I. Объект анализа (характеристика туристского региона)

Практическая работа 1

География туристских потоков

Всемирная Туристская Организация выделяет в мире 6 туристских регионов (несколько отличных по составу от тех, которые выделяют в отечественной географии).

1. Европа — страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция).

2. Америка — страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна.

3. Азиатско-Тихоокеанский — страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия, Океания.

4. Африка — страны Африки, кроме Египта и Ливии.

5. Южная Азия — все страны Южной Азии.

6. Ближний Восток — страны Западной и Юго-Западной Азии (кроме Турции и Израиля) и две африканские страны (Египет, Ливия). ВТО этот регион называет «Средним Востоком»

Таблица 1. Туристские прибытия и доходы в 2000 и 2001 гг. по регионам

Регионы Тур.прибытия   Тур.доходы    
  2000 г., млн 2001 г., млн Доля рынка в 2001, % 2000 г., млрд долл. 2001 г., млрд долл. Доля рынка в 2001, %
МИР 696,7 692,7   474,4 462,2  
Европа 402,7 400,3   233,0 230,1  
Америка 128,4 120,8   132,8 122,4  
АТР 109,1 115,1   81,4 82,0  
Африка 27,2 28,2   10,9 11,7  
Средний Восток 23,2 22,5   11,5 11,2  
Южная Азия 6,1 5,7   4,9 4,7  

Таблица 2. Самые доходные направления международного туризма

  Страна Доход от международного туризма, $ млрд
1. США 72,3
2. Испания 32,9
3. Франция 29,6
4. Италия 25,9
5. Китай 17,8
6. Германия 17,2
7. Великобритания 15,9
8. Австрия 12,0
9. Канада 10,7
10. Греция 9,2
11. Турция 8,9
12. Мексика 8,4
13. Гонконг (КНР) 8,2
14. Австралия 7,6
Швейцария 7,6
16. Россия 7,5
Всего 16 стран 291,7

Таблица 3. Расходы на международный туризм по основным направлениям, млрд долл

  Страна Расходы на международный туризм Доля в мировых расходах на туризм, %
1. США 58,9 12,7
2. Германия 45,9 9,9
3. Великобритания 36,9 8,0
4. Япония 31,9* 6,7
5. Франция 17,5 3,8
6. Италия 14,2 3,4
7. Китай 13,1 2,8
8. Нидерланды 12,2 2,6
9. Канада 12,1 2,6
10. Бельгия и Люксембург 10,2 2,2
11. Австрия 9,7 2,2
12. Республика Корея 6,9 1,5
13. Швеция 6,8 1,5
14. Швейцария 6,6 1,4
15. Тайвань 6,4 1,3
Всего 15 стран 282,9 62,2

Задание

1. Нанести туристские макрорегионы на контурную карту

2. Рассчитать долю регионов на мировом туристском рынке. Отобразить графически в виде круговых диаграмм (Таблица 1). Составить анализ туристских прибытий и туристских доходов туристских макрорегионов

3. На контурную карту нанести самые доходные направления международного туризма (таблица 2). Рассчитать долю стран в мировых поступлениях от туризма, %. Проанализировать полученные данные.

4. На контурную карту нанести страны с самыми высокими расходами на туризм. (таблица 3). Проанализировать полученный рисунок.

Задание № 2. «Проект концептуального анализа развития

рекреации и туризма в регионе»

Рекреационные регионы России:

1. Центральная Россия.

2. Северо-запад и Европейский Север России.

3. Северо-Кавказский рекреационный район.

4. Черноморское побережье Кавказа.

5. Волжский рекреационный район.

6. Уральский рекреационный район.

7. Обско-Алтайский рекреационный район.

8. Дальневосточный рекреационный район.

Рекреационные регионы зарубежного мира:

1. Центрально-Восточная Европа.

2. Восточная Европа.

3. Средиземноморский район.

4. Западная Европа.

5. Юго-Восточная и Восточная Азия.

6. Южная Азия.

7. Средняя Азия и Ближний Восток.

8. Северная Африка.

9. Африка южнее Сахары.

10. Австралия и Океания.

11. Латинская Америка.

12. Северная Америка.

I. Объект анализа (характеристика туристского региона)

1. Обоснование выбора конкретного региона и территорий, выбранных для анализа.

2. Географическое положение региона.

3. Природные условия (общая физико-географическая структура региона):

Ø Рельеф.

Ø Климатические особенности и ресурсы.

Ø Растительный и животный мир.

Ø Ландшафтная структура. Уникальные природные особенности территории.

Ø Особо охраняемые природные территории и памятники природы. Необычные явления природы и стихийные бедствия.

4. Геодемографическая характеристика региона (численность и воспроизводство населения, состав и структура населения, расселение населения и т. д.).

5. История формирования и развития региона.

6. Этнокультурные и историко-культурные особенности и ресурсы региона (нравы, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, духовное наследие, языковой, этнический и религиозный состав и особенности территории и т. д.).

7. Историко-архитектурные и культурные памятники. Музеи. Основные культурные центры региона.

8. Объекты всемирного природного и культурного наследия.

9. Туристско-рекреационные ресурсы. Виды рекреации и туризма.

10. Материально-техническая база рекреации и туризма.

11. Основные туристские центры региона: их профиль и специфика.

12. Основные направления туристских потоков в регионе.

13. Оценка современного социально-экономического, политического и экологического положения в регионе.

14. Социально-экономический и политический прогноз развития региона.

Проблемы и перспективы развития рекреации и туризма в регионе.

Практическое занятие 3

Занятие 1. Составление климатических характеристик рекреационных территорий

1. Анализ картографического и статистического материала по рекреационным особенностям климата регионов Земли.

2. Составление сравнительной климатической характеристики курортных территорий Мира.

3. Приведение примеров по возможным стихийным климатическим воздействиям на условия отдыха.

Наши рекомендации