Работа участника ВЭД с транспортными компаниями по организации международных перевозок
Организация международных перевозок со стороны участника ВЭД заключается в выборе:
1) Способа транспортировки – смешанная, комбинированная, интермодальная, мультимодальная и т.д.;
2) Вида транспорта – железнодорожный, автомобильный, водный, трубопроводный (табл. 3.2);
Таблица 3.2
Характеристика различных видов транспорта в ВЭД
Вид транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | · высокая провозная и пропускная способность · независимость от климатических условий, времени года и суток · высокая регулярность перевозок · относительно низкие тарифы · высокая скорость доставки грузов на большие расстояния | · ограниченное число перевозчиков · большие капитальные вложения в производственно-техническую базу · высокая материало- и энергоемкость перевозок · низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления) · недостаточно высокая сохранность груза |
Трубопроводный | · низкая себестоимость · высокая производительность · высокая сохранность груза · низкая капиталоемкость | · ограниченность видов груза · ограниченная пропускная способность |
Окончание таблицы
Морской | · возможность межконтинентальных перевозок · низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния · высокая провозная и пропускная способность · низкая капиталоемкость перевозок | · ограниченность перевозок · низкая скорость доставки · зависимость от географических, навигационных и погодных условий · необходимость создания сложной портовой инфраструктуры |
Автомобильный | · высокая доступность · возможность доставки груза «от двери до двери» · высокая маневренность, гибкость и динамичность · высокая скорость доставки · возможность использования различных маршрутов и схем доставки · высокая сохранность груза · возможность отправки груза малыми партиями | · низкая производительность · зависимость от погодных и дорожных условий · относительно высокая себестоимость перевозки на большие расстояния · недостаточная экологическая чистота, невозможность использования как магистрального транспорта |
Воздушный | · наивысшая скорость доставки грузов · высокая надежность · наивысшая сохранность грузов · наиболее короткие маршруты перевозок | · высокая себестоимость перевозок · высокая капитало-, материало- и энергоемкость перевозок · зависимость от погодных условий · недостаточная географическая доступность |
3) Транспортные средства (по грузоподъемности, скорости и т.п.);
4) перевозчиков и экспедиторов.
В качестве последних могут выступать как транспортные компании, так и транспортные посредники.
Экспедитор действует в интересах грузовладельца или лиц, имеющих заинтересованность в грузе, работает с грузом.
Агент действует в интересах перевозчика, работает с транспортным средством. Фрахтовый агент действует в интересах перевозчика по продаже его услуг.
Брокер (на морском транспорте) действует на открытом фрахтовом рынке в интересах судовладельца, заключает сделки по продаже морского фрахта, купле продаже - судов.
Хранитель грузов (склад-терминал) действует в интересах грузовладельцев, перевозчиков, таможенных органов и других лиц, передавших ему груз на временное хранение.
Погрузочно-разгрузочные и стивидорные компании осуществляют погрузку-выгрузку грузов в интересах любого из ранее указанных субъектов (грузовладельца, перевозчика, их посредника).
Схема взаимодействия участника ВЭД – грузовладельца с транспортным посредником и с транспортной компанией-перевозчиком предоставлена на рис. 5.3.
Документально эти отношения оформляются договором международной перевозки и договором транспортного экспедирования, которые могут быть заключены как отправителям, так и получателям груза в соответствии с базисным условием поставки по ИНКОТЕРМС 2000 (см. п. 3 гл. 12).
Договор международной перевозки грузов содержит следующие статьи.
1. Предмет договора. Здесь фиксируется, что договор регулирует взаимоотношения сторон (заказчика и перевозчика) при организации и выполнении перевозок в международном сообщении, а также содержится ссылка на международные нормы, регулирующие эти взаимоотношения (табл.3.3)
Таблица 3.3
Правовая основа регулирования международных перевозок грузов различными видами транспорта (кроме морского)
Вид транспорта | Правовая база, фиксируемая в договоре перевозки |
Автомобильный | Конвенция международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Конвенция о договоре международной дорожной перевозке груза (CMR), Таможенная конвенция МПД (карнет TIR), Конвенция о дорожной перевозке опасных грузов (ADR), Европейское соглашение о перевозке скоропортящихся грузов, Европейское соглашение о режиме труда и отдыха водителей, Устав автомобильного транспорта РФ, Гражданский кодекс РФ |
Железнодорожный | Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Соглашение о международном транзитном тарифе (МТТ), Устав железных дорог РФ, Гражданский кодекс РФ, Правила перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении |
Речной | Правила речного и морского регистра РФ, Гражданский кодекс РФ |
Окончание таблицы
Воздушный | Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, и протокол о поправках к ней (Гаагский протокол), Воздушный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ |
2. Обязанности сторон.
