Идеология социал-демократизма

3.1. В конце XIX века в силу ряда причин социально-экономического и политического характера идеология социализма распадается на два направления: радикально-революционный социализм (коммунизм, марксизм-ленинизм) и социал-демократизм (социал-реформизм), последний из которых постепенно становится одним из влиятельнейших политический течений в мире.

3.2. Представители социал-реформизма на этапе его становления: Карл Каутский, Эдуард Бернштейн.

3.3. Социально-философская основа социал-демократической идеологии:

– идеальное общество должно быть основано на принципе социального равенства;

– буржуазия и пролетариат не должны рассматриваться как классы-анатагонисты. Они являются в большей степени партнерами, противоречия между которыми могут быть устранены мирным путем;

– путь к социализму лежит не через революцию, а через преобразование капитализма посредством реформ.

3.4. Основополагающие идеи социал-демократизма относительно устройства основных сфер общества (изложены в концепции "демократического социализма", принятой Социнтерном в 1951 году):

Экономические идеи:

– экономика должна быть смешанной, то есть основанной на частной и общественной собственности, конкретное соотношение между которыми в каждой стране должно основываться на принципе экономической целесообразности;

– способ регулирования экономики – сочетание рыночного и государственного воздействия на процессы производства материальных ценностей;

– экономика должна иметь социальную направленность, т.е. удовлетворять материальные запросы всех слоев общества.

Политические идеи:

– справедливое государственное устройство основано на верховенстве закона, независимости судебной власти;

– основной способ формирования органов власти – свободные выборы;

– в обществе должны быть гарантии прав личности и меньшинства;

– возможная смена власти должна осуществляться мирным путем (законным) – через выборы (отказ от революции);

– в организации политической жизни действует принцип политического плюрализма, определяющий возможность появления и существования в обществе различных политических организаций.

Социогуманитарные идеи:

§ признается необходимость высокого качества жизни для всех членов общества и участие государства в создании соответствующих условий:

– оно должно регулировать процесс распределения доходов в обществе, не допуская сильных имущественных контрастов;

– создавать условия для всеобщей занятости населения;

– реализовывать социальные программы по развитию образования, медицины, делая их доступными широким слоям общества;

– поддерживать малоимущие слои населения;

§ духовная жизнь общества должна развиваться на основе мировоззренческого плюрализма.

Подводя итог изучению основных идеологий современности, необходимо иметь в виду:

1. В последние годы идет процесс сближения идеологий, в рамках которого усиливается их сходство.

2. "Лицо" каждой идеологии определяют следующие главные идеи ("брэнды") :

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ("БРЭНДЫ") ИДЕОЛОГИЙ
Либерализм Консерватизм Социал-демократизм
свобода личности сохранение традиций социальное равенство

ПЕРСОНАЛИИ

Арон Раймон (1905 – 1983) – французский социолог и публицист, идеолог неоконсерватизма. Один из основателей концепции "индустриального общества".

Белл Дениэл (р. 1919) – американский социолог, специалист в области социального прогнозирования, идеолог неоконсерватизма. Автор концепции "постиндустриального" общества, согласно которой научно-техническая революция делает излишней социальную революцию.

Бёрк Эдмунд (1729 – 1797) – английский парламентарий, политический деятель, идейный родоначальник британского консерватизма. Оценивал французскую революция 1789 года как ужасную демонстрацию власти толпы, которая бездумно уничтожает духовные ресурсы общества. Свобода может быть только в рамках закона и порядка, реформы должны осуществляться эволюционным путем. Искусственное перераспределение собственности может обернуться для общества катастрофой.

Бернштейн Эдуард (1850 – 1923) – немецкий социал-демократ, идеолог социал-реформизма. Отвергал марксистское учение о классовой борьбе, революции и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ на пути преобразования капитализма в социализм.

Бжезинский Збигнев (р. 1928) – американский политолог, социолог и государственный деятель, идеолог неоконсерватизма.

Бональд Луи(1754 – 1840) – французский философ и политический деятель, основоположник идеологии традиционализма. Защищал идею божественного происхождения монархии. По его мнению, законна та власть, которая опирается не на социальный договор и идею национального суверенитета, а на божественное установление и традиции. Основа социального порядка – религия, абсолютная монархия, патриархальная семья.

Гоббс Томас (1588 – 1679) – английский философ, идеолог либерализма. Автор теории происхождения государства на основе общественного договора.

Кампанелла Томазо (1568 – 1639) – итальянский философ, поэт, политический деятель, представитель утопического социализма. Автор коммунистической утопии ("Город солнца"), в которой предложил программу всеобщего социального преобразования на основе упразднения собственности, семьи, обязательности труда для всех членов общества.

