Система высшей власти в Киевской Руси

Система организации передачи власти на Руси носит наименование лествичной системы восхождения князей на престолы. В Киевской Руси господствовал династический порядок правления: иерархия «столов» (владений) переходила по очереди в зависимости от старшинства в роду, а не от отца к сыну напрямую. Во главе Киевского государства стоял наследственный князь, которому подчинялись князья подвластных земель. Он назывался великим князем, причем по завещанию Ярослава Мудрого, за киевским князем оставался и Новгород. При жизни князя-отца сыновья его сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. По смерти отца земля дробилась на части по числу сыновей. Таким образом , в ранней Киевской Руси признавался родовой принцип наследования.

Согласно завещанию Ярослава Мудрого, Русь была разделена между его тремя старшими сыновьями (младшие сыновья получили небольшие уделы), причем некомпактными территориями, а по значению земель и городов (Изяслав, Святослав и Всеволод). Наследование проводилось строго по старшинству в роду, что, по мысли Ярослава, должно было удержать Русь от междоусобиц, а князей – от братоубийства. Тем не менее, ослабление власти киевского князя, наряду с усилением значения киевского веча (изгнание Изяслава Ярославича в 1068г. и приглашение Всеслава Полоцкого), привело к первым междоусобицам, что позволяет говорить о том, что период феодальной раздробленности наступает вскоре после смерти Ярослава Мудрого.

После Любечского съезда 1097г., на котором внуки Ярослава Мудрого установили такой принцип взаимоотношений между правителями русских земель, как «каждый да держит отчину свою», на смену лествичной системе пришло династическое правление. Все русские земли были поделены между потомками Ярослава Мудрого, и превращены в их наследственные владения. Передача «отчины», то есть земли, в которой княжил отец, по наследству сыну, отменяло лествичную систему занятия столов, основанную на представлении, что все члены великокняжеской семьи являются совместными владельцами Русской земли. Русские земли были распределены между отдельными ветвями потомков Ярославичей.

Теперь гарантом соблюдения новых норм отношений выступал не «старший» киевский князь, а все князья одновременно. На княжеских съездах 1097, 1100, 1101, 1103 и 1110гг. были заложены юридические основы существования суверенных государств на территории бывшей единой Киевской Руси, распавшейся после смерти старшего сына Владимира Мономаха – Мстислава Великого в 1132г.

Тема 3

РУССКАЯ ПРАВДА

Вопросы:

1. Право восточных славян.

2. Русская Правда.

3. Эволюция древнерусского права.

Право восточных славян.

Древнейшее русское право создавалось в период разложения первобытнообщинного строя и зарождения древнерусской государственности. Само слово «закон», первоначально обозначавшее общинное право, известно, кроме русского, еще болгарскому, сербскому, чешскому и польскому языкам, восходя к временам славянской общности. К 10в. слово «закон» имело такие значения как вера, обычай и закон.

С появлением в Киеве первых князей после объединения Киевской и Новгородской земель, обычное право начинает резко изменяться. Вероятно, до Ярославова кодекса 1016г. могли существовать какие-либо отдельные записи общинного права. Так, ст.6 русско-византийского договора 944г. говорит, что нарушитель наказывается «по уставу и по закону Русскому». В ст.5 договора 911г. также есть ссылка на «закон русский». Во времена Олега еще существовало обычное право («законы»), и только при Игоре появляются княжеские законы – «уставы» и «поконы».

Главнейшие черты зарождающегося феодального права первых киевских князей в 10в.:

1.введение денежной кары за нарушение права собственности и нанесение увечий.

2.кровная месть еще не отменяется, но в отдельных случаях заменяется денежной компенсацией. Являясь главнейшим правовым устоем старого дофеодального строя, кровная месть представляла серьезную опасность новому господствующему классу, т.к. насилия, совершавшиеся князем и его дружиной, в любое время могли найти мстителя, который опирался на освященное веками право кровной мести.

Первым общерусским кодексом юридических норм стала Русская Правда, составленная в начале 11в. и являвшаяся основным источником права вплоть до принятия Судебника Ивана III в 1497г.

Русская Правда.

Русская Правда дошла до нас в более чем 100 списках 13-18вв. Самые древние тексты 15в. включены в Новгородскую I летопись младшего извода под 1016г. РП в рукописной традиции встречается не самостоятельно, а в составе сборников – обычно летописного или юридического характера. Более ста списков представлены в трех редакциях:

- Краткая редакция (до 1054г.) – Древнейшая Правда Ярослава (ст.1-18), Правда Ярославичей (ст.19-41), Покон вирный (ст.42), Урок мостников (ст.43). Дополнена в 1072г. Ярославичами (ст.44-51).

- Пространная редакция (не ранее 1113г. – 1116г.) – Суд Ярослава (ст.1-52) (вся Краткая редакция РП) и Устав Владимира Мономаха (ст.53-121).

- Сокращенная редакция (до сер. 15в.) – переработанная Пространная редакция.

Начало научному изучению РП положило ее открытие в 1737г. В. Н. Татищевым в составе Новгородской I летописи. Татищев передал ее в Академию наук, но при его жизни публикации не состоялось. Впервые РП была издана по Академическому списку А. Л. Шлецером в 1767г. В 18в. считалось, что РП – это скандинавское законодательство, составленное за несколько веков до Ярослава, и им лишь позаимствованное. Но Н. М. Карамзин обнаружил древнейший Синодальный список РП конца 13в. и считал, что законы были принесены на Русь варягами, но издатель – Ярослав. В первой половине 19в. выдвигаются версии о РП как памятнике общеславянского права, и что она отразила естественно развивавшееся местное право, а не иноземное.

Ныне доказано, что в основу РП положен ряд византийских источников: Номоканон (сборник параллельных церковных и гражданских постановлений), который на Руси, после объединения со Сводом законов патриарха Иоания Схоластика (6в.) получил название Кормчая Книга – сборник новелл церковного и императорского права. Здесь же представлены церковные уставы Владимира и Ярослава, а также многочисленные княжеские законы. Таким образом, Русская Правда – это сборник обычаев восточных славян, норманнских правовых норм и церковного законодательства, пособие для княжеского судопроизводства.

Наши рекомендации