2.1. Обязанности Перевозчика:
2.1.1) подача под погрузку исправного подвижного состава в состоянии, пригодном для перевозок конкретного вида грузов, а указанное Заказчиком место и время;
2.1.2) следование по маршруту и пункт назначения;
2.1.3) обеспечение доставки грузов в сроки, оговоренные при согласовании заказа (заявки) на перевозку;
2.1.4) информирование Заказчика обо всех случаях вынужденной выдержки транспортного средства в пути, их причинах и других обстоятельствах, препятствующих своевременной доставке груза;
2.2. Обязанности Заказчика:
2.2.1) направление Перевозчику заявки на перевозку груза и установленной форме, содержащей информацию о необходимом транспортном средстве по вместимости грузоподъемности: наименование, тип и общее количество груза, график подачи транспортных средств, для перевозки груза их диспозиции по пунктам погрузки таможенного оформления груза;
2.2.2) обеспечение погрузки (выгрузки) груза на (с) транспортное (-ого) средство (-а), полынное (-ого) Перевозчиком;
2.2.3) подготовка груза перевозки и товаросопроводительной документации, необходимой для международной перевозки груза;
2.2.4) оплата фрахта транспортного средства (см. следующий пункт).
3. Стоимость услуг и порядок расчетов. Размер оплаты за перевозку грузов определяется на основании характера груза, объема и дальности перевозки. Чаще всего Заказчик заинтересован в декларации фиксированных сумм или покилометровых тарифных ставок, определяющих размеры провозных платежей по каждому конкретному договору в течение календарного года. Оплата перевозки Заказчиком производится против предоставления счетов накладных Перевозчика. При этом Заказчик информирует своего контрагента о производственных платежах, направляя копию платежного поручения с заметкой банка о перечислении сумм.
4. Ответственность сторон.
4.1. Ответственность Перевозчика:
4.1.1) перевозчик несет материальную ответственность за убытки, причиненные Заказчику вследствие ненадлежащего выполнения договора международной перевозки, полной или частичной утраты, повреждения груза, ухудшения его качества, а также потери товарного вида. При этом необходимо оговорить, кем и за чей счет будет проводится экспертиза размера убытков;
4.1.2) за несвоевременную подачу транспортных средств под погрузку, нарушение сроков поставки Перевозчик выплачивает штрафные санкции, размер которых также должен быть зафиксирован в договоре международной перевозки.
Рис. 5.3. Общая схема взаимодействия экспортера/импортера с коммерческим банком ( при расчете по банковскому переводу)
4.2. Ответственность Заказчика:
4.2.1) заказчик несет материальную ответственность за убытки, причиненные Перевозчику вследствие ненадлежащего выполнения договора международной перевозки, необоснованного отказа в оплате и несвоевременной оплате счетов Перевозчика;
4.2.2) за несвоевременное освобождение транспортного средства заказчик выплачивает штрафные санкции.
Важно, чтобы в данной статье договора международной перевозки соблюдался принцип паритетности, т.е. одинаковой ответственности Перевозчика и Заказчика.
5. Претензии. Устанавливают порядок и сроки подачи претензий, возникающих при исполнении договора международной перевозки, их рассмотрения и удовлетворения.
6. Разрешение споров. Данная статья по содержанию схожа со статьей «Арбитраж» обычного договора международной купли-продажи и фиксирует возможность урегулирование споров дружественным путем, а в случае невозможности такого разрешения – обращение в арбитражный суд. Одновременно в данной статье делается ссылка на нормы международного права, ратифицированные Российской Федерацией и определяющие порядок разрешение сторон.