Каутский Карл (1854 – 1938) – один из лидеров и теоретиков немецкой социал-демократии, идеолог социал-реформизма. Один из авторов идеи возможного перехода к социализму через реформирование капитализма.

Кейнс Джон (1883 – 1946) – английский экономист, идеолог неолиберализма. Считал, что рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина – склонность населения сберегать часть доходов, которое приводит к тому, что совокупный спрос оказывается меньше совокупного предложения. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос увеличением денежной массы, снижением ставок процента. Недостаток спроса должен компенсироваться за счет общественных работ и бюджетного финансирования.

Ленин Владимир Ильич (1870 – 1924) – один из организаторов социал-демократической партии в России, философ, публицист, теоретик революционного марксизма. Основатель Советского социалистического государства.

Локк Джон (1632 – 1704) – английский философ, идеолог либерализма. Разработал теорию конституционно-парламентарной монархии, в которой законодательная власть должна быть отделена от исполнительной. Считал, что правительство должно подчиняться закону, народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Маркс Карл (1818 – 1883) – немецкий философ, экономист, политический журналист. Его сочинения сформировали идейную основу коммунистического и социалистического движения – марксизм. Считал, что современное общество порождает такие формы отчуждения личности от различных элементов культуры (от собственности, власти, духовной культуры), которые препятствуют ее всестороннему развитию. Путь к новому обществу, основанному на общественной собственности, возможен через пролетарскую революцию.

Местр Жозеф (1753 – 1821) – французский писатель, философ и политический деятель, идеолог консерватизма. Революцию во Франции рассматривал как наказание за попытку стать независимым от бога. Жизнь народа и государства определяется традициями, религиозным чувством и церковным авторитетом. Сторонник абсолютной монархии.

Монтескьё Шарль Луи (1689 – 1755) – французский философ, писатель, историк, идеолог либерализма. Автор концепции разделения государственных властей как одного из принципов правового государства.

Мор Томас (1478 – 1535) – английский государственный деятель, писатель, представитель утопического социализма. В трактате "Утопия" впервые изобразил общество, где ликвидирована собственность, введено равенство потребления, обобществлены производство и быт.

Оуэн Роберт (1771 – 1858) – английский утопический социалист. Считал, что создаваемая рабочим трудом прибыль должна по праву принадлежать им самим. Путь к справедливым общественным порядкам определял через обобществление средств производства, искоренение эксплуатации и равный труд в особых трудовых колониях. Основал ряд коммунистических колоний в США и Великобритании.

Роулз Джон(1921 – 2002) – американский философ, основоположник концепции внутреннего и международного права, лежащей в основе современной политики США.

Сен-Симон Клод Анри (1760 – 1825) – французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Доказывал, что путь построения нового общества, выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленности и сельского хозяйства, введение обязательного для всех производительного труда, превращение государственной власти в орудие организации производства.

Смит Адам (1723 – 1790) – шотландский экономист, философ, основатель классической школы политической экономии. Изложил принципы устройства совершенного общества, которые обусловлены рыночной экономикой. Рассматривал конкуренцию как движущую силу развития общества и важнейший общественный институт.

Фурье Шарль (1772 – 1837) – французский утопический социалист. Признавая необходимость общественной собственности в новом общественном строе, считал, что в нем может иметь место и частная собственность, и классы, и нетрудовой доход. В данном обществе должен быть ликвидирован разрыв между городом и деревней. Для успеха нового общества необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех.

Энгельс Фридрих (1820 – 1895) – немецкий философ, теоретик радикально-революционного социализма, друг и соратник Карла Маркса.

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ

Антимонопольное законодательство – законы, принимаемые государством для защиты рынка, препятствующие появлению в экономике монополий – предприятий, получающих исключительное право на производство и торговлю товарами и услугами.

Антагонистические классы – классы в обществе, коренные интересы которых противоположны, совпадают лишь второстепенные интересы.

Глобальный – общий, охватывающий весь земной шар, всемирный.

Гносеологический оптимизм – принцип, выражающий веру в возможность познания человеком мира и получения истинного знания о нем.

Гносеологический пессимизм – принцип, выражающий сомнение в возможность познания человеком мира и получения истинного, достоверного знания о нем.

Гражданское общество – общество, в котором значительная доля частных интересов граждан реализуются независимо от государства.

Индивидуализм – принцип, в соответствии с которым интересы индивида противопоставляются интересам общества и рассматриваются как приоритетные.

