Управление и распоряжение муниципальной собственностью

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Статья 12 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 130 п. 1 Конституции гласит, что местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ (ст. 215) определяет в качестве субъектов права муниципальной собственности муниципальные образования. То, что собственность принадлежит муниципальным образованиям придает ей публичный характер, так как муниципальное образование представляет собой публично-

правовое явление.

Согласно ст. 29 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. «Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно».

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции ни в ГК РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования. Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

В настоящее время в ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной собственностью.

В законах о местном самоуправлении большинства субъектов РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования воспроизводятся нормы федерального закона. Но в субъектах ряде субъектов законы имеют свои особенности. В качестве примера наиболее удачно можно привести Закон Краснодарского края «О местном самоуправлении.», в котором статья 37 называется «Муниципальная собственность», а статья 38 – «Владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности». В статье 38 определены полномочия по распоряжению муниципальной собственностью для представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Вначале определяются права представительного органа местного самоуправления.

Исполнительный орган в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности (но не распоряжается). Право распоряжения закреплено за представительным органом, который действует от имени всего населения муниципального образования. Такой подход позволяет избежать противоречий между представительными и исполнительными органами власти по этому вопросу.

Источник: http://works.tarefer.ru/67/100598/index.html

http://portal-law.ru/articles/inoe/69999554 (интересная и довольно-таки большая статья, думаю непосредственно перед экзаменом следует прочитать, чтобы лучше разбираться не только с проблемами муниципальной собственности, но и собственности государственной).

44. Понятие и структура местных бюджетов. Понятие и состав доходов местных бюджетов. Виды местных налогов и сборов(лекция)

1921 год - Декрет ВЦИКа о местных бюджетах

Бюджет - форма образования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций МСУ.

Распределение полномочий: формирует и исполняет местная администрация, принимает представительный орган, контролирует контрольный орган МО

Доходы местного бюджета состоят из налоговых поступлений (местные налоги и отчисления от региональных и федеральных налогов) и неналоговых поступлений (использование муниц.собственности, штрафы, межбюджетные трансферты)

Виды межбюджетных трансфертов ( - это средство, предоставляемое одним бюджетом другому):

- Дотации - безвозмездные, безвозвратные, без установления направлений и условий использования. Ими связан институт бюджетного выравнивания.

- Субсидии - на безвозмездной,безвозвратной основе, но с указанием конкретной цели

- Субвенции - на определенную цель, которая подразумевает отдельные гос. полномочия, передающиеся МО федеральным законом или законом субъекта РФ

Структура местного бюджета:

- налоговые - 40-50%: местные (земельный налог и налог на имущество ф/л - 100%); федеральные (НДФЛ - 2-15%, Единый сельскохоз. налог - 30-100%, Единый налог на вмененный доход - 100%); региональные (транспортный налог и налог на имущество организаций)

- неналоговые - 40-60% от использования муниц.имущества 10-15%; от межбюджетных трансфертов 35-40%. Период НЭПа: межбюджетные трансферты - не более 12%.

Налоговые поступления: местные (3-12%); федеральные (55-65%); региональные (18-23%).

  СП ГП МР ГО ГО/вгд
НДФЛ гп-5 сп-13 м/с-15 5-15
ЕСХН 50-70
ЕНВД - -

Собственные доходы местных бюджетов:

1. доходы от местных налогов, сборов

2. доходы от региональных и федеральных налогов, сборов

3. доходы от имущества,находящегося в собственности

4. доходы от использования предприятий, учреждений (их аренда, продажа)

5. самообложение граждан

6. добровольные пожертвования

7. безвозмездные поступления

8. иные поступления (закон не раскрывает)

Рекомендации Конгресса местных и региональных властей СЕ в 2000 году: собственные средства - это только те средства, которые получены в результате принятия ОМСУ самостоятельных решений, а если речь идёт о налогах, ими д.б.только собственные налога,т.е. местные налоги; изменить структуру местных бюджетов.

Проблемы: деформированная система межбюджетных отношений; зависимость от трансфертов; слабые хозяйство, малое и среднее предпринимательство

Перспективы:

- налоги: установить отчисления от др. федеральных и региональных налогов; увеличить процент отчислений

- хозяйство: поддержка с/х, МиСП; создание муниц.предприятий

45. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях(лекция)

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность ОГВ, ОМСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ).