7. Форс-мажор. Здесь фиксируются условия, при наступлении которых стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по договору. Эти условия стандартны.
8.Прочие условия и реквизиты сторон.
Заключение договоров международной перевозки автомобильным, железнодорожным, речным, воздушным транспортом подтверждается выдачей соответствующей накладной.
Рассмотри процедуру взаимодействия ВЭД с авиакомпанией при осуществлении грузовой авиаперевозки на конкретном примере (рис. 5.4.), где:
1) СП «АиФ. Казахстан» закупает печатные издания в ЗАО «Sells» (Россия) на основании заключенного контракта купли-продажи;
2) СП «АиФ. Казахстан» заключает договор перевозки с авиакомпанией (АК) «Трансаэро»;
3) Продавец ЗАО «Sells» в соответствии с запросом Покупателя на перевозку груза обращается в отдел собственных продаж аэропорта Домодедово и бронирует грузовую емкость;
4) Покупатель перечисляет на расчетный счет авиакомпании (АК) «Трансаэро» сумму авансового платежа;
5) После поступления денежных средств на расчетный счет АК специалист расчетного центра оформляет выписку. На основании этой выписки специалист службы продаж грузовых перевозок оформляет квитанцию на сумму, указанную в выписке;
6) В бухгалтерии собственных продаж авиакомпании оформляют ордер разных сборов (МСО) на сумму стоимости грузовой перевозки. Агент службы продажи включает сумму стоимости грузовой перевозки в отчет о продаже с приложением контрольного купона МСО. Обменные купоны МСО передаются ЗАО «Sells»;
7) Продавец оформляет авианакладную у агента собственных продаж АК на основании заявки Покупателя и подтвержденного бронирования с обязательным внесением в графу «Информация по расчетам» номера договора и вручает ее перевозчику;
8) Продавец осуществляет таможенное оформление экспортного груза;
9) Продавец поставляет груз на склад и оплачивает сборы, передает ф. 2(оригинал), 4-7,9 (копии) комплекта авианакладной в отдел комплектации грузов на складе взвешивает и измеряет груз;
10) Комплектация груза на рейс производится за 8-10 часов до вылета рейса. На основании данных, указанных в грузовой накладной, специалист отдела комплектации аэропорта Домодедово осуществляет подборку документов на груз;
11) Диспетчер склада комплектует груз и оформляет карго-манифест, один экземпляр который передается в отдел грузовых перевозок;
12) Специалист отдела грузовых перевозок выводит груз под борт координирует загрузку воздушного судна и передает пакет документов (авианакладная, грузовой манифест ГТД) бортпроводнику, отвечавшему за загрузку рейса;
13) Груз на борту самолета товаросопроводительная документация направляется на Казахстан;
14) Диспетчер склада аэропорта назначения г. Алма-Аты уведомляет грузополучателя «АиФ. Казахстан» о прибыли груза;
15) Покупатель получает товаросопроводительные документы и растаможенные груз;
16) Грузополучатель забирает печатную продукцию со склада
на основании предоставленных документов на груз.
