Постановка методики параллельности интереса
В анализе сценария «Интерес» в первой части приводился пример использования интереса на уроке географии во втором классе.
Урок в режиме индивидуального учета интереса ребенка, приобретает двойное пространство реализации. С одной стороны, за кадром урока стоит стремление ребенка получить знание, похвалу учителя, выполнить обязанности. Этот вектор является содержательно-предметным и соотносится с коллекционным типом интереса. С другой стороны, ребенок находится вконкретной ситуации, которая побуждает его к игре, создает игровое пространство, психический фон обучения. Этот вектор является формально-контактным и соответствует игровому интересу. Так и урок должен одновременно работать на ожидание двух сторон детского восприятия: коллекционного и игрового. Отталкиваясь от структуры интересов, можно поставить задачу разработки новой типологии урока.
Отметим сложность соотношения четырех типов интереса. Во-первых, интерес имеет инерцию, т. е. он сохраняется как маска, например, если ученик овладел каким-то материалом лучше других, то у него и окружающих возникает ожидание, что он и в следующий раз так же ответит.
Инерция каждого интереса проявляется по-своему. Например, диктатор стремится уединиться с коллекцией, для него инерция выражена физически. Фантазер по видимости быстро переключается с одной игры на другую, но он также легко переключается и на прерванную. Инерция тут носит своеобразный латентный характер. Он не может не наблюдать за партнером. Опекун постоянно думает об интересном, его трудно оторвать от включенности. Инерция в форме навязчивой мысли. Помощник легко отвлекается, но на уровне автоматизма повторяет действие, порожденное интересом. Инерция в плане действия.
Во-вторых, интерес постепенно устает от самого себя. Коллекционный тип преобладает только по количеству времени, но не постоянно, иначе мы имеем дело с комплексом. Накопление должно прийти к самоотрицанию, к возможности использовать накопленное в игре. Коллекционер избегает использовать накопленное и играет лишь под принуждением, в случае победы коллекционер с интересом продолжает играть, но период игры у него длятся меньше, чем период коллекции, при первой же неудаче в игре коллекционер уходит из нее.
Динамика уставания и тенденции к смене интереса разные у разных типов интереса. Труднее всего усталость реализуется в отход от интереса у новичка: он не может вырваться из капкана погони за новым, возникает что-то наподобие наркомании. Здесь вспомним о предрасположенности к «интересу нового» у опекуна и о самой длительной оборачиваемости этой нормы.
Сложен выход из интереса у коллекционера. Коллекция задает мощную инерцию, не случайно к ней предрасположен диктатор. Коллекция словно «зомбирует» ученика, он переутомляется ради коллекции.
Проще у помощника, склонного к «интересу старого», особенно если интерес завязан на смене партнеров. Однако возможен и у помощника феномен пьяного праздника, коллективного включения.
Легко выходит из своего игрового интереса фантазер.
Есть прямая зависимость между скоростью выхода я скоростью входа в интерес. Более сложны варианты, когда иные нормы приспосабливаются к тем же интересам.
По этому принципу можно выявить коллекционера: он начинает играть в игры, когда дети его возраста уже кончили в них играть, например, в солдатики. Коллекционер играет в основном с самим собой.
Тип урока и тип учителя
Для коллекционера необходим учитель, который «угадывает» точки запуска коллекции, работает очень четко в этих точках, по особому алгоритму-учебнику. Задача учителя – передать ученику алгоритм и помочь накопить первую партию коллекции, чтобы эта партия была открытием коллекционера его собственных возможностей. Очень сильно для обучения коллекционера может пригодиться серия навыков, связанная с самостоятельной работой (конспектирование, составление библиографии). Учить коллекционера следует через домашние задания, причем учитель должен вести себя как мастер, а коллекционер – как подмастерье.
Для отличника необходим обычный учитель, преподаватель, который регулярно восходит от простого к сложному и опрашивает на обычном уроке, ставя при этом оценки. Taк что можно сказать, что для ученика типа «отличник» подходит ситуация обычной школы.
