Актуальные проблемы развития государственного управления и государственной службы

Государственная служба в зарубежных странах.

Понятие «государственная служба» используется почти во всех Конституциях стран – членов Европейского Союза. В Великобритании отсутствует «писаная» Конституция в этой стране разработано множество НА, установлены принципы государственной гражданской службы. Французская гос. служба стремится подбирать чиновников с достаточно высоким уровнем общей культуры, способных выполнять самые различные функции. Основным элементом карьеры во Франции, как и в Германии, является гарантия медленного, но верного продвижения по выслуге лет или по старшинству пребывания в данном учреждении. В Германии Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников. Закон о чиновнике называет особые качества, позволяющие претендовать на это звание. Во Франции существует 4 класса чиновников в понижающем иерархическом порядке они обозначены буквами A, B, C и D. Существует Инструкция 1946 г, устанавливающая круг обязанностей и утверждающая необходимый образовательный уровень для каждого класса. В США профессиональные гражданские служащие занимают должности, распределенные в иерархическом порядке по 18 категориям Генеральной схемы должностей соответственно сложности и ответственности работы. Г ражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Более 90% всех гос. служащих проходят через конкурсную систему путем отбора на экзаменах. Существует также патронажная система и система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги.

История развития государственной службы в России.

1)Начало чиновничества связывают с эпохой Петра I. 1722 г. был утвержден Табель о Рангах, который стала основным законом о порядке государственной 2)Во 2 половине 18 века проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ Екатерины II. Дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. В 1832 «Устав о службе гражданской», в 1834 «Правила о порядке производства в чины гражданской службы», в 1845 г. вводятся изменения в Табель о рангах. 3)В течение 19 века утвердились ряд положений, характеризующих государственную службу. Это запрет родственных связей по службе, ведение определенного образа жизни, который не должен был подрывать авторитет и достоинство государственной власти и т.д.4) после 1917 При советской власти все это законодательство было отменено и так и не было принято специального закона о государственной службе, детально регулировалась лишь служба в армии и органах МВД России. Выдвижение на руководящие государственные посты обычно сопровождалось продвижением чиновников по иерархической лестнице в Коммунистической партии СС. 5)В декабре 1993 г. после принятия Конституции, было утверждено «Положение о федеральной гос. службе РФ», раскрывающее общие понятия и конституционные принципы построения государственной службы. Были созданы: Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве РФ), Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Была заложена нормативная правовая база государственной службы РФ.

Актуальные проблемы развития государственного управления и государственной службы.

Основные направления развития института гос. службы сводятся к следующим: 1 Внедрение гос. менеджмента в управление. 2 Устранение административных барьеров и уменьшение участия государства в экономической деятельности. 3 Открытость и прозрачность открытых государственных органов и гос. служащих. Актуальные проблемы развития гос. службы: 1 обеспечение равного доступа граждан в правоохранительные органы. 2 повышение уровня профессиональной подготовки гос. служащих, формирование кадрового потенциала или кадрового резерва. 3. повышение соц. защищённости и гос. защиты. 4 усиление защиты гос. служащих.

5. Взаимодействие политики и государственной службы: концепции и модели1 Политика гос-ва организуется через гос. органы и должностных лиц этих органов; 2 Политическим партиям РФ предоставлено право выдвижения кандидатов в гос. органы и на должности глав субъектов РФ; 3 гос. служащие реализуют политику государства; 4 гос. служащие не имеют права использовать свои полномочия и служебные положения с целью реализации решений политических партий. При реорганизации политики государства как правило изменяется и система органов государственной власти. Гос. служба выполняет основные задачи гос. управления в целях реализации гос. политики: 1 Выработка стратегии, доктрины и концепции социального, политического развития страны; 2 Осуществляется подбор кадров способных реализовать эту стратегию; 3 Создание реализационных структур власти; 4 Принятие решений по важным административным вопросам страны; 5 Осуществление в целях принятия реализационных решений управленческих функций.

6. Концепция политико-административного управления и административной реформы.Основные направления административной реформы: 1 преобразование органов. гос. власти; 2 модернизация стиля и методов системы гос. управления. Концепция – провышение эффективности гос. управления путём координации деятельности органов исполнительной власти и распространение реформы на региональный уровень. Задачи админ. реформы: 1 сокращение админ. решений в предпринимательстве; 2 повышение эффективности гос. контроля и надзора; 3 выработка механизма противодействия коррупции; и т.д. Цели админ. реформы: 1 ограничения вмешательства гос-ва в экономическую деятельность субъекта предпринимательства; 2 повышение качества и доступности гос. услуг; 3 повышение качества деятельности гос. власти. Мероприятия в соответствии с реформой: 1 внедрение в орг. исполнительной власти и на гос. службе принципов и процедур управления по результатам; 2 Стандартизация и регламентация; 3 Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества; 4 Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров; и т.д.

7. Политические и социальные предпосылки административной реформы1) 16 декабря 1991 г. было создано Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве. Функции этого гос. органа сводились к вопросам выработки кадровой политики на государственной службе. В 1994 г. данный орган был упразднен, а функции переданы структурным подразделениям Администрации Президента РФ. 2 )В сентябре 1996 г. Президенту РФ была представлена аналитическая записка под названием "О проблеме слабой управляемости государственными процессами". В ней в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполн. 13 марта 1998 г. в Администрации Президента РФ состоялось обсуждение проекта Концепции административной реформы. 3) С осени 1999 г. центр разработок проблем административной реформы переместился из Администрации Президента РФ в Центр стратегических разработок. В начале 2000 г. Центр подготовил Концепцию государственного строительства, вобравшую в себя основные идеи Концепции административной реформы 1998 г. Административная реформа была в очередной раз отложена. Четвертый этап В Послании Президента на 2004 г. было уделено внимание вопросам оптимизации функций федеральных органов исполн. власти. В целях совершенствования государственного управления в 2004 г. образована Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления, которая является постоянно действующим консультативным органов. 5) В соответствии с протоколом заседания Правительства РФ октября 2004 г. Минэкономразвития России была разработана и представлена в Правительство РФ Концепция Федеральной целевой программы (ФЦП) "Административная реформа" (2005-2010 годы).

Наши рекомендации