Специфическим является договор морской перевозки, в качестве которого выступает:
а) при линейном (регулярно) судоходстве – коносамент – документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем. Используются проформы Балтийской и международной конференции (БИМКО) «Висконбилл» (стандартная форма), «Конлайнбилл» (развернутая форма), «Лейнербилл» (краткая форма). Коносамент (чистый) содержит сведения о названии и тоннаже судна, наименовании портов погрузки (выгрузки), сумме фрахта, времени и месте выдачи груза, количестве выданных экземпляров коносамента, в том числе оригиналов (как правило, выдаются три оригинала: для грузоотправителя, грузополучателя и судовладельца). На полях коносамент содержит описание внешнеторгового груза. Всего коносамент содержит 11 обязательных боксов (граф). Тем не менее их количество может быть увеличено до 30, если в коносамент по согласованию сторон вносится иные условия и оговорки;
б) при трамповом судоходстве – чартер: Сторонами его являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель). В современной практике используются ряд стандартных проформ чартера, которые подразделяются на три вида: рейсовый (используется чаще всего), тайм-чартер и димайз-чартер (табл. 3.4). Наиболее распространены:
Таблица 3.4
Бэрбоут | Стандартный бэрбоут-чартер Балтийской и Международной конференции | «Barecona» |
Универсальная проформа | Унифицированный чартер Балтийской и Международной конференции 1922 г. (Пересмотренный в 1926 г.) | «Gencon» |
Тайм-чартер | Унифицированный чартер Балтийской Международной конференции | «Baltime 1939» |
В чартере должны быть указаны:
· Наименование сторон договора;
· Название судна;
· Условия и доказательства мореходного состояния судна;
· Характеристика судна, т.е. его валовая и чистая вместимость;
· Порты погрузки (выгрузки) (для тайм-чартера – дата начала и окончания договора о фрахтовании);
· Сведения о перевозимом грузе (для тайм-чартера-вид перевозок);
· Местонахождение судна (для тайм-чартера-дата, место, где судно будет готово к приему груза);
· Провозная плата (для рейсового чартера – фрахт, для тайм-чартера – арендная плата);
· Брокерская комиссия
· Оговорки о применении залогового права, форс-мажорных обстоятельствах, ограничении ответственности, общей аварии, применении штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств, передаче судна в субаренду (для третьего лица), девиации (отклонении) судна и его спасании; арбитражная отговорка.
Рейсовый чартер также может содержать оговорку об ограничении ответственности фрахтователя, описание груза, право выбора (опциона) портов и грузов.
Тайм чартер включает оговорки о стороне, которая оплачивает расходы за топливо и портовые сборы, исключении из периода фрахтования времени вынужденного простоя из-за поломок, частичном возврате фрахта в случае гибели судна, праве фрахтователя обжаловать действия капитана и старшего механика, доковании судна; обязательство фрахтователя обеспечить капитана судна подробными инструкциями на период нахождения судна в тайм-чартере; сведения о количестве топлива на борту судна; коносаменты.
Рассмотрим схему взаимодействия участника ВЭД с транспортной компанией по фрахтованию судов для перевозки грузов морским транспортом (рис. 5.5.), где:
1) «Fedcominvest Monaco S.A.M» (фрахтователь) направляет заявку на фрахт судна в ОАО «Донречфлот» (фрахтовщик);
2) фрахтовщик в случае согласия с требованиями на осуществление перевозки направляет ответ и договор для согласования и подписания;
3) заключение договоров между в ОАО «Донречфлот» и «Fedcominvest Monaco S.A.M».
5) HSBC Bank USA производит перечисление средств в банк судовладельца.
Рис. 5.5. Схема организации и взаимодействия фрахтователя и фрахтовщика при осуществлении внешнеторговых операций
6) зачисление средств на счет ОАО «Донречфлот» в КБ «Центр-Инвест»;
7) «Fedcominvest Monaco S.A.M» подает заявку в ОАО «Донречфлот» на график подачи судов;
8) ОАО «Донречфлот» отсылает график подачи судов фрахтователю;
9) каждое судно до прибытия в порт погрузки подает грузоотправителю нотис за 72, 48 и 24 ч;
10) по прибытии в порт погрузки капитан подает грузоотправителю нотис о готовности судна под погрузку;
11) составление капитаном и представителем порта акта осмотра судна;
12) грузоотправитель предлагает капитану коносамент;
13) после отгрузки капитан дает расписку о приеме груза на борт судна;
14) пересечение судном ОАО «Донречфлот» границы Российской Федерации.
Кроме взаимодействий с непосредственным перевозчиком участник ВЭД заключает договор экспедирования с транспортным посредником, как правило, на условиях поручения, когда экспедитор выступает от имени и за счет клиента, или комиссия, когда экспедитор выступает от своего имени, но за счет клиента.
Основными положениями договора транспортного экспедирования выступают:
1. Предмет договора, в котором указывается сфера регулирования отношений между Экспедитором и Заказчиком по организации перевозок в транспортно-экспедиторское обслуживание внешнеторговых грузов по соответствующей номенклатуре последнего.
