Порядок разработки стандартов организаций
1. Рабочая группа готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.
2. Проект стандарта в зависимости от объекта стандартизации рассылают на согласование заказчику разработки и государственным органам. Сроки рассмотрения не должны превышать одного месяца с момента получения проекта стандарта.
3. Замечания и предложения по проекту стандарта должны быть конкретными и обоснованными.
4. Для стандартов организаций сводка отзывов не составляется, если их рассмотрение оформляется на титульном листе. В случае несогласия заказчиков, разработчиков с окончательным проектом стандарта организаций, он выносится на рассмотрение руководителю организации, который его утверждает.
5. Стандарты проходят подтверждение переводов на государственный язык и регистрацию уполномоченного органа по техническому регулированию.
6. При проведении учета и регистрации стандартов им присваивается пятизначный порядковый регистрационный номер (пример, 00001 от 24.03.2007 г.) Регистрационный номер проставляется на титульном листе.
7. Стандарты организаций регистрируются на срок не более 5 лет и подлежат актуализации. Эти стандарты, разработанные на объекты, действуют внутри организаций и предприятий.
8. Стандарт организаций утверждает первый руководитель организации.
9. Уполномоченный орган по техническому регулированию утверждает окончательную редакцию проекта стандарта.
Порядок разработки национальных (государственных) стандартов.
1. Специалист организации или рабочая группа готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку. По результатам согласования и рассмотрения организации оформляют отзыв на проект стандарта.
2. После проверки положений проекта разработанного стандарта на соответствие требованиям технических регламентов и иных обязательных документов, организация-разработчик направляет его с пояснительной запиской заинтересованным субъектам республики на согласование и рассмотрение. Заинтересованные стороны рассматривают проект стандарта и готовят замечания и предложения к нему.
3. Рассылку проектов стандартов заинтересованным организациям для согласования и рассмотрения рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты и одновременно всем заинтересованным лицам. Перечень рассылки проектов стандартов должен обеспечивать консенсус мнений заинтересованных в нем субъектов республики: государственных органов, предприятий и организаций республики.
4. Срок согласования и рассмотрения проектов государственных стандартов должен составлять 60 календарных дней.
5. Организация-разработчик с учетов полученных замечаний, отзывов и предложений готовит редакцию проекта стандарта и проводит его рассмотрение. Принятые и не принятые разработчиком замечания и предложения включаются в сводку отзывов по проекту стандарта.
Не принятые предложения и замечания должны быть обоснованы. При необходимости, окончательная редакция проекта стандарта рассылается на повторное рассмотрения и согласование организациям, имеющим разногласия по проекту стандарта.
6. В случае невозможности достижения согласия по проекту государственного стандарта, проект направляется для принятия окончательного решения в уполномоченный орган по техническому регулированию.
7. В случае одобрения организацией-разработчиком окончательной редакции, проект стандарта, если он был разработан на русском языке, переводится на государственный язык и направляется на утверждение в уполномоченный орган по техническому регулированию.
8. Стандарты проходят подтверждение переводов на государственный язык в подведомственной организации уполномоченного органа по ТР.
9. На этапе подготовки к утверждению, проект государственного стандарта, пояснительная записка и сводка отзывов рассматриваются экспертными комиссиями. При наличии обоснованных замечаний проект стандарта может быть возвращен на доработку или снят с разработки.
10. Государственные стандарты утверждаются и вводятся в действие организационно-распорядительным органом уполномоченного органа по ТР.
11. Утвержденные стандарты подлежат государственной регистрации и внесению в реестр государственной системы ТР РК.
Порядок разработки ГК ТЭИ
Разработкой государственных классификаторов технико-экономической информации (ГК ТЭИ) осуществляют технические комитеты по стандартизации.
1. Уполномоченный орган организует разработку классификаторов.
2. Идет подготовка и рассмотрение заявок, формирование планов работ по государственной стандартизации.
3. Составление и утверждение методики разработки классификаторов.
4. Организация-разработчик занимается разработкой первой редакции классификаторов. Составляется проект классификатора и пояснительная записка к нему.
5. Выявление и анализ исходного множества объектов. Классификация заданного множества объектов.
6. Лингвистическая обработка наименований объектов направляется на соответствие. При соответствие наименований, направляется на кодирование заданного множества объектов.
7. Организация-разработчик рассылает проект классификатора на отзыв заинтересованным организациям.