Этапы бюджетного процесса:

1-й этап. Разработка прогноза социально-экономического развития МО

- Решение о начале работы над составлением проекта бюджета МО принимает глава МО не позднее чем за 4 месяца до начала соответствующего финансового года.

- На основании этого решения местная администрация организует поэтапную работу по составлению проекта бюджета города (составляется прогноз социально-экономического развития МО, сводный баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики, уточняется перечень целевых общегородских программ, подлежащих бюджетному финансированию)

2-й этап. Разработка рабочей документации к проекту бюджета МО, представляемой в ПО МО

Все депутатские комиссии ПО МО рассматривают бюджетное послание и представляют в постоянную депутатскую комиссию по бюджету, финансовой и налоговой политике свои письменные заключения, поправки, замечания и предложения к проекту бюджета.

3-й этап. Рассмотрение проекта бюджета города в первом чтении.

- Глава МО - Доклад о концепции бюджета и об основных направлениях бюджетной и налоговой политики, содоклад - председатель постоянной депутатской комиссии по бюджету, финансовой и налоговой политике.

- Обсуждение проекта бюджета, по итогам обсуждения - принятие его в целом или о его отклонении.

- Депутатская комиссия ПО бюджету, финансовой и налоговой политике совместно с местной администрацией готовит проект ко второму чтению

4-й этап. Рассмотрение проекта бюджета МО во втором чтении.

- рассматривается в депутатских комиссиях ПО МО по статьям и разделам, по социальным программам бюджета, определяется перечень защищенных статей и верхний предел ассигнований по защищенным статьям бюджета

- выносится на рассмотрение сессии ПО МО, при этом утверждаются: доходы и расходы бюджета МО в соответствии с бюджетной классификацией, в том числе бюджет текущих расходов и бюджет развития; перечень федеральных, областных и городских целевых программ, перечень приоритетных отраслей бюджетного финансирования

5-й этап. Утверждение бюджета МО

- ПО МО принимает решение «О бюджете МО» на соответствующий период.

- Текст принятого решения с приложениями направляется для подписания и опубликования главе МО

- В случае непринятия решения «О бюджете МО» ПО МО до 1 января принимает решение «О финансировании расходов из бюджета в I квартале финансового года», которым определяет порядок финансирования текущих расходов.

6-й этап. Исполнение и внесение изменений в бюджет МО

- Местная администрация, ее должностные лица обеспечивают исполнение доходной и расходной частей бюджета МО в строгом соответствии с решением ПО МО «О бюджете МО» и несут за это ответственность перед населением города в лице ПО МО и перед государством

- Исполнение расходной части бюджета производится в рамках поступивших доходов. Финансирование расходов производится в соответствии с утвержденными ПО МО абсолютными цифрами по функциональной классификации (в первую очередь финансируются защищенные статьи бюджета, затем приоритетные отрасли бюджетного финансирования, после чего производится финансирование остальных статей бюджета)

7-й этап. Организация контроля бюджетного процесса

Контроль бюджетного процесса в городе осуществляется на этапе:

а) составления и предоставления проекта бюджета в ПО МО - в форме его рассмотрения, обсуждения и утверждения;

б) исполнения - в форме получения анализа и рассмотрения оперативной информации о ходе исполнения бюджета, а также в форме рассмотрения, проверки и утверждения отчетов об исполнении бюджета соответствующего периода.

Местная администрация обязана ежеквартально представлять в депутатскую комиссию по бюджету, финансовой и налоговой политике ПО МО информацию о ходе исполнения бюджета МО, использования средств городских внебюджетных фондов.

8-й этап. Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

- Местная администрация представляет ПО МО отчеты об исполнении бюджета, бюджетов внебюджетных фондов за год и за те периоды, на которые были утверждены бюджеты в течение года.

46. Муниципальный заказ. Правовое регулирование размещения муниципального заказа(семинар)

Муниц. Заказ – это заказ на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг, формируемый от имени ОМСУ, финансируемый из местного бюджета и направленный на удовлетворение муниц. нужд.

Правовая основа: ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос и муниц. нужд»; Административный кодекс РФ; ГК РФ; Бюджетный кодекс РФ.

