Организационно методические рекомендации. Занятие № 2. Измерение и построение углов на карте
Занятие № 2. Измерение и построение углов на карте.
Обсуждена на заседании кафедры РХБ защиты
«___»_____________20 г.
Протокол №____
Уточнена«___ »___________20 г.
Протокол №____
Уточнена«___ »___________20 г.
Протокол №____
г. Минск
Тема 2. Углы, применяемые в топографии.
Учебно-воспитательные цели:
1. Дать понятие о делениях угломера и углах, применяемых в топографии.
2. Дать практику в измерении углов на корте с помощью транспортира, циркуля-измерителя и хордоугломера.
3. Тренировать обучаемых в построении и измерении углов на карте, расчете магнитного склонения и поправки направления.
4. Прививать аккуратность при работе на карте.
Организационно-методические указания:
1. Тема изучается на 2-х часовом групповом занятии со взводом и 2-х часовом групповом занятии с полувзводом.
2. На первом занятии преподавателю необходимо уделить внимание вопросу