8. Обработка полученных отзывов и составление сводки отзывов.
9. Согласующие органы составляют выводы о доработанной редакции проекта классификатора.
10. Организация-разработчик дорабатывает проект классификатора, с учетом результатов согласования уточняет пояснительную записку и принимает решение о предоставлении его на утверждение.
11. Уполномоченный орган производит утверждение и государственную регистрацию классификаторов.
12. Окончательная редакция ГК ТЭИ.
Порядок изменений в национальных стандартах
1. Изменения редакционного и ссылочного характера предусматривают при разработке изменения, обусловленного заменой требованиям к качеству продукции к требованиям технических регламентов, международных стандартов и документов.
2. Изменения могут быть подготовлены не разработчиком стандарта, но при обязательном согласовании с ним.
3. При разработке изменений к действующим стандартам параллельно готовятся предложения по внесению изменений во взаимосвязанные стандарты и документы.
4. Проект изменения к государственному стандарту допускается не согласовывать с организациями, согласовавшими данный стандарт, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.
5. Проект изменений к стандарту представляют на утверждение в уполномоченный орган по ТР в двух экземплярах ( на государственном и русском языках)
6. Каждому изменению присваивают порядковый регистрационный номер, с указанием изменения и устанавливают дату введения его в действие.
7. Тексты утвержденных изменений и документы, представленные с ними на утверждении, включают в Дело стандарта.
Изменения к государственным стандартам, утвержденные и зарегистрированные в установленном порядке, включаются в Дело гос.стандарта.
7. Нормоконтроль технической документации
Одним из действующих средств контроля за внедрением требований стандарта является нормоконтроль технической документации. Порядок проведения нормоконтроля установлен в ГОСТ 2.111-85. Нормоконтролю подлежит комплексная нормативно-техническая документация на изделия основного и вспомогательного производства (разработанная самим предприятием и получаемая со стороны). Нормоконтроль осуществляется специалистами-нормоконтролёрами, имеющими большой опыт конструкторской работы.
Задачи нормоконтроля:
- повышение качества нормативно-технической документации.
- проверка соответствия единой системы конструкторской документации.
- использование стандартных и унифицированных элементов конструкции, изготовляемых специализированными заводами.
- соблюдение в разрабатываемых изделиях норм и правил, устанавливаемых государственными, отраслевыми, фирменными стандартами.
- оформление технической документации в соответствии с требованиями, установленными стандартами.
- использование установленных ограничительных номенклатур стандартизованных изделий, марок материалов, профилей проката, вспомогательных материалов.
- соблюдение действующей системы классификации и кодирования.
Обязанности нормоконтролёра:
- выпускать в производство только ту документацию, которая полностью отвечает требованиям стандартов;
- давать консультации по вопросам принятия стандартов и другой нормативно-технической документации;
- вести работу по улучшению системы нормоконтроля, повышению его эффективности;
- систематически представлять сведения о качестве контролируемой документации;
- повышать свою квалификацию;
- знать поступающие на предприятие стандарты, срок их действия.
При нормоконтроле проверяется:
- соответствие обозначения, присвоенного конструкторскому документу;
- комплектность документации;
- правильность выполнения основной надписи;
- правильность примененных сокращений слов;
- наличие и правильность ссылок на стандарты и другие нормативно-технические документы;
- соответствие основных параметров проектируемого изделия стандартам, характеристикам утвержденной типоразмерной номенклатуры изделий и т. п.;
- степень стандартизации и унификации проектируемого изделия и возможности расширения этих показателей;
- соблюдение требований стандартов на текстовые конструкторские;
- соответствие показателей и расчетных величин нормативным данным
- правильность наименований и обозначений изделий и документов, записанных в ведомости и спецификации;
- выполнение чертежей в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД на форматы, масштабы, изображения (виды, разрезы, сечения), нанесение размеров, условные изображения конструктивных элементов (резьб, шлицевых соединений, зубчатых венцов колес и звездочек) и т. п.;
- рациональное использование конструктивных элементов, марок материалов, размеров и профилей проката, видов допусков и посадок и выявление возможностей объединения близких по размеру и сходных по виду и назначению элементов;
- возможность замены оригинальных изделий типовыми и ранее разработанными;
- правильность нанесения номеров позиций;
- соблюдение требований стандартов ЕСКД на условные изображения деталей (крепежных, арматуры, деталей зубчатых передач, пружин и т. П
- возможность использования ранее спроектированных и освоенных производством деталей сходной конструктивной;
- соблюдение установленных ограничительных номенклатур конструктивных элементов, допусков и посадок, марок материалов, профилей и размеров проката и т. п.
