Нация как совокупность граждан одного государства

С понятием государства непосредствен­ным образом связано понятие нации. Практически все исследователи феномен нации усматривают прежде всего в сово­купности (общности) людей, проживающей на определенной территории. Однако предметом расхождений в понимании на­ции составляют вопросы о социокультурной природе данной совокупности людей, и является ли она политическим, т.е. госу­дарственно-организованным, сообществом, а значит, и субъек­том политических отношений.

Одни исследователи нацией считают естественное, объек­тивно существующее сообщество людей, обладающих общей идентичностью. В основе такой идентичности может быть общность происхождения, языка, истории, культуры или про­сто общность занимаемой территории. Нация в этом случае рассматривается как «коллективный индивид (или тело), обла­дающее базовыми потребностями, самосознанием, общей во­лей и способное на единое и целенаправленное коллективное действие. Одной из таких потребностей является обеспечение условий для своего сохранения и развития» [3]. При этом счи­тается, что нация может быть государственно организованным сообществом, но может и не быть таковым. Тем не менее, необ­ходимым признаком нации рассматривается явное стремление территориальной общности к автономии и самоорганизации в форме отдельного государства.

Другие исследователи полагают, что между нацией и госу­дарством существует неразрывная взаимосвязь: в качестве на­ции признается только политически организованное сообщество людей. В данном случае нация понимается как совокупность всех граждан одного государства как политического сообще­ства [4]. При таком подходе понятие «нация» охватывает все территориальное сообщество, т.е. народ, независимо от проис­хождения, языка, цвета кожи, обычаев, религиозных убежде­ний составляющих его людей. При этом считается, что только организационно-правовое самооформление территориальной группы людей в виде государства делает ее способной на кол­лективное действие и, следовательно, превращает ее в подлин­ный субъект политики. Иными словами, нацией признается го­сударственно организованное сообщество людей. В данном случае процесс его социокультурной (например, языковой) го­могенизации приобретает целенаправленный характер и мно­гократно усиливается под организующим началом институтов государства. Такую группу людей называют также гражданской или политической нацией [5]. Нетрудно видеть, что при таком подходе понятия государства и нации совпадают. Отсюда и на­звание «Организация Объединенных Наций», хотя ее членами являются государства.

В отечественном обществоведении в воззрениях на нацию вплоть до недавнего времени господствовал первый из упомя­нутых подходов. Он был использован И.В. Сталиным (1879— 1953) в работе «Марксизм и национальный вопрос» (1913). Согласно ему для того чтобы какая-нибудь группа людей мог­ла называться нацией, она должна обладать четырьмя нераз­рывно связанными между собой чертами: «Нация есть истори­чески сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культу­ры» [6].

Как видно, данное определение умалчивает об организаци­онных аспектах бытия нации, т.е. исходит из того, что она не обязательно должна быть организована как политическое сооб­щество. Такое определение нации близко к тому, что ныне ис­следователи называют этносом (греч.— народ, племя) или этической общностью: исторически сложившаяся на опре­деленной территории устойчивая совокупность людей, обладаю­щая единым языком, общими четами культуры и психологиче­ского склада, а также сознанием своего единства и отличия от окружающих их других подобных общностей [7].

Очевидно, что проживающая на определенной территории культурно отличительная группа людей, как бы кто ее ни назы­вал — этнос, народ или нация — не является социальным субъектом, если она не имеет собственных организационных структур. Поэтому вполне обоснованным является тот факт, что в мировом правоведении и в юридических академических словарях слово «этнос» отсутствует, а термин «нация» употребляется в значении государственно организованного, т.е. обладающего субъектностью, сообщества людей. В этом значении термин «нация» будет употребляться и в данном учебном пособии.

Нация-государство

Взаимосвязь понятий «государство» и «на­ция» позволяет соединить их в одно поня­тие: в некоторых источниках оно конструируется в словосочетание «нация-государство», в других — «государство-нация». Оба они являются синонимами понятия «национальное государство», однако порядок расположения слов в словосочетаниях все же указывает на некоторое различие в понимании исследователями самого процесса образования национальных государств. В первом случае (нация-государство) считается, что государство является результатом самоопределения исторически сложившейся социокультурной общности (нации) в политическое сообщество, во втором (государство-нация) — нация рассматривается результатом целенаправленной осознанной деятельности того или иного субъекта. В качестве таких продуцирующих нацию субъектов считаются либо интеллектуальная, элита, либо институты государства. Например, видный английский антрополог и политолог Эрнест Геллнер (1925— 1995) утверждает, что основным формирующим нацию субъектом является государство как таковое. Только твердо признав устанавливаемые им «определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу», «группы людей становятся нацией» [8].

В отечественной и в западноевропейской литературе поня­тие «нация-государство» употребляется как полное тождество, понятия «национальное государство». Оба они отражают тот факт, что исходной предпосылкой образования современных государств в Европе являлась культурная (языковая и/или рели­гиозная) гомогенизация проживающей на определенной тер­ритории группы людей, что вело к ее осознанию себя особой общностью — нацией и последующему самоопределению в ка­честве политического сообщества, получившего название на­ционального государства [9]. Превращение относительно гамогенной (однородной) в каком-либо отношении территориаль­ной группы в суверенный субъект политики или, проще говоря, в нацию-государство, знаменует собой рождение государства современного типа, пришедшего на смену средневековым фео­дальным, династическим и религиозным политическим обра­зованиям. Данная форма самоорганизации территориальной группы людей в качестве политического субъекта первоначаль­но возникла, повторяем, в Европе, а затем утвердилась и в дру­гих регионах мира. Политические и административные инсти­туты наций-государств устанавливаются, как правило, консти­туциями, законами и иными правовыми актами.

Следствием утверждения нации-государства как формы по­литического сообщества стало формирование современной системы международных отношений. В основе системы лежит принцип национального, или государственного, суверенитета и потому ее принято определять как нациоцентристскую, или же государственноцентристскую международную систему. За точку отсчета ее истории принимается завершение тридцати­летней войны в Европе и заключение Вестфальского мирного договора (1648), который закрепил статус национального госу­дарства как суверенного субъекта международных отношений. Это не только серьезно видоизменило политическую карту Ев­ропы (распад Священной Римской империи на ряд наций-госу­дарств), но и привело к изменению межгосударственных отно­шений. От ничем, кроме воли монарха, не мотивированных связей национальные государства стали переходить к упорядо­ченным отношениям друг с другом на основе появления у них целого комплекса осознанных интересов.

Наши рекомендации