Органы судебной власти и законность в управлении

Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Оно осуществля­ется субъектами судебной власти в процессе конститу­ционного, гражданского, административного и уголов­ного судопроизводства (ст. 118 Конституции Россий­ской Федерации).

Осуществляя правосудие, органы судебной власти обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государ­ственных и общественных интересов, тем самым способ­ствуя укреплению законности.

Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятель­ности они осуществляют и другую функцию, в частно­сти — функцию судебного контроля законности издавае­мых актов и совершаемых действий органов исполнитель­ной власти, их должностных лиц.

Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит: в его пра­вовой оценке действий и решений органов исполнитель­ной власти, их должностных лиц; в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предпри­ятий, учреждений и организаций; условий и причин их по­рождающих; принятии мер по восстановлению нарушен­ных прав и законных интересов; в привлечении виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются: Конститу­ционный Суд Российской Федерации, суды общей юрис­дикции, арбитражные суды.

Важная роль в обеспечении законности в сфере управ­ления принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Его правовой статус определен Конституцией РФ (ст. 125), Законом РФ от 24 июня 1994 г. «О Конститу­ционном Суде РФ».

Конституционный Суд Российской Федерации, явля­ясь судебным органом конституционного контроля, разре­шает в пределах своей компетенции исключительно воп­росы права. Он разрешает дела о соответствии Конститу­ции Российской Федерации;

— федеральных законов;

— нормативных актов Президента Российской Федера­ции, обеих палат Федерального Собрания, Прави­тельства Российской Федерации;

— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Фе­дерации, изданных по вопросам, относящимся к ве­дению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государ­ственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации;

— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— договоров между органами государственной власти субъектов РФ, и др.

Он также разрешает споры о компетенции между феде­ральными органами государственной власти, органами государственной власти Российской Федерации и органа­ми государственной власти субъектов РФ, высшими госу­дарственными органами субъектов федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации рас­сматривает также дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. При рассмотрении таких дел он проверяет соответствие такого закона Конституции Российской Федерации.

Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод, приме­ненный в конкретном деле закон признает не соответству­ющим Конституции Российской Федерации, то решение Конституционного Суда является основанием для обяза­тельного пересмотра данного дела соответствующим ком­петентным органом и восстановления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции, прини­мая решения, которые обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, Конституционный Суд Российской Федерации выполняет тем самым свою конституционную обязанность — обеспечение законности в Российской Федерации.

Суды общей юрисдикцииосуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам.

В процессе рассмотрения уголовных дел, в особеннос­ти тех, которые связаны с должностными преступлениями, суд с позиции законности исследует и дает правовую оцен­ку действиям должностных лиц как работникам управлен­ческого аппарата.

Если при рассмотрении гражданских и уголовных дел суд усмотрит нарушения законности, дисциплины в ра­боте соответствующего органа, предприятия, учрежде­ния, организации, выявив при этом условия и причины нарушений, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, предприятия, учреждения, организации либо в вышестоящие инстанции, которые должны в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

Частное определение является правовой формой реагиро­вания суда на нарушение законности.

В необходимых случаях суд принимает меры к привле­чению виновных лиц к ответственности. Суд рассматрива­ет также жалобы лиц (физических и юридических) на по­становления органов и должностных лиц о наложении ад­министративного взыскания.

Граждане также могут обратиться в суд с жалобой на действия или решения органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществле­нию гражданином его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно при­влечен к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность перечисленных выше жа­лоб, суд признает обжалуемое действие или решение неза­конным, обязывает удовлетворить требование граждан, отменяет примененные к нему меры ответственности.

Наши рекомендации