специализированных НИИ. На взгляд экономистов, реализация предложенных выше мер поможетсмягчить проблему платежей по внешнему долгу, повысит эффективностьуправления государственным внешним долгом на ближайшую и отдаленнуюперспективу.

36. Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

  • правовая
  • воспроизводственно-технологическая
  • защита конкуренции
  • стабилизационная
  • прогностическая
  • регулирующая

Правовая функцияпредставляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция
обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции.
В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, — и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция
представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция.
Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция
представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

  • минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики
  • создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка
  • обеспечение социальной защиты населения

37.Рассматривая дефекты рынка и его неспособность решить некоторые вопросы, выходящие за рамки интересов отдельных индивидов, мы указывали на проблемы экстерналий и общественных благ, которые проистекают из человеческого эгоизма.

Эгоизм и связанные с ним действия, направленные на обеспечение персонального благополучия и максимизацию собственного дохода, в экономической теории также называют законом личного интереса, который, чаще всего, противоречит интересу общественному. Это противоречие между личным и общественным порождает фундаментальную проблему и для государства, которую принято называть провалами или фиаско государства.

Суть проблемы проста и сложна одновременно. Люди, входящие в аппарат государства (избранные политики, чиновники, депутаты, министры, судьи, прокуроры и проч.) призваны исполнять определенные функции, входящие в компетенцию законодательной, исполнительной и судебной власти.

Но человек не всегда морально устойчив к разного рода соблазнам. Закон личного интереса подталкивает должностных лиц на совершение действий, наносящих ущерб работодателю (т.е. государству), но приносящих госслужащим определенные дивиденды в любом виде – денег, подарков, власти, статуса.

Недобросовестные слуги государства и закона начинают подтачивать устои власти изнутри, делая это латентно и скрытно, подобно тому, как муравьи незаметно поедают сердцевину большого дерева, которое на деле оказывается колоссом на глиняных ногах.

Практически полные провалы государства мы наблюдаем в таких странах мира, как Сомали и Афганистан. Центральные правительства в этих странах контролируют только незначительную часть территории. Экономическая база государства такова, что не позволяет в полном объеме финансировать армию, полицию, аппарат госслужащих. Место государства занимают криминальные группировки или преступные кланы, основанные на этнических, идеологических или иных принципах. Нормальная экономическая деятельность подменяется производством и сбытом наркотиков, пиратским промыслом, торговлей людьми и оружием.

Частичные провалы государства наиболее часто и рельефно проявляются в управлении социально-экономическими процессами и системе принятия решений. Коротко остановимся на этих двух моментах.

Известно, что приоритетными целями практически любого государства является повышение благосостояния своих граждан и обеспечение комфортных условий для жизни и бизнеса собственных юридических и физических лиц, а также нерезидентов. С виду простая задача на деле оказывается необычайно трудным делом с точки зрения управления государством и регулирования социально-экономических процессов. Отметим ряд феноменов, свойственных в той или иной степени всем современным государствам.

Коррупция. Люди, входящие во властные структуры, нередко отдают приоритет личному эгоистическому интересу в ущерб интересу общественному. Проявляется это в торговле должностными полномочиями и создании искусственных барьеров для лиц, обращающихся в госорганы за получением лицензий, разрешительных документов, согласований и т.п. За каждое свое действие, законное или противозаконное, недобросовестный госчиновник требует мзду, которую вынуждены платить предприниматели и обычные граждане.

Нередко мы встречаем подобные явления в силовых структурах, в судопроизводстве, в военкоматах, на таможне, в системе исполнения наказаний и других государственных органах. Система поборов и мздоимства чиновников ослабляет государство, подрывает веру граждан в его эффективность и справедливость, ведет к социальным протестам и революциям.

Некомпетентность. Еще одним значимым провалом государства является проблема подбора и расстановки кадров на руководящие должности в госаппарате. Чего, казалось бы, проще – следует организовать конкурс и тестирование при приеме на работу наиболее знающих и компетентных лиц с хорошей репутацией и достаточным опытом работы.

Однако в реальной практике управления государством все не так просто и однозначно. Отметим несколько факторов:

- аффилированность. На управленческие посты в госаппарате нередко назначаются люди, имеющие с вышестоящим начальством родственные, деловые и дружеские связи, т.е. то, что называют аффилированностью. Таким образом в самой системе государственного управления формируется приватный характер отношений и семейственность, которая препятствует вытеснению некомпетентных сотрудников компетентными.

- независимость знающих специалистов. Чаще всего хорошие управленцы и компетентные сотрудники госаппарата проявляют определенную независимость и несговорчивость по вопросам нецелевого использования государственного имущества и средств госбюджета. Поэтому система государственного управления зачастую отторгает таких специалистов, с которыми «сложно договориться».

- купля-продажа статусных и доходных мест в госаппарате и депутатском корпусе. Торговля должностями на государственной службе и в церкви (т.н. симония) имеет очень давнюю историю. Покупатели высоких и доходных должностей со времен античности и раннего средневековья действовали по одной и той же схеме, пытаясь окупить сделанные инвестиции путем использования тех возможностей, которые предоставляет им новая должность.

Не претерпели сколько-нибудь серьезных изменений мотивы покупатели должностей и в настоящее время. Покупка мест депутатов, сенаторов, мэров и губернаторов создает определенные возможности как для лиц, занимающих соответствующие кресла, так и для родственников таких госслужащих. Российская политическая практика богата самыми разнообразными примерами; следует также подчеркнуть широкую распространенность данного явления по всему миру.

Остановимся теперь на системе принятия политических решений, которую часто анализируют американские и европейские макроэкономисты. Отметим, прежде всего,логроллинг и парламентский лоббизм.

В российской и советской традиции политической экономии данный раздел макроэкономики практически полностью отсутствовал и десятилетиями не развивался по идеологическим соображениям. И лишь с переходом к рыночной экономике тема принятия решений актуализировалась и сейчас интенсивно развивается.

Приоритет в разработке тематики логроллинга и парламентского лоббизма в связи с формированием «правил игры» для рынка и отражения проблемы фиаско государства, принадлежит американским экономистам.

Сущность парламентского лоббизма заключается в том, что заинтересованные «группы давления» (или, по-другому, «лобби») в лице представителей торговли, промышленности, военно-промышленного комплекса, банковского сообщества, профессиональных союзов и объединений, оказывают влияние на процесс принятия законодательной базы, напрямую затрагивающей их коммерческие интересы. Действуя непублично, лоббистские группы через своих доверенных лиц «работают» с парламентариями, предлагая им деньги, подарки или синекуры (т.е. хорошо оплачиваемые должности с минимальным кругом обязанностей) за определенные политико-экономические решения – например, за голосование «за» или «против» какого-либо законопроекта. С точки зрения провалов государства здесь обнажается такой явный дефект, как принятие «правил игры» под интересы определенной экономической или политической группы, что идет вразрез с интересами большинства населения страны.

Наши рекомендации