Требования к устройству и эксплуатации помещений хранения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И ФАРМАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА

Учебно-наглядное пособие

Часть Вторая

Ростов-на-Дону

УДК

ББК

П

Теоретические основы здравоохранения и фармации. Организация работы товаропроводящей системы фармацевтического рынка. Часть вторая. / сост.: В.Н. Кивва, Е.С. Бережная, С.Б. Давидов, О.А. Рогов; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015. - 138 с.

Данное издание является учебно-наглядным пособием, содержащим материалы в помощь изучению дисциплины «Управление и экономика фармации». Содержит формализованные документы для заполнения в ходе практического занятия с кратким поясняющим текстом.

Предназначено для практических занятий студентов IVкурса фармацевтического факультета.

Рецезенты:

Харахашян А.А. – кандидат фармацевтических наук, заместитель начальника фармацевтического управления, начальник отдела координации работы аптечной сети и ЛПУ Министерства здравоохранения Ростовской области;

Парфейников С.А. – доктор фармацевтических наук, профессор кафедры Управления и экономики фармации ФПО ГБОУ ВПО ПФИ ВолгГМУ Минздрава России.

Утверждено центральной методической комиссией ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.

Председатель ЦМК, д.м.н., проф. Дроботя Н.В.

Утверждено центральной предметной комиссией фармацевтического факультета ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__от «__» _______ 2015 г.

Председатель ЦПК, к.ф.н., доц. Дергоусова Т.Г.

Одобрено на заседании кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. Протокол №__ от «__» ________ 2015 г.

Зав. кафедрой Управления

и экономики фармации,

фармацевтической технологии, д.м.н., проф. Кивва В.Н.

© ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России, 2015

Календарно-тематический план занятий

Управление и экономика фармации

4 курс (VII семестр)



№ занятия Тема занятий Часы Стр.
Организация хранения лекарственных средств и других товаров в фармацевтических организациях.    
Организация работы аптечной организации ЛПУ  
Структура и организация работы оптового сегмента фармацевтического рынка. Основные пути доведения фармацевтических товаров до потребителя  
Система менеджмента качества оказания фармацевтической помощи. Система государственного контроля качества фармацевтических товаров.    
Ценообразование на товары аптечного ассортимента  
Государственное регулирование ценообразования на товары аптечного ассортимента  
Классификация товаров в аптечных организациях. Понятие ассортимента, цель ассортиментной политики, факторы формирующие ассортимент аптечных товаров. Основные направления, этапы и методы маркетинговых исследований ассортимента фармацевтических товаров.  
Особенности действия экономических законов на фармацевтическом рынке. Подготовка к итоговой контрольной работе.  
Контрольная работа по разделу «Теоретические основы здравоохра-нения и фармации. Организация работы товаропроводящей системы фармацевтического рынка».  
  ИТОГО  
 

Занятие 10

Тема:Организация хранения лекарственных средств и других товаров в фармацевтических организациях.

Теоретический материал

Требования к устройству и эксплуатации помещений хранения

Устройство, эксплуатация и оборудование помещений хранения должны обеспечивать сохранность лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Помещения хранения в соответствии с установленными нормами обеспечиваются охранными и противопожарными средствами. В помещениях хранения должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, периодичность проверки, которых должна осуществляться не реже 1 раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрами складские помещения необходимо обеспечить термометрами и гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами), которые закрепляются на внутренних стенах хранилища вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. В каждом отделе должна быть заведена карта учета температуры и относительной влажности.

При размещении лекарственных средств допускается использование компьютерных технологий (по алфавитному принципу, по кодам).

Для поддержания чистоты воздуха помещения хранения в соответствии с действующей нормативно - технической документацией (СНиП, методические рекомендации и т.д.) следует оборудовать приточно - вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. В случае невозможности оборудования помещений хранения приточно-вытяжной вентиляцией рекомендуется оборудовать форточки, фрамуги, вторые решетчатые двери и т.д.

Аптечные склады и аптеки оборудуются приборами центрального отопления. Не допускается обогревание помещений газовыми приборами с открытым пламенем или электронагревательными приборами с открытой электроспиралью.

На складах и в аптеках, расположенных в климатической зоне с большими отклонениями от допустимых норм температуры и относительной влажности воздуха, помещения хранения должны быть оборудованы кондиционерами.

Создание необходимого режима хранения.

Режим хранения – это совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товара.

Климатические требования к режиму хранения включают параметры:

- температуру,

- относительную влажность воздуха,

- воздухообмен,

- газовый состав воздуха,

- освещенность.