8. Единая система конструкторской документации
Представляет собой комплекс государственных стандартов устанавливающих единые нормы и правила по порядку разработки, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приёмке, эксплуатации, ремонте, утилизации). Эти нормы и правила распространяются на все виды КД, на учет и регистрацию ТД, а также на научно-техническую и учебную литературу. ЕСКД является нормативно- технической и организационной основой:
1. Обеспечение единого технического языка и терминологии
2. применение современных методов и средств при проектировании изделия;
3. возможность взаимообмена конструкторской документацией без её переоформления;
4. оптимальную комплектность конструкторской документации;
5. высокое качество изделий
6. наличие в конструкторской документации требований, обеспечивающих безопасность использования изделий для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу;
7. возможность расширения унификации и стандартизации при проектировании изделий и разработке конструкторской документации;
8. возможность проведения сертификации изделий;
9. сокращение сроков и снижение трудоёмкости подготовки производства;
10. упрощение форм конструкторских документов и графических изображений;
11. возможность гармонизации стандартов ЕСКД с международными стандартами (ИСО, МЭК) в области конструкторской документации;
12. Возможности создания единой информационной базы автоматизированных систем
ЕСКД устанавливает для всех организаций порядок проектирования единого правильного оформления чертежей и ведения чертежного хозяйства, что упрощает проектно-конструкторские работы, способствует повышению качества и уровню взаимозаменяемости изделий, что облегчает чтение и понимание чертежей в разных организациях. ЕСКД создало возможность применения ЭВМ для проектировки и обработки технической документации. Она способствует кооперированию промышленности и использование при проектировании новых изделий, отдельных частей и деталей, раннее созданных конструкций. Ескд включает в себя свыше 250 стандартов, которые делятся:
0- Общие положения (ГОСТы 2.001 - 2.004);
1- Основные положения (ГОСТы 2.101 - 2.125);
2- Обозначения изделий и документов (ГОСТ 2.201);
3- Общие правила выполнения чертежей (ГОСТы 2.301 - 2.321);
4- Правила выполнения чертежей различных изделий (ГОСТы 2.401 - 428);
5- Правила учета и обращения документации (ГОСТы 2.501 - 2.503);
6- Правила выполнения эксплуатационной и ремонтной документации (ГОСТы 2.601 - 2.608);
7- Правила выполнения схем и обозначения условно-графические
(ГОСТы 2.701 - 2.711, 2.721 - 2.770, 2.780 - 2.797);
8-макетные методы проектирования(госты 2.801-2.804)
9- прочие стандарты (документация, отправляемая за границу)
ЕСКД стала универсальной системой, позволяющей осуществлять широкий обмен технической документацией с зарубежными странами, выходить на международный рынок с продажей товаров, лицензий, организовывать совместные с зарубежными фирмами предприятия по изготовлению конечного продукта.
Развитие компьютерной графики, систем автоматического проектирования и производства изделий ставят перед разработчиками системы ЕСКД задачи по отражению современных требований на выполнение, оформление и обращение “безбумажной” (на машинных носителях) конструкторской документации.
9. Единая система технологической документации
ЕСТД — комплекс стандартов и руководящих нормативных документов, устанавливающих взаимосвязанные правила и положения по порядку разработки, комплектации, оформлению и обращению технологической документации, применяемой при изготовлении и ремонте изделий.
Технологическая документация определяет технический уровень производства по тем технологическим методам, оборудованию, оснастке, инструменту, которые на нем использованы. На основе технологической документации создается многочисленная информация, применяемая для проведения технико-экономических и планово-нормативных расчетов, планирования и регулирования производства, правильной его организации, подготовки, управления и обслуживания.
Основное назначение комплекса государственных стандартов, составляющих ЕСТД - установить во всех организациях и на всех предприятиях единые взаимосвязанные правила, нормы и положения выполнения, оформления, комплектации и обращения, унификации и стандартизации технологической документации.
ЕСТД разработана на основе ЕСКД. Решает две задачи: организационную и информационную.