Муниц. заказчиками могут выступать:

- ОМСУ

- а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств

Планирование и формирование муниц. заказа, а также его размещение, исполнение и контроль за исполнением, в совокупности, представляют собой систему муниц.заказа, которая позволяет минимизировать расходы местного бюджета, и как следствие, появляется возможность работы в системе отдельных муниц. заказчиков путём самостоятельного размещения муниц. заказа способом запроса котировок цен

Размещение муниц. заказа – это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниц. контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.

Правовая основа: ГК РФ; БК РФ; ФЗ № 94.

Муниц. нужды – это обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности МО, муниц. заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения ВМЗ и осуществления ОГП, переданных ОМСУ ФЗ или законами субъектов РФ, функций и полномочии муниц. заказчиков.

Размещение муниц. заказа осуществляется в рамках тендера, задача которого состоит в том, чтобы найти поставщика, предложившего максимально выгодное и надёжное сотрудничество. Каждый муниц. заказ должен размещаться на сайте муниц. заказов вне зависимости от суммы, на которую он рассчитан.

Способы размещения любого муниц. заказа:

- конкурс (открытый/закрытый)

- аукцион (открытый/закрытый)

- биржевые торги

- запрос котировок

- закупки у одного единственного поставщика

- электронный аукцион

Муниц. заказ регулируется Министерством эконом. развития РФ.

Размещение муниц. заказа контролируется Федерал. Антимонопольной Службой (ФАС).

Главная цель данного мероприятия – создание условий свободной конкуренции, прозрачности сделок и, в конечном итоге, экономии средств бюджета.

Для того чтобы провести закрытый тендер требуются веские основания (например, очень сжатые сроки или соблюдение гос. безопасности) и спец. Разрешение органов, которые занимаются управлением муниц. заказами. Сразу после того, как в Интернете появится опубликованный заказ, заказчик обязан сообщить об этом в прессе, иначе тендер м.б. объявлен недействительным.

47. Межмуниципальное сотрудничество(семинар)

Межмуниц. Сотрудничество – это форма объединения и согласования интересов, координация действий МО и/или их органов в целях обеспечения представительства интересов МО на всех уровнях гос. власти РФ, в международных органах и организациях, а также в целях повышения эффективности и результативности решения ВМЗ.

Правовая основа: ЕХ МСУ, ФЗ №131.

Принципы межмуниц. сотрудничества:

- сохранение самостоятельности ОМСУ в рамках межмуниц. кооперации

- недопустимость принуждения к объединению

- наличие эконом. и полит. целесообразности объединения

Цели межмуниц. сотрудничества:

- обмен опытом муниц. управления

- отстаивание интересов МО на полит. уровне

- возможность оптимизации ресурсов МО для решения хоз-ных задач их деятельности

Формы сотрудничества:

-ассоциативные формы (советы, ассоциации, союзы МО)

В соответствии с ФЗ №131 в целях организации взаимодействия ОМСУ, выражения и защиты общих интересов МО в каждом субъекте РФ образуется Совет МО субъекта РФ. С учетом особенностей территориальной и организационной основы МО на добровольной основе м.б. образованы иные объединения МО. Необходимо уяснить предметы общих интересов МО в каждом субъекте РФ, содержание и формы взаимодействия ОМСУ МО соответствующего субъекта РФ. Это и есть предметная основа деятельности Советов МО субъектов РФ. Общие интересы МО в субъекте РФ определяются федерал. И региональным законодательством и сложившейся практикой, а также практикой деятельности прежних ассоциаций и союзов МО, прежде всего региональных.

Направления деятельности Совета МО субъекта РФ:

1. Участие в регулировании межбюджетных отношений. Через деятельность регионального совета имеется реальная возможность повысить объективность бюджетного процесса в субъекте РФ

2. участие в формировании и реализации регион. и субрегион. (межмуниц.) программ комплексного соц.-эконом. развития территорий и муниципалитетов.

3. участие в формировании законодательства субъекта РФ, влияющего или могущего влиять на деятельность МО, включая предварительную экспертизу законов и нормативных актов субъекта РФ.

