Глава 1. Университеты России в XIX веке.

Оглавление.

Введение

I. Университеты России в XIX веке.

II. «Золотой век науки в России».

2.1 Первая половина «Золотого века науки в России».

2.2 Вторая половина «Золотого века науки в России».

III. Развитие физики в начале ХХ в.

Заключение.

Список литературы.

Ведение

Толчком, началом новейшей революции в естествознании, приведшей к появлению современной науки, был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю картезианско-ньютоновскую космологию. Сюда относятся открытие электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П.Н.Лебедевым, введение идеи кванта М. Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном, описание процесса радиоактивного распада Э.Резерфордом. В 1913 - 1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ведется в соответствии периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это - первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании. Он сопровождается крушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической науки.[1]

Глава 1. Университеты России в XIX веке.

В начале IXI в. вводится единая система народного образования, организованная в учебные округа во главе с соответствующим университетом. Кроме основанного в 1755 Московского университета появляются университеты в 1802 в Дерпте (Тарту) и Вильно, в 1805 в Казани и Харькове, в 1819 в Петербурге, в 1834 в Киеве. Открываются высшие медицинские учебные заведения в Москве и Санкт-Петербурге, Институт инженеров путей сообщения и Горный кадетский корпус в Санкт-Петербурге. При этих университетах и вузах существуют научные лаборатории. Ведущая роль в развитии науки постепенно переходит к университетам и ведущим вузам, хотя распределение ролей между этими двумя типами научных центров – Академией и вузами – в разное время – разное.[2]

Это соотношение ролей во многом определялось сложными отношениями с авторитарной властью (как до, так и после 1917), которая науку не любила, но вынуждена была терпеть. И православная и коммунистическая идеологии, и царская и советская власть, хотя и по-разному, были враждебны свободной научной критике, поиску, мысли. Но необходимость развития промышленного и военного потенциала для того, чтобы играть видную роль в мировой политике, вынуждала развивать инженерное (в широком смысле) дело, а с ним и естественные науки.

В царской России университеты были центрами общественной активности, поэтому они бурно расцветали в периоды либерализации (начало 1800-х, 1860-е) и испытывали суровое давление в периоды реакции (так в 1819 году был, по сути, разгромлен Казанский университет).[3]

Просвещенческий пафос борьбы с невежеством и прометеевское отношение к науке, превращающее ее в идеологию, ставились русской интеллигенцией долгое время намного выше идеалов «чистого познания». По утверждению Герцена, учившегося на физико-математическом отделении Московского университета в 1829–1833, преподавание было разнообразным, но не систематическим (правда, уже со второй половины 1830-х уровень профессионального образования в университетах и вузах начинает резко подниматься). В конце 1850-х – начале 1860-х «дух науки» возобладал в России, и молодые люди, открыто восставшие против традиционных ценностей и господствовавшего социального устройства, толпились на естественнонаучных факультетах российских университетов.[4]

Революционная оппозиция власти второй половины 19 в. была народнической, антисамодержавной и нигилистической. Соответственно, православию она противопоставляла в качестве альтернативной идеологии науку, в первую очередь материалистического направления. Здесь возникала типичная для эпохи Просвещения связка, которая порой искажала развитие науки самой по себе. Нигилисты 1860-х, особенно Д.Писарев, считали науку наивысшим культурным достижением и рассматривали ее как панацею от социальных недугов. Тургеневский Базаров был типом такого «нового человека» (объединявшего волю Печорина и знания Рудина), который был очень популярен в университетских кругах. К.Тимирязев сравнивал Базарова с Петром I.[5]

В.И.Вернадский характеризует весь IXI век как «век внутренней борьбы правительства с обществом». Одно из следствий этой борьбы – постоянная перетряска и чистка университетов и их уставов и, как следствие, отсутствие преемственности, сильных научных школ. Развитие шло через появление новых ростков. Но роль правительства не была только негативной: создавая новые исследовательские центры, правительство расширяло и увеличивало число областей, в которых велись научные исследования.[6]

Во второй половине 1830-х годов увеличивается число университетских кафедр и поднимается уровень требований к студентам. Вводятся ученые степени магистра и доктора наук, необходимые для занятия должностей доцента и профессора университета. Усиливается исследовательская деятельность университетов. Возникают научные общества (около 10 естественнонаучных и медицинских, включая Московское общество испытателей природы, Русское географическое общество, Минералогическое общество), которые играли не менее важную роль, чем университеты, в изучении животного и растительного мира, природных условий и минеральных ресурсов России, в развитии научных исследований и подготовке высококвалифицированных исследователей. К этому следует добавить издание около 60 научных и научно-популярных журналов. Все это вело к формированию научной общественности.[7]

Наши рекомендации