Понятие и признаки государства в широком смысле

Государство в широком смысле – политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Признаки:

1. Определенный союз людей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то общих начал, принципов;

2. Союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, который пришел на смену первобытнообщинному устройству;

3. Территориальный союз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория.

4. Политическийсоюз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях.

5. Союз, которым управляет особая публичная, политическая власть. Это власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих.

Понятие и признаки государства в узком смысле.

Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Признаки:

1. Определенная организация, существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть. В данном случае под организацией мы подразумеваем определенное общественное объединение, выступающее в качестве одного из структурных элементов общества.

2. Политическая организация, организация, деятельность которой носит политический характер и всегда связана с политикой. Государство – это особая политическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций, и которые выделяют государство из их среды.

3. Организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения и состоит из них. Процесс возникновения государства связан с выделением из общества специального аппарата управления и принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.

4. Организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества. В государственно-организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют. Только в отдельных случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, путем референдума).

5. Территориальная организация. Государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Кроме того, само государство оформляется по территориальному принципу.

6. Суверенная организация, т. е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти внутри страны состоит в том, что государство — это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти на международной арене выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями.

7. Организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок.

8. Организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.

Сущность государства.

Вопрос о сущности государства не имеет в науке однозначного решения и тоже относится к числу дискуссионных. К настоящему времени в этом вопросе сложилось два основных подхода: классовый и надклассовый.

Классовый подход к пониманию сущности государства.Классовый подход характерен для марксистской (марксистско-ленинской) теории государства, которая исходит из того, что государство — явление классовое. По марксизму государство возникает с расколом общества на классы с непримиримыми интересами и существует только там, где существуют такие классы. Классовый характер государства марксистская теория видит в том, что государственная власть всегда принадлежит экономически господствующим классам, и государство выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу. С точки зрения марксизма государство есть орудие классового господства, «машина» для систематического подавления одних классов другими.

Надклассовый подход к пониманию сущности государства.Надклассовый подход к пониманию сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства.

1. Теория Элит. Согласно этой теории народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и т.д. не способны осуществлять государственную власть и управлять общественными делами. Поэтому власть должна принадлежать верхушке общества - «лучшим людям», элите. (Конец 19 в., Г. Моски, В. Парето и др.).

2. Технократическая теория.По мнению сторонников этой теории, управлять обществом должны специалисты – управленцы, менеджеры. Обладая соответствующей подготовкой, лишь они способны определять действительные потребности общества, принимать наиболее оптимальные политические решения и эффективно их осуществлять. (Начало 20 в., Т. Веблен, Д. Бернхейм и др.).

3. Теория «государства всеобщего благоденствия» утверждала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т. п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие. (После Второй Мировой войны, Д. Кейнс).

4. Теория «плюралистической демократии». В современном обществе классы перестали существовать и вместо них возникли различные «страты», т. е. социальные прослойки, группы, объединяющие людей по различным признакам: сходству материального положения, возрасту, профессии, убеждениям, месту жительства и т. д. Для обеспечения интересов этих групп создаются различные политические и общественные организации, которые оказывают давление на государственную власть. В результате власть начинает осуществляться как государством, так и негосударственными организациями. По этой причине государственная власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества. (20 в., Г. Ласки, М. Дюверже и др.).

Современный подход.

Государство можно рассматривать в широком и узком смыслах. Это надо учитывать и при характеристике сущности государства. В связи с этим следует говорить о сущности государства как определенным образом организованного общества и о сущности государства как определенной политической организации.

1. Сущность государства как организованного общества, состоит в том, что государство – это наиболее приемлемая форма объединения людей, которая естественным путем пришла на смену родоплеменной организации общества.

2. Сущность государства как определенной политической организации видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом.

Наши рекомендации