4. правовая защита (организация правовой защиты) интересов руководителей и специалистов ОМСУ МО, руководителей и специалистов муниц. учреждений и предприятий

5. сбор, обработка и анализ информации по вопросам организации и осуществления МСУ вМО и работы муниц. хоз-ва

6. сбор, изучение и распространение образцов (продуктов) лучшей практики муниц.управления и управления в отраслях муниц.хоз-ва. Организация предоставления методической помощи МО в вопросах организации и деятельности МСУ, муниц. хоз-ва и межмуниц. сотрудничества; содействие развитию межмуниц. сотрудничества в различных отраслях муниц.хоз-ва.

7. участие в организации системы подготовки и переподготовки муниц. служащих и переподготовки выборных ДЛ МСУ и депутатов ПО МО. Регион.совет может формировать ежегодные регион.заказы на подготовку и переподготовку муниц.кадров

8. организация и проведение конкурсов на звание лучшего МО субъекта РФ по разным видам МО; на звание лучшего главы МО, лучшего главы МА, лучшего муниц.служащего по соответствующим номинациям

9. подготовка и предоставление ВДЛ субъекта РФ и законодательному (представительному) ОГВ субъекта РФ ежегодного доклада о состоянии МСУ и развитии МО в субъекте РФ. Статус этого документа целесообразно определить в законе субъекта РФ.

Единое общеросс-ое объединение МО: в ФЗ №131 устанавливается, что Советы МО субъектов РФ могут образовывать единое общеросс-кое объединение МО. В этой норме обращает на себя внимание, во-первых, принцип добровольности создания единого общеросс-кого объединения региональными Советами МО, во-вторых, принцип единственности общеросс-кого объединения МО. Принцип единственности общеросс-кого объедиения МО подкрепляется тем, что в его состав, помимо Советов МО, могут входить иные объединения МО.

- договорные формы сотрудничества МО (соглашение о намерениях, договор о совместных действиях, согласование планов соц.-эконом. и стратегического развития, осуществление совместных консультаций, создание совместных координационных, консультативных и совещательных органов, рабочих групп). Иной формой объединения ресурсов нескольких МО для целей решения ВМЗ и реализации полномочий ОМСУ могут являться и соглашения между ними.

- организационно-хоз-ные формы (создание автономных НКО, фондов, учреждение хоз-ных обществ – ООО, ЗАО). ОМСУ в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов нескольких МО для решения ВМЗ могут образовывать межмуниц. хоз-ные общества в форме ЗАО и ООО, а также межмуниц. НКО в форме автономных НКО и фондов.

48. Понятия, формы и виды взаимодействий органов местного самоуправления с органами государственной власти(семинар)

Взаимодействие ОМСУ с ОГВ - это взаимодействие между органами государственной власти и местного самоуправления можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и местных вопросов.

Принципы:

- Принцип законности

- Принцип целесообразности

- Принцип самостоятельности органов в пределах своей компетенции

- Принцип равноправия органов

- Принцип согласования интересов

- Принцип взаимной ответственности

Государственная поддержка местного самоуправления:

- издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления

- контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления

- оказание методической поддержки

- информационное обеспечение органов местного самоуправления

- подготовка кадров муниципальных служащих

Наделение ОМСУ ОГП: передача полномочий и делегирование полномочий.

Создание в субъекте РФ совета муниципальных образований:

- утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ

- избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта РФ

- определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание органов управления совета муниципальных образований

- осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ

Предоставление законодательной инициативы ПО МО:

- Внесение проекта закона

- Предложения по совершенствованию норм уже существующих законов

- замечания по законопроектам

Создание совместных координационных, совещательных органов - совместная разработка и реализация планов и программ.

Контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов МСУ - надзор за соблюдением Конституции, ФКЗ, ФЗ, Конституций (Уставов) Субъектов, Уставов МО, Муниципальных правовых актов.

Модели взаимодействия:

1. «модель партнёрства» - отношения местных и центральных властей в данной модели – это отношения партнеров и равноправных товарищей, преследующих общие цели и оказывающих необходимые услуги населению.

2. «агентская модель» - отношения местных и центральных властей в данной модели – это отношения агента и принципала, то есть акцент делается на главенствующей роли центра в отношениях с местным управлением.

3. «модель взаимозависимости»: Субординационные; Реординационные; Координационные

49. Понятие и система гарантий местного самоуправления. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления(семинар)

Гарантии МСУ – это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию прав МСУ и их правовую защиту.

