Республиканская форма правления

Республика или республиканская форма правления также является весьма древней формой государственной организации общества.

До 1917 г. Россия именовалась Российской империей и была по форме правления монархией. Затем наступил период, в который страна существовала как республика. Сначала – демократическая (при Временном правительстве), потом – советская федеративная социалистическая (РСФСР). С 1922 г. на территории бывшей Российской империи образовалась государство – Союз Советских Социалистических Республик. Таковых в конечном итоге стало пятнадцать. В декабре 1991 г. СССР распался на пятнадцать независимых государств-республик. Одна из них – Российская Федерация (Россия).

В Конституции России сказано, что наша страна есть государство с республиканской формой правления.

Республика (от лат. res publica – общественное дело; государство) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам – парламенту, конгрессу, думе и т.д. Право на власть в ней имеют либо все дееспособные граждане, либо большинство их.

Республиканская форма правления характеризуется наличием следующих юридических признаков.

Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Республиканское правление основано подчас по принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную. Органы республиканского правления наделяются разными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.

Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные власти (например, президента и парламента).

В современных постоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства, как правило, президента.

Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В республике органы власти избираются на определенный срок.

Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судье) и др.

Существуют два вида республик: президентская республика и парламентская республика. Кроме того, существует смешанный вид республики, а также теократическая республика, в которой основной правящей силой является духовенство (например, Иран), и др.

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В президентской республике президент обладает очень большой властью. Он совмещает функции главы государства и правительства, формирует правительство. Типичная президентская республика – США.

В России президентская республика отличается чрезвычайно сильной властью президента. Согласно Конституции 1993 года, президент как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, назначает выборы в Государственную Думу, распускает ее в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, назначает референдум, обладает правом законодательной инициативы. Президент подписывает и обнародует федеральные законы, и дает указы и распоряжения, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации и многие другие, жизненно важные для всего общества, государства и отдельных граждан вопросы.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма распространена (ФРГ, Финляндия, Индия, Турция и др.).

После принятия Конституции Россия стала де-факто президентской республикой. Президент РФ является главой государства. Он назначает Председателя Правительства РФ, имеет право быть председателем на заседании Правительства. Он назначает выборы в Государственную Думу, вносит в нее проекты законов, может распустить ее и т.д. он руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами России. Необходимость наделения Президента такими большими полномочиями объясняется сложностью переходного периода, переживаемого страной.

Итак, вопрос о форме государства – это прежде всего, вопрос о форме правления. Но не только. Это еще вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего, следует обратить внимание на многозначность понятия «устройство государства» в теории государства. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации.[7]

Наши рекомендации