2. Обязательства и ответственности сторон. Экспедитор принимает на себя обязательства по организации перевозки, что предполагает осуществление поиска перевозчика, заключение договора перевозки, предоставление Заказчику транспортного средства под погрузку и соответствии со сроками, указанными в заявке, информирование клиента о прибытии груза в пункт назначения. Клиент, в свою очередь, обязуется предоставить Экспедитору все сведения, необходимые для заключения договора перевозки, возместить все расходы и выплатить вознаграждение Экспедитору, обеспечить загрузку (выгрузку) транспортного средства и таможенное оформление в соответствующие сроки. Таким образом, рассматриваемая статья будет иметь следующий вид.
2.1. Обязательства и ответственность Заказчика:
2.1.1) в целях организации каждой конкретной перевозки Заказчика выдает Экспедитору экспедиторское поручение, оформленное на бланке в соответствии с проформой FIATA FFI. Груз считается принятым к экспедированию после акцепта Экспедитором поручения;
2.1.2) Заказчик заблаговременно направляет Экспедитору инструкции, дополнительную информацию и необходимые документы для составления транспортных и товаросопроводительных документов с указанием порядка рассылки документов;
2.1.3) за выполнения услуг Заказчика выплачивает Экспедитору вознаграждение;
2.1.4) Заказчик может прорабатывать с Экспедитором транспортные условия контрактов купли-продажи с иностранными фирмами и заключать их базисные условия поставки, согласованных с Экспедитором.
2.2. Обязательства и ответственность Экспедитора:
2.2.1) Экспедитор в вопросах организации морских и железнодорожных, автомобильных и авиационных перевозок действует в соответствии с уставами и кодексами отраслей транспорта Российской Федерации, Гаагскими правилами, Конвенциями ЦИМ/ КОТИФ, ЦМР Варшавской конвенцией;
2.2.2) при выполнении договора Экспедитор проявляет должную распорядительность в интересах Заказчика, предоставляет последнему необходимую информацию о продвижении грузов и движении транспортных средств, ведет учет экспедируемых грузов на складских терминалах.
2.2.3) Экспедитор не несет ответственность за убытки и ущерб, происшедшие вследствие неточности и (или) неполноты сведений внесенных Заказчиком в экспедиторское поручение.
2.3. Обязательства и ответственность сторон определяются «Общими условиями деятельности Российских международных экспедиторов», утвержденными Общим собранием ассоциации международных экспедиторов от 18 апреля 1991 г., правовыми нормами, вытекающими из гл. 40 «Перевозка», гл. 41 «Транспортная экспедиция», «Агентирование», гл. 37 «Подряд ГК РФ, а также правилами ЮНКТАД/МТП для мультимодальных транспортных документов (документ МТП № 4810).
3. Порядок расчетов. Вознаграждение Экспедитору выплачивается в виде процентов от суммы провозных платежей без учета НДС либо включается Экспедитором в форме расходной статьи в аккордную ставку перевозки (если партнеры сотрудничают давно и доверяют друг другу). Также в данной статье фиксируются штрафные санкции Заказчика в случае несоблюдения сроков выплаты вознаграждения.
4. Страхование груза лежит на Заказчике. Экспедитор страхует только экспедиторские риски и по поручению Заказчика может выдавать заключение по качеству и составу страхования.
5. Таможенные операции. Экспедитор может участвовать в таможенном оформлении (очистке и декларировании) груза, что должно быть согласовано в договоре с указанием порта таможенного режима.
6. Общая авария. На Экспедитора возлагается обязанность оформления аварийной подписки (бонда) на груз Заказчика и участие в регулировании расходов общей аварии.
7. Претензии и иски к Экспедитору могут быть предъявлены только в случае несоблюдения или недобросовестного соблюдения договора экспедиции в письменном формате с приложение к удостоверяющим недостачу, утрату, повреждение груза оригиналов документам. Также необходимо оговорить сроки подачи претензий, сроки и условия их удовлетворения.
8. Арбитраж (стандартно).
9. Прочие условия и реквизиты сторон.
Таким образом, рассмотренный порядок и договорное обеспечение взаимодействия участника ВЭД с транспортными фирмами – посредниками и перевозчиками – свидетельствуют о возможностях их варьирования и совмещения функций транспортного обеспечения ВЭД в рамках одной или нескольких транспортных компаний.