Два вида гарантий:

1. общие:

- эконом. (самостоятельность местных бюджетов; право установления местных налогов и сборов; признание и равная защита гс-вом муниц.собственности наряду с иными формами собственности; право на дотации и субвенции)

- полит. (принцип разделения властей по вертикали; принцип разграничения полномочий между федерацией, ОГВ регионов и ОМСУ; природа МСУ)

- организационные (исключение ОМСУ из системы ОГВ; принцип самостоятельного определения населением структуры ОМСУ; принцип учета мнения населения при изменении границ территории)

- духовные (система духовных ценностей; правосознание и правовая культура населения; учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий)

2. специально-юридические:

- формально-юридические

- судебные

- ограничительные

Источник: http://www.aup.ru/books/m234/6_1.htm

Судебная защита местного самоуправления.

К субъектам, обладающим правом на судебную защиту прав местного самоуправления, относятся, во-первых, граждане, проживающие на территории муниципального образования, во-вторых, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, перечень которых определяется уставом муниципального образования. Для органов и должностных лиц местного самоуправления подобные обращения в суд — не только право, но и обязанность.

Закон о местном самоуправлении закрепляет право граждан и органов местного самоуправления предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов. Статья 133 Конституции, предусматривающая право местного самоуправления на судебную защиту, носит более широкий характер. Она предполагает и рассмотрение в суде жалобы на действия органов власти, должностных лиц, если этими действиями, совершенными в сфере административно-правовых отношений, нарушаются права жителей муниципального образования, но спора о самом праве не возникает.

Судебная защита прав местного самоуправления от их нарушения в законах обеспечивается конституционным правосудием. Конституционный Суд РФ вынес ряд решений, имеющих принципиальное значение для развития местного самоуправления. Правовые позиции Конституционного Суда РФ обязательны для всех правоприменителей, включая и другие суды. Однако, во-первых, акты органов местного самоуправления не могут быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Во-вторых, органы местного самоуправления не обладают правом на обращение в Конституционный Суд. Оценку конституционности нормативных актов не только органов государственной власти субъектов Федерации, но и органов местного самоуправления осуществляют конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Прокурорский надзор, другие средства защиты местного самоуправления внесудебными органами государственной власти.

Прокуратура, органы юстиции, осуществляя экспертизу нормативных правовых актов, также выявляют их противоречие федеральному законодательству в части нарушения прав местного самоуправления. Они указывают соответствующим органам на необходимость устранения таких противоречий.

Кроме того, выделяют более частные юридические гарантии местного самоуправления: организационные гарантии местного самоуправления (самостоятельность определения населением структуры органов местного самоуправления, организационное обособление местного самоуправления от органов государственной власти и т.д.); финансово-экономические гарантии местного самоуправления (право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, обеспечение минимального местного бюджета и т.п.).

50. Особенности осуществления местного самоуправления на территориях с особым статусом (города федерального значения, закрытые административные территории, наукограды, приграничные территории)(семинар)

1. Особенности МСУ в городах федерального значения.

В ГФЗ (Москва, С.-Пб., Севастополь) МСУ осуществляется на внутригородских территориях.

Правовая основа: К.РФ, ФЗ #131, законы ГФЗ, уставы внутригородских территорий ГФЗ

Внутригородская территория - это часть территории ГФЗ, в границах которой МСУ осуществляется населением и (или) через выборные ОМСУ.

Изменение границ, преобразование внутригородских территорий осуществляется в соответствии с законами ГФЗ.

Закон г.Москвы 2002 г., г.С-Пб. 2009 г., г. Севастополя 2014 г.

Перечень ВМЗ, источники местных бюджетов внутригородских МО ГФЗ определяется законами ГФЗ. Местная администрация может не формироваться.

Требования о прекращении полномочий депутата ПО МО может не применяться к внутригородским МО.

Законами ГФЗ м.б. предусмотрены особенности при передаче ОГП ОМСУ.

142 внутригородские территории в Москве, 111 - С.-Пб., 10 - Севастополь.

2. Особенности МСУ в наукоградах.

Нормативная база: К.РФ, ФЗ #131, ФЗ #127, ФЗ #70, конституции (уставы) и законы субъектов РФ, Указ Президента "О приоритетных направлениях развития науки и техники".

