Использование электронных карт
ECDIS как важнейшее средство навигации
При надёжной и высокоточной навигационной системе ECDIS становится важнейшим техническим средством навигации не только в прибрежном плавании, но и в стесненных водах, т.к. обеспечивает мгновенный контроль за местоположением и движением судна, прогнозирование и развитие навигационной ситуации, оперативное планирование и контроль маневров, безошибочность опознавания наблюдаемых навигационных и радиолокационных ориентиров в единой всемирной системе геодезических координат (WGS-84). В отчётах по экспериментам с ECDIS неизменно указываются, что даже в сложных навигационных условиях судоводители (по мере накопления опыта работы с системой) охотнее пользуются электронными картами, чем бумажными.
Важно реально оценивать и учитывать технические ограничения ECDIS, в том числе привязку к геодезическим координатам (а не к побережью) зависит от точности навигационных датчиков и ограничений, используемых РНС (СРНС), опасность использования неприемлемого масштаба электронной карты, возможную неполноту информации на электронной карте и тд. Наконец даже кратковременная неисправность или отказ от ECDIS могут привести к полной потери контроля за обстановкой и как следствие к навигационной аварии.
Выпуск электронных карт, их содержание и передача корректурной информации будут, относится к юрисдикции национальных властей (гидрографических служб). Открытым пока является и вопрос о едином стандарте для ECDIS, который ещё нуждается в доработке. Создание международной системы электронных карт требует проведения переговоров и заключения соответствующих международных соглашений. В настоящее время отображаемая видеопрокладчиком электронная карта не рассматривается как законный эквивалент бумажной карты, предусмотренные для использования на судах (правилом V/20 Конвенции солас-74). Однако несомненно, что со временем ECDIS полностью заменит бумажные карты и будет таким же обязательным прибором для морских судов, как, например гирокомпас или судовая РЛС.
Использование электронных карт
Современные технологические средства позволяют определять место судна и вести автоматическое счисление координат с высокой точностью (до 10 или 100 м) обновляя текущие координаты судна практически непрерывно (с дискретностью до нескольких секунд). Однако традиционные методы ручной обработки навигационной информации не позволяют в полной мере реализовать возможности таких технических средств: графическая прокладка обсерваций на морской навигационной карте не только вызывает существенное запаздывание информации, но и неизбежно снижает точность получаемых данных за счёт погрешностей прокладки. Необходимость обеспечить непрерывный и объективный контроль за местоположением и движением судна и наблюдаемых целей, автоматизировать измерение и их обработку, представлять судоводителю наглядную и надёжную информацию в виде пригодном для немедленного использования, привела в радиолокации к разработке и использованию средств автоматической радиолокационной прокладки - , а в радионавигации автоматических и комплексных индикаторов навигационной обстановки (кино) с электронными картами .
Судоводители уже знакомы с электронными картами, применяемые в САРП - упрощёнными электронными схемами обстановки, накладываемыми на реальное радиолокационное изображение местности на экране САРП. В большинстве моделей САРП эти карты строит сам судоводитель, затем они записываются в память САРП и вызываются на экран по мере необходимости. Однако ECDIS это системы нового поколения и более высокого технологического уровня.
Электронные карты нового поколения строится в береговых центрах, имеющих соответствующую лицензию национального гидрографического управления и несущих ответственность за полноту и правильность отображения навигационной обстановки.
Картографические базы данных, используемые и при составлении обычных бумажных морских навигационных карт, преобразуются в цифровую форму, "шифруются" тщательно подобранными условными знаками записываются на магнитные диски или иные типы носителей и затем на судне индицируется на экране дисплея (видеопрокладчика) с высокой разрешающей способностью, управляемого бортовым компьютером.
В июне 1982 году ИMO опубликовало (в предварительной версии) стандарт определяющий характеристики ECDIS. Существует также стандарт МГО - модифицированный стандарт SP57\ДХ90. В дополнение к требованиям правил по конвенционному оборудованию морских судов Регистра России и общим требованиям к электронному навигационному оборудованию, содержащимся в резолюции ИMO А.574, видеопрокладчик с электронными картами должен быть одобрен департаментом морского транспорта России. Символика и цветность картографических данных должна быть максимально приближена к стандартам МГО для ECDIS.
13 – английский термин ARPA – Automatic Radar Plotting Aid(s)
14 – английский термин – Automatic Navigation Receiver
15 – английский термин ECDIS – Electronic Chart Display and Information System (Система индикации электронных карт и информации)
16 – английское название IHO – International Hydrographic Organization