Назначение комплекса документов ЕСТД:
1. установление единых унифицированных машинно-ориентированных форм документов
2. создание единой информационной базы для внедрения средств механизации и автоматизации, применяемых при проектировании технологических документов и решении инженерно-технических задач
3. установление единых требований и правил по оформлению документов на технологические процессы и операции
4. обеспечение оптимальных условий при передаче технологической документации на другое предприятие с минимальным переоформлением
5. создание предпосылок по снижению трудоёмкости инженерно-технических работ
6. обеспечение взаимосвязи с системами общетехнических и организационно-методических стандартов.
Внедрение этого комплекса позволяет
· сократить объем разрабатываемой технологической документации;
· повысить производительность труда технологов;
· упорядочить номенклатуру и содержание форм документации общего
· назначения (карты технологического процесса, спецификации);
· установить правила оформления технологических процессов (формы
документации), внесения и оформления изменений;
· установить правила учета и анализа применяемости технологической оснастки, деталей, узлов и материалов;
· эффективно внедрить типовые технологические процессы;
· создать первичную информационную базу для автоматизированной системы управления предприятия и отрасли.
Весь комплекс стандартов ЕСТД (свыше 40 ГОСТов) разделяется на
следующие классификационные группы:
0 - Общие положения (ГОСТ 3.1001);
I - Основополагающие стандарты (ГОСТы 3.1102 - З.1130);
2 - Классификация и обозначение технологических документов (ГОСТ 3.1201);
3 - Учет применяемости деталей и сборных единиц в изделиях;
4 - Основное производство. Формы технологических документов и правила их оформления на процессы, специализированные по видам работ
(ГОСТы 3.1401 - 3.1409, 3.1412 - 3.1428);
5 - Основное производство. Формы технологических документов и правила их оформления на испытания и контроль (ГОСТы 3.1502 - 3.1507);
6 - Вспомогательное производство. Формы технологических документов (ГОСТ 3.1603);
7 - Правила заполнения технологических документов (ГОСТы 3.1702 - 3.1707).
В условном обозначении стандарта после кода комплекса (цифра 3 с точкой) ставится код производства, для которого разработан стандарт (1 - для машиностроения и приборостроения).
Стадии разработки технологической документации определяются этапами разработки КД на изделие. На конструкторском этапе «Техническое предложение» ТД не разрабатывается, на этапах «Эскизный проект» и «Технический проект» ТД разрабатывается как «Предварительный проект».
В отдельных отраслях промышленности существует «Директивная технологическая документация», предназначенная не для изготовления, а для выполнения предварительных расчетов различного рода задач (инженерно-технических, планово-экономических, организационных) в целях определения возможности размещения соответствующего заказа на том или ином предприятии. Так как объем ТД при производстве изделий достаточно велик, все виды технологических документов классифицируют по назначению, носителю информации, виду вносимой информации, по принципу построения и специализации.
10. Структурные элементы стандартов и общие требования к их содержанию
СТ РК 1.5-2008 «Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Раздел 4. Правила построения стандартов и общие требования к их содержанию.
4.1 Структурные элементы:
Титульный лист(обязателен) ; Предисловие(обязат); Содержание ;Введение; Наименование(обязат); Область применения(обязат); Нормативные ссылки; Термины и определения; Обозначения и сокращения; Основные нормативные положения(обяз); Приложения; Библиография; Библиографические данные
4.2 Титульный лист. На титульном листе приводят следующие данные:
Изображение Государственного герба РК, Статус стандарта ( Государственный стандарт РК), Наименование стандарта, Обозначение стандарта, Статус издания( Официальное), Полное наименование утверждающей организации ( Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства Индустрии и Торговли РК); выходные данные по ГОСТ 7.4
При необходимости оформления нескольких стандартов под одной обложкой, они могут быть сброшюрованы в тематический сборник. При этом специально включают титульный лист сборника, а также элемент «Содержание» сборника.
4.3 Предисловие.
1. Помещают на второй странице титульного листа стандарта. Слово «Предисловие» записывают с прописной буквы посередине странице полужирным шрифтом.