Идеологический (мировоззренческий) плюрализм – принцип, предполагающий возможность законного существования в обществе различных идеологий, толерантные (уважительные) отношения между представителями данных идеологий.

Конкуренция– борьба, соперничество субъектов (индивидов, социальных групп, организаций) за обладание какими-либо ценностями, которых имеется в недостаточном количестве.

Общественная собственность – собственность, владение, распоряжение и пользование которой закреплено законом за определенным коллективом людей.

Политический плюрализм – принцип, в соответствии с которым в обществе существует реальная возможность появления и существования политических партий и организаций, представляющих интересы различных слоев общества.

Протекционизм – экономическая политика государства, стремящаяся защитить промышленность и сельское хозяйство страны от иностранной конкуренции посредством импортных квот и высоких таможенных пошлин.

Революция (социальная) – коренное переустройство общественного строя, посредством завоевания государственной власти классами, социальными группами, заинтересованными в данном переустройстве.

Реформа – преобразование общественного строя без коренного изменения его основ (экономических, политических) при сохранении существующей государственной власти.

Рынок – механизм взаимосвязи производителя и потребителя продукта с помощью купли-продажи. Рынок – совокупность всех сделок купли-продажи в обществе в условиях товарного производства.

Смешанная экономика – экономика, основанная на сочетании общественной и частной собственности

Собственность – правоотношения людей по поводу владения, распоряжения и использования каких-либо ценностей (материальных или духовных).

Социальные перемещения – процесс изменения индивидом или группой социальной позиции, занимаемой в социальной структуре общества. Различают "вертикальные" социальные перемещения – движения вверх и вниз в системе социальных позиций (происходит изменение социального статуса индивида), и "горизонтальные" – передвижение на одном и том же социальном уровне.

Социальная иерархия – форма распределения членов общества по социальным слоям (классам, сословиям), которая строится на подчинении "нижних" слоев "верхним".

Социнтерн (Социалистический интернационал) – международная организация, объединяющая социал-демократические партии различных стран.

Стратегия– способ деятельности, определяющий цели и задачи на долгосрочную перспективу.

Тактика – способ деятельности, определяющий меры и средства реализации долгосрочных задач.

Частная собственность – собственность, владение, пользование и распоряжение которой законом закреплено за частным лицом.

Эгалитаризм – принцип, провозглашающий равенство индивидов, социальных групп в обществе.

САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Тесты

§ О необходимости сочетания в экономике общественной и частной собственности говорится в идеологии:

а) консерватизма; в) анархизма;

б) социал-демократизма; г) технократизма.

§ Впервые право народа на революцию провозглашено в идеологии:

а) марксизма; в) неоконсерватизма;

б) расизма; г) либерализма.

§ О необходимости элитарного характера демократии утверждается в идеологии:

а) социал-демократизма; в) неолиберализма;

б) неоконсерватизма; г) национализма.

§ Основы концепции правового государства впервые были определены в идеологии:

а) технократизма; в) социал-демократизма;

б) неолиберализма; г) либерализма.

Закончите предложения и вставьте пропущенные слова.

§ Гносеологический оптимизм – философский принцип идеологии …

§ Традиционализм – главный принцип идеологии …

§ В идеологии … определяется путь перехода к совершенному обществу через пролетарскую революцию.

§ Основополагающий моральный принцип идеологии либерализма – принцип …

§ Социальное равенство – главная идея идеологии …

§ Гносеологический пессимизм – философский принцип идеологии …

§ Идея саморегулируемой экономики – идея … идеологии.

§ Идея правового государства трансформировалась в идею правового социального государства в идеологии …

§ В идеологии … утверждается, что экономика должна быть смешанной.

Являются ли тождественными следующие понятия? Ответ аргументируйте.

§ Социализм и социал-демократизм.

§ Рынок и экономика.

§ Рынок и частная собственность.

§ Идеологический плюрализм и политический плюрализм.

§ Неолиберализм и социальный либерализм.

Установите соответствие имен философов, политиков и идеологии, к которой они принадлежат.

Критически-утопический социализм К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин
Классический либерализм Т. Мор, Т. Кампанелла
Социал-демократизм (социал-реформизм) Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Арон
Радикально-революционный социализм Д. Кейнс
Классический консерватизм Д. Локк, А. Смит, Т. Гоббс, Ш. Монтескье
Утопический социализм Ж. де Местр, Э. Берк, Л. де Бональд
Неолиберализм А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн
Неоконсерватизм К. Каутский, Э. Бернштейн

Семинарское занятие 2

(2 часа)

Наши рекомендации