Наукоград - МО со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.

Научно-производственный комплекс наукограда - совокупность организаций, осуществляющих научную,

Критерии присвоения статуса наукограда: наличие научно-проивзодственного комплекса; численность рабочих - не менее 15%; объем продукции - не менее 50%; вхождение ю/л, зарегистрированных на территории данного МО.

Статус наукограда МО присваивается Правительством РФ с определением срока.

Собственность - присвоение МО статуса наукограда не влияет на формы собственности.

Досрочное прекращение: ходатайство ПО, несоответствие деятельности поставленным целям.

Прекращается Правительством РФ, статус городского округа сохраняется.

Гос.поддержка: из федерального бюджета МО-наукограду предоставляются межбюджетные трансферты.

Реорганизация и ликвидация организаций научно-производственного комплекса регулируются ГК РФ.

13 наукоградов (Обнинск, Королев, Мичуринск, Бийск, Петергоф).

3. Особенности МСУ в закрытых административных образованиях (ЗАТО).

Правовая основа: К.РФ, ФЗ #131, Закон РФ 1992 г. "О ЗАТО"

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов (далее - организации и (или) объекты), для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

44 ЗАТО на территории РФ (Саров, Мирный, Снежинск, Лесной, п.Солнечный, Североморск, Полярный, Сибирский).

Решение об образовании ЗАТО, об определении или изменении границ принимается Президентом РФ.

ЗАТО - городские округа, границы могут не совпадать с границами субъекта РФ.

Доп.объем соц.льгот для жителей ЗАТО. На территории ЗАТО действует пропускной режим.

Компетенция ОМСУ ЗАТО:

координируют деятельность организаций и (или) объектов, подразделений охраны, полиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на территориях организаций и (или) на объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образования в результате аварии на территории организации и (или) на объекте глава местной администрации совместно с руководителями организации и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей, а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

участвуют совместно с руководителями организаций и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон;

осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территорий закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов. Органы местного самоуправления информируются о результатах проверок;

вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

выступают заказчиком на строительство и ремонт жилого помещения, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории;

ведут учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и определяют размер указанной социальной выплаты;

осуществляют оплату стоимости проезда граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 7 настоящего Закона, и членов их семей от прежнего места жительства до нового места жительства и стоимости провоза багажа.

Органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования согласовывают с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования:

планы и программы комплексного социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования;

генеральный план закрытого административно-территориального образования;

подготовленные на основе генерального плана закрытого административно-территориального образования проекты планировки территории;

резервирование земель в границах закрытого административно-территориального образования для муниципальных нужд.

Глава местной администрации - это сити-менеджер (без вариантов).

Общее число членов комиссии на замещение должности сити-менеджера: 1/3 членов ПО ЗАТО; одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), одна треть - федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

4. Особенности МСУ на приграничных территориях.

Ст.82 ФЗ #131.

В наст.время ФЗ отсутствует. В ГД есть законопроект.

ФЗ "О гос.границе РФ" в 8 разделе регулируется МСУ на приграничных территориях (территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к гос.границе на суше, морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек,озер и иных водных объектов; территории островов на указанных водных объектах).

В пограничную зону по предложению ОМСУ могут не включаться: территории домов отдыха, учреждения культуры, места массового отдыха, места активного водопользования.

ОМСУ совместно с др.органами власти осуществляют согласованную деятельность по защите гос.границы (ст.3).

Ст.18: особенности хоз., промысловой и иной деятельности регулируются ФЗ и МПА.

Постановление Правительства Мурм.области: ОМСУ выдают справки детям до 14 лет о их проживании в пограничной зоне; разрешение на хоз. и промысловую деятельность.

Постановление главы администрации Астрах.области: ОМСУ осуществляют регистрацию лиц, временно пребывающих в пограничную зону, при отсутствии ОВД.

Полномочия ОМСУ в сфере защиты гос.границы (см.ФЗ).

Уставами МО м.б. предусмотрены ДЛ МСУ по пограничным вопросам. Уполномоченные ОМСУ на земельных участках осуществляют муниц.земельный контроль.

Концепция приграничного сотрудничества в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 г. #196-р: "Приграничное сотрудничество..."

Наши рекомендации