2. Общие сведения нумеруют арабскими цифрами без точки в конце(1, 2,3 и тд ) и располагают в след последовательности: а) сведения о разработчике и организации внесшей стандарт на утверждение б) сведения Об утверждении и введении стандарта в действие в) сведения о согласовании стандарта организации г) сведения о держателе подлинника стан-а организации д) сведения о введении межгосударственных, региональных и национальных стан-ов иностранных государств е) св. о гармонизации с межгос., региональн, нац. Стандартом ж) св. о реализации в стандарте норм документов законодательного уровня и) св. о первой и послед проверках уровня стандарта к) св . о правах на издание и распространение
4.4 Содержание. При объеме стандарта менее 24 страниц включение в него раздела С по усмотрению разработчика
4.5 Введение. Элемент Введ. включают если есть необходимость обоснования причин разработки стандарта
4.6 Наименование. 1. Наименование стандарта должно быть по возможности кратким, однозначно определять объект стандартизации таким образом, чтобы этот стандарт можно было без подробного анализа содержания отличить от подобных других стандартов и обеспечить однозначную классификацию стандарта. 2. В наименовании не допускаются сокращения, римские цифры, математические знаки, греческие буквы, кроме случаев, когда они входят в условные обозначения продукции, ед величин и тд.
4.7 Область применения. В элементе «о.прим» указывают назначение стандарта и область его распространения, а при необходимости конкретизируют область применения
4.8 Нормативные ссылки. Структурный элемент Н.С содержит перечень нормативных документов, на которые даны обязательные ссылки в тексте стандарта и которые устанавливают нормативные положения , без соблюдения которых не могут быть соблюдены нормы стандарта. Элемент Н.С начинается со слов «Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные нормативные документы…»
4.9 Термины и определения.
4.10 Обозначения и сокращения.
4.11 основные нормативные положения.ОНП оформляют в виде разделов, состав и содержание которых устанавливают с учетом вида стандарта
4.12. Приложения. Материал, дополняющий основную информацию, оформляют в виде приложений. В приложения целесообразно приводить графический материал большого объема и формата, таблицы большого формата, методы расчета, описание аппаратуры и приборов. По статусу могут быть информационными и обязательными.
4.13 Библиография. Включают перечень ссылочных нормативных документов.
4.14 Библиографические данные. Приводят в нижнем поле на последней странице стандарта, раздельной от текста стандарта. Включают: а) индекс Универсальной десятичной классификации( УДК) б) код группы или подгруппы Межгосударственного классификаторов стандартов
11. Система штрихового кодирования продукции в Республике Казахстан
СТ РК 6.0-2005 Система штрихового кодирования продукции. Основные положения
Основные цели применения системы штрихового кодирования:
-обеспечение автоматизированного учета и управления производством и продажей продукции;
-идентификация продукции;
-идентификация товаропроизводителей;
Штриховой код представляет собой уникальный идентификационный номер который присваевается каждой единице продукции и сохраняется в течении всего периода ее поизводства и реализации.
В случаи прекращения производства продукции штриховой код новым изделиям не присваевается.
Объектами кодирования штриховым кодом являются информационные символы(цифры, буквы, специальные знаки), записанные в виде штрихов и промежутков.
Сфера применения:
-промышленное производство;
-оптовая и розничная торговля;
-транспорт и почта;
-медицина;
-библиотечное и архивное дело;
-складскон хозяйство;
-делопроизводство и другие сферы;
По принципу построения штриховые коды подразделяются на линейные(штрихи и пробелы расположены в одну строку) и двумерные(многострочные).
Цветность штриховых кодов.
Штриховые коды могут быть разного цвета(фон и код). Возможные для применения сочетания цветов:
Фон: белый, бежевый, желтый, оранжевый, красный
Код: черный, зеленый, синий, красный
Наиболее надежным считается сочетание фон - белый, код – черный.
К устройствам для считывания штриховых кодов относятся сканеры, а к устройствам для нанесения – различные виды принтеров.
СТ РК 6.1- 2005 Система штрихового кодирования продукции. Требования к символике«2 из 5 чередующийся»
1.Область применения. Настоящий стандарт устанавливает требования, которые должны предъявляться к символике штрихового кода «2 из 5 чередующийся», а так же показатели символики, кодирование знаков, данных, размеры, допуски, алгоритм декодирования и прикладные параметры.
Код «2 из 5 чередующийся» используется в различных областях для кодирования цифровых данных и является международным стандартным кодом для маркирования тары и упаковки единиц доставки.
Код «2 из 5 чередующийся» может быть так же применен в автоматизированных системах для:
-идентификации бланочной продукции, авиационных и железнодорожных билетов, почтовых отправлений;
-идентификация предметов складирования, багажа в аэропортах.
4.2.Структура символа
Символ кода «2 из 5 чередующийся» состоит из:
а)начальной свободной зоны;
б)знак СТАРТ;
в)одной из нескольких пар знаков (включая необязательный контрольный знак символа), которые воспроизводят данные;
г)знака СТОП;
д)конечной свободной зоны.