Для игрока необходим учитель-тренер, который в состоянии мобилизовать его в нужный момент. Игрок работает, если видит состязательность, если его увлекает свободный игровой процесс с непредсказуемым результатом, а что касается знака результата, то это может быть переменный (но не постоянный) проигрыш.
Для новичка необходим тип учителя-гувернера, который ходит с ребенком, является где-то посредником и опекуном в общении с миром и выбирает «горячие факты». Часто шоковость ситуации основана именно на личной привязанности учителя и ученика (к чему толкает «Семейная школа»). Здесь лучшей оценкой новичку может быть уже доверие.
При всем этом необходимо понимать, что домашнее задание и игры у каждого типа разные: домашнее задание для коллекционера есть препятствие для реализации экспансии, а игры для него особые – играть с самим собой на набор чего-то, но не игры с результатом и оценкой.
Суммируем сказанное про модели учебного процесса для каждого из типов ученика в табл. 7.
Современное общество построено на профессионалах определенного типа; чтобы достичь высокого положения, надо много учиться (и учиться как можно лучше). В существующей системе отбора и обучения главным моментом является пункт усреднения, всегда есть кто-то лучше, кто-то хуже. Из того, к каким способам обучения тяготеют ученик», очевидно, что наверху гораздо больше шансов оказаться отличнику или коллекционеру. Что касается игрока и новичка, то они чаще всего отстают.
Таблица 7. Соотношение интересов
Таблица 2.3. Соотношение интересов. |
Тип ученика | Учитель | Занятия | Оценка |
Коллекционер | Мастер | Индивидуальное задание | Полный набор |
Игрок | Преподаватель | Урок | Оценка |
Отличник-старичок | Тренер | Состязание | Процесс |
Новичок | Гувернер | Задание на дом | Доверенность |
Причем надо отметить, что, отобрав группу отличников, вы получите то же распределение, как и названное, лишь у нового, новичка будет метаморфоза черт отличника, и такой бывший отличник может поломаться.
С точки зрения таких ниш надо говорить о психической полноте процесса обучения.
Про наше общество, таким образом, можно сказать, что оно отбирает в свой верх преимущественно отличников и коллекционеров и отталкивает игроков и новичков. Хотя с последними вопрос сложный: в агитационной системе обыденности новички как раз и составляют большинство населения, так называемую массу, особенно это усиливается в эпохи типа современной, когда народ, как стадо, ведут куда-то.
У типов учеников есть свои проблемы-отклонения, к которым мы еще вернемся: у отличника это истерия; у игрока – депрессия; у новичка – невроз; у коллекционера – хандра, кризис перехода к другой коллекции.
В основании рефлексии лежат такие элементы действия, как повтор, пауза, ожидание, дистанцирование. Для учащихся с разным типом интереса механизмы этих явлений различны. Рассмотрим повтор.
Повтор характерен для новичка и отличника. Новичок повторяет эмоциональное основание, по преимуществу собственную ошибку, переживает шок, пока не сгладится. Для отличника, наоборот, характерно повторение удачи, таким повтором отличник защищается.
Отличник склонен манипулировать собой и другими. Манипулятивностъ относится как к использованию заготовки, так и к формированию собственного интереса, когда интересно не то, что ново, а то, что получается. В этом плане мы бы подчеркнули – в повторе отличника дистанцирование. Отличник дистанцируется, манипулируя, – в этом основание его повтора.
Повтор коллекционера связан с мощной способностью к удержанию состояния. Коллекционер долго помнит, с чего началась речь и удерживает это, несмотря на новые интересные, появившиеся в ходе разговора вещи. На этом повторе может возникнуть особого типа рефлексия, когда учащийся мыслит однобоко, причем это может быть связано с его позицией, а может быть и объективно.
Игрок повторяется в возвращении к действию или ситуации.