Температура хранения – один из наиболее значимых показателей режима хранения. С повышением температуры усиливаются химические, физико-химические, биохимические и микробиологические процессы. Температура измеряется в градусах по шкале Цельсия.

Предусмотрены несколько режимов хранения, ºC:

- в замороженном виде – не выше -20;

- в холодильной камере – от 0 до 8;

- при прохладной температуре – от 12 до 15;

- при комнатной температуре – от 18 до 25;

- высокая (повышенная) температура воздуха – более 20;

- низкая температура воздуха – ниже 0;

- температура «холодовой цепи» - от 0 до 8.

Другие температурные условия оговариваются в инструкции к ЛС.

Относительная влажность воздуха (ОВВ) – показатель, которой характеризует степень насыщенности воздуха водяными парами и измеряется в процентах. Испарение воды из товаров приводит к количественным и качественным потерям, в частности к естественной убыли за счет усушки и увядания (усыхания). Чем выше влажность товаров и ниже ОВВ, тем больше их потери. Повышенная влажность воздуха способствует возникновению микробиологической порчи, коррозии металлических поверхностей. Выбор оптимальной ОВВ определяется прежде всего химическим составом товаров, их гигроскопичностью, температурой хранения и наличием защитных оболочек.

Относительная влажность воздуха в сухом помещении не должна превышать 60%, в помещении с повышенной влажностью составляет 65% и более. Параметром «сухого, прохладного места» соответствует температура воздуха от 12- до 15 ºC и относительная влажность 50% и менее.

Воздухообмен – показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде. В процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и т.д. Воздушные потоки могут быть естественными (сквозняки) и искусственными, вызванными работой вентиляции.

Газовый состав воздуха – показатель режима, характеризующий состав газов в окружающей среде. Он обусловлен тремя группами компонентов:

- основные газы (кислород, азот и углекислый газ);

- инертные газы (водород, гелий, аргон и т.д.);

- вредные газообразные примеси (окислы азота, серы, озон, аммиак, фреон др.).

На сохраняемость товаров наибольшее влияние оказывает кислород, который усиливает окислительные процессы, вследствие чего происходит коррозия металлов, разрушение красящих веществ и т.д.

Освещенность – показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света в помещениях хранения. На сохраняемость большинства товаров свет, особенно солнечный, оказывает отрицательное воздействие, т.к. активизирует окислительные процессы. В связи с этим большинство фармацевтических товаров рекомендуется хранить в темноте, а если это невозможно, то следует избегать попадания на товары солнечных лучей. Для этого склады устраивают в помещениях, не имеющих окон.

В зависимости от степени освещенности места хранения делят на темные, затемненные, защищенные от света, расположенные не на солнечной стороне.

Санитарно-гигиенические требования к режиму хранения характеризуются комплексом показателей чистоты.

Чистота – состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных мер.

Чистота определяется по показателям минерального , органического, биологического и микробиологического загрязнения.

Отдельно, в технически укрепленных помещениях, соответствующих требованиям Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" хранятся:

- наркотические и психотропные лекарственные средства;

- сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства, находящиеся под контролем в соответствии с международными правовыми нормами.

Помещения хранения должны быть обеспечены необходимым количеством стеллажей, шкафов, поддонов, подтоварников и т.п. Установка стеллажей осуществляется таким образом, чтобы они находились на расстоянии 0,6-0,7 м от наружных стен, не менее 0,5 м от потолка, и не менее 0,25 м от пола. Стеллажи по отношению к окнам должны быть расположены так, чтобы проходы были освещены, а расстояние между стеллажами - составляло не мене 0,75 м обеспечивающее свободный доступ к товару. Помещения аптечных складов и аптек должны содержаться в чистоте; полы помещений периодически (но не реже одного раза в день) убираться влажным способом с применением разрешенных моющих средств.

Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.

Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.

В организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.

При размещении на местах хранения (стеллажах, полках, шкафах) готовых лекарственных препаратов предъявляются следующие требования:

- ЛС укладывают и устанавливают в оригинальной упаковке этикеткой (маркировкой) наружу;

- рядом с ЛС прикрепляется стеллажная карта, в которой указывается наименование ЛС, серия, срок годности, количество. Она заводится на каждую вновь поступившую серию для контроля за своевременной ее реализацией.

Рациональное использование складских помещений предполагает установление определенных требований к оснащению и оборудованию помещений хранения в соответствии с нормативными документами и их оптимальную загрузку.

Наши рекомендации