Понятие налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов

Двадцатилетний период становления и развития действующей налоговой системы Российской Федерации позволяет сделать вывод о формировании основополагающих категорий налоговедения. Однако с учетом постоянно меняющейся внешней и внутренней экономической среды иные акценты, а порой, и новый смысл приобретают, казалось бы, устойчивые понятия. Исходя из этого, обратимся к анализу уже сложившегося в теории и на практике налогообложения, но не имеющего официального статуса термина «налоговое планирование».

За рубежом отношение государства к налоговому планированию реализуется через различные концепции. Принято разграничивать понятие налогового планирования от таких понятий, как «уклонение от налогов» и «обход налогов».

«Уменьшение налогов», «уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «минимизация налогов», «налоговая оптимизация», «налоговая выгода», «налоговое планирование» т.д. - именно так называют в прессе, в официальной и публицистической литературе явление, которое получило свое развитие одновременно с разрушением советской системы экономики и формированием современной российской налоговой системы.

Однако до сих пор, несмотря на актуальность проблемы и множество публикаций, уменьшение налогов как социально-экономическое явление существует как бы неофициально. Ни в одном нормативном акте не предприняты даже какие-либо попытки определения понятия и критериев налоговой оптимизации.

Как указывалось выше, стремление плательщика уменьшить свои налоговые платежи, обозначается достаточно большим количеством терминов.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. В данном случае, снижение налоговых обязательств, а так же полное уклонение от налоговых обязательств представляется в виде совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений, имеет место нарушение налогового законодательства. Любое действие налогоплательщика совершенное с целью уклонения от уплаты налогов, является противозаконным.

При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, и, следовательно, ему приходиться ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.

Кроме того, уклонение от уплаты налогов может иметь серьезные экономические последствия в виде нарушения конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от уплаты налогов.

Мнимая сделка - это сделка совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Признание сделки мнимой и, соответственно, применение последствий ее недействительности на практике может привести к довольно серьезным последствиям для предприятия. Например, при выявлении налоговыми органами факта фиктивной передачи предприятием денежных средств (только на бумаге, без реального перечисления) в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, которые подлежат льготированию по налогу на прибыль, данная сделка будет признана судом недействительной, что в свою очередь приведет к доначислению налога на прибыль, начислению пени и применению к предприятию налоговых санкций за недоплату налога на прибыль.

Обход налогов (tax avoidance) - ситуация, в которой лицо не является налогоплательщиком в силу различных причин и указанные действия, исходя из их соответствия закону, следует квалифицировать или как налоговое планирование, или как уклонение от уплаты налога.

Налоговое планирование - это деятельность хозяйствующего субъекта для увеличения прибыли и потока денежных средств. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех ее уровнях и этапах и должно быть непременным и непосредственным ее элементом.

Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта - это часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках общей стратегии. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот для стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

В связи с этим возможны различные модели поведения налогоплательщика. С точки зрения налоговой безопасности лучше заниматься официально признаваемым законным налоговым планированием, нежели тем, которое подпадает под действие уголовного законодательства (уклонение от уплаты налогов).

Налоговое планирование - законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Сущность его выражается в признании за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законами средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. В отличие от стандартного метода поведения налогоплательщика, т.е. уплаты налогов в соответствии с законодательством без предварительных расчетов и выбора наилучшего варианта обложения. Однако надо понимать, что такие действия могут привести к налоговым рискам и негативным последствиям.

Только комплексный подход к категории налогового планирования позволит всем участникам налоговых отношений оптимизировать свои результатные показатели.

Современную политику государства в сфере налогообложения можно трактовать следующим образом: государство снижает налоги — налогоплательщики платят по закону. В самом деле, в ходе налоговой реформы были последовательно снижены ставки основных налогов, многие налоги отменены. Соответственно государство получило право требовать уплаты налогов в том размере, который установлен законом. Законодательные органы регулярно принимают поправки, направленные на ликвидацию пробелов и всякого рода коллизий в законах, а также предотвращение ухода от налогов. В то же время за налогоплательщиками признается право на налоговую оптимизацию.

Оптимизация - более широкое понятие, которое включает в себя и минимизацию налогов. Оптимизация предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов; в рамках оптимизации могут решаться и другие финансовые задачи, например получение в налоговом периоде значительной прибыли для привлечения кредиторов и акционеров, но с уплатой более высокого налога на прибыль. Причем налоговая оптимизация невозможна без учета налоговых рисков и негативных последствий. Учет налоговых рисков - неотъемлемый атрибут оптимизационного процесса.

Теперь мы можем выделить главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не составляют состав налогового преступления или правонарушения, и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.

Как указывалось выше, уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация (налоговая минимизация), вызывает активное и жесткое противодействие государства в лице его фискальных и правоохранительных органов. Естественно, от того, каким способом осуществляется уменьшение налоговых платежей, зависит и ответная реакция государства: в лучшем случае, вы можете столкнуться с откровенным неодобрением вашей «налоговой политики» (при налоговой оптимизации), в худшем, возможно применение всего репрессивного механизма в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности налогоплательщика, а также недооценка возможностей налоговых органов могут привести вместо налоговой экономии к огромным финансовым потерям, банкротству или к лишению свободы.

Наши рекомендации