Общая информация о штриховом кодировании.
Наибольшее распространение получила технология автоматической
идентификации объектов с применением штриховых кодов. Штриховой код – это уникальный персональный номер,
идентифицирующий конкретный товар. Он представляет собой
последовательность расположенных по правилам определенной символики
темных (штрихов) и светлых (пробелов) прямоугольных элементов различной
ширины, которая обеспечивает представление символов данных в
машиночитаемом виде. Последовательность расположенных слева направо знаков штрихового кода, кодирующих данные, начинающаяся знаком «Старт» и заканчивающаяся знаком «Стоп» с примыкающими к этим знакам свободными полями, называется символом штрихового кода. Технология штрихового кодирования в общем виде включает
следующие операции:
– идентификацию объекта путем присвоения ему цифрового, буквенного или буквенно-цифрового кода;
– представление кода в виде штрихов с использованием определенной символики;
– нанесение штриховых кодов на физические носители (товар, тару, упаковку, этикетки, документы);
– считывание штриховых кодов;
– декодирование штриховых кодов в машинные представления цифровых, буквенных или буквенно-цифровых данных и передача их в компьютер.
В международной торговле широкое распространение получил КОД EAN (European Article Numbering), разработанный Международной ассоциацией EAN, находящейся в Брюсселе. Это 13-разрядный или 8-
разрядный цифровой код, представляемый в виде комбинации штрихов и пробелов разной ширины. Каждая цифра (разряд) представляется сочетанием двух штрихов и двух пробелов. Товарные коды EAN 8 и EAN 13 предназначены для идентификации товаров, имеющих определенную массу, цвет, размер, запах. В практике наиболее широко используются коды EAN 13, а в случае небольших размеров упаковки, когда на ее поверхности невозможно разместить код EAN 13, единицы упаковки кодируются кодом EAN 8.
Код EAN13: 3 цифры- код государства; 4 цифры – код предприятия; 5 цифр- код товара; 1 цифра - контрольное число. Код EAN8: 3 цифры - код госуд., 4 цифры- код товара; 1 цифра - контрольное число
Код (префикс) страны выдается каждой стране (банку данных о товарах) централизованно Ассоциацией EAN. При этом ряду стран выделены диапазоны кодов, например Франция – 30-37, ФРГ – 40-43. Казахстану присвоен код 487.
Код изготовителя состоит из четырех цифр, которые присваивает национальная нумерирующая организация, член международной Ассоциации товарной нумерации EAN.Код товара состоит из пяти цифр. Его присваивает товару сам изготовитель. Комбинацию цифр кода (систему кодирования) при кодировании товаров изготовитель выбирает самостоятельно. При сокращении производства какого-либо вида товара его код другому товару, как правило, не присваивается. Если продукция продана, то новой продукции старый номер не присваивается в течении 3-х лет.
Контрольное число определяется расчетным путем и служит для проверки
правильности считывания штрихов специальным устройством – сканером.
Алгоритм расчёта контрольного числа показан на примере 13-разрядного кода товара системы штрихового кодирования EAN:
460123456789. 22
Суммируются числа, стоящие в коде на чётных местах:
6 + 1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 31.
Полученный результат умножается на 3:
31 · 3 = 93.
Суммируются цифры, стоящие в коде на нечётных местах:
4+ 0+ 2+ 4 + 6 + 8 = 24.
Суммируются результаты двух последних действий:
93 + 24 = 117.
Контрольным числом для этого кода будет то, которое необходимо подставить к этой сумме (к 117), чтобы получить число, делящееся без остатка на 10. Это число 3, которое становится неотъемлемой частью кода EAN-13.
12. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации
ЕСКК ТЭИ представляет собой совокупность взаимосвязанных классификаторов ТЭИ, систем их ведения, научно-методических и нормативных документов по из разработке, ведении и внедрению, а также служб и организации, осуществляющие работы по классификации и кодированию. В ЕСКК ТЭИ классификации и кодированию подлежат ТЭ и социальные объекты, используемые в различных сферах экономики, таких как статистика, финансовая и правоохранительная деятельность, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деят-сть для обеспечения совместимости создаваемых информационных ресурсов.
Основными объектами КК в ЕСКК ТЭи является продукция, основные фонды, предприятия и организации, виды занятий, специальности, профессии, валюты, услуги, изделия и конструкторские документы, а также др. объекты.
При проведении работ по ЕСКК ТЭИ важно учитывать необходимость гармонизации с международными классификаторами и стандартами. Приоритетные направления ЕСКК:
1. оптимизация состава и структуры системы классификаторов
2. обеспечение информационной совместимости продукции, включая импортную
3. охват новых приоритетных направлений инфраструктуры экономики, таких как соц. Сфера, банковская и финансовая деятельность оценка фондов и др.
4. постоянная актуализация российских классификаторов
5. обеспечение требований ВТО
Классификаторы ТЭИ- это официальные документы, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок объектов классификации в области ТЭИ.
Важное значение для интенсификации и повышению качества управления документооборотом имеет унификация и стандартизация документации, используемой на всех уровнях управления. Разработка унифицированной системы документации(УСД) обеспечивает оптимизацию числа и видов документов, их содержание, терминологию, оформление текста, а также внедрение систем электронного обмена данными в управлении.
В настоящее время действует след. Классификаторы:
1. МК(ИСО/ИН ФКО МКС)001-96, ИНФКО ИСО-комитет по научно-технической информации
2. СООГУ- система обозначения органов государственного управления
3. ГК РК 02– Классификатор предприятий и организаций
4. ПС РК 03- классификатор видов экономической деятельности
5. ГК РК 04- кл.продукции по видам экономической деятельности
6. ГК РК 05– кл.специального начального и среднего профессионального образования
7. ГК РК 06 ИСО 3166.1 – Коды, обозначения, наименования стран и их административно-территориальных единиц
8. ГК РК 08 - кл. направлений подготовки и специальнотсей высшего проф.образования
9. ГК РК 09 –- кл. назначения платежей
10. ГК РК 10 – кл. образование в РК
СТ РК 5.3-2005 Система классификации и кодирования ТЭИ. Порядок ведения реестра государственных классификаторов.
Регистрация объектов и субъектов в реестре – внесение в реестр информации о государственном классификаторе ТЭИ в установленном порядке.
ГК РК ХХ[XXXX]-XXXX
ГК РК - индекс и шифр; ХХ – код классификатора в реестр; [ХХХХ]- указывает на сертификацию ГК ТЭИ; -ХХХХ год утверждения классификатора
Порядок разработки классификатора ТЭИ (схема)
Организация разработки классификатора (уполномоченный); подготовка и рассмотрение заявок, формирование планов работ по государственной стандартизации; составление и утверждение методами разработки классификаторов; разработка первой редакции классификатора. Проект К.(организация-разработчик);составляется пояснительная записка; выявление и анализ исходного множества объектов; классификация заданного множества объектов; лингвистическая обработка наименований объектов; кодирование заданного множества объектов; рассылка проекта классификатора на отзыв заинтересованным организациям(организация-разработчик); обработка полученных отзывов и составление сводки отзывов(о-р); составление выводов о доработанной редакции проекта классификатора(согласующие органы); доработка проекта Кл. с учетов результата согласования уточняет пояснительную записку и принимают решение о предоставлении его не утверждение(о-р);
Утверждение и государственная регистрация классификаторов (уполномоченный ор); прохождение экспертизы в организации уполномоченного органа; окончательная редакция
Категории классификаторов: Международные; межгосударственные; государственные; отраслевой(ведомственный); классификатор объединений, предприятий, организации.
13. Система показателей качества продукции. Система разработки и постановки продукции на производство
Гост 4… . .(класс 4)
Показатель качества (продукции) — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в её качество, рассматриваемая применительно к определённым условиям её создания и эксплуатации или потребления. Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества. Для определения этого уровня необходимо знать численное значение каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции, принятой в качестве базовой для сравнения. Номенклатура показателей окончательно формируется на этапе проектирования продукции, так как здесь они закладываются в конструкцию. Далее, на этапе производства эти показатели находят своё воплощение. А на этапе эксплуатации (потребления) показатели становятся индивидуальной характеристикой продукции, выделяют её из других видов продукции (товара), составляют её потребительские свойства и, следовательно, делают привлекательной и конкурентоспособной.
Важно выделять главные показатели, отражающие наиболее существенные потребительские свойства объекта. Также следует иметь в виду, что для определённых условий производства и эксплуатации существуют обязательные к учёту показатели.
К показателям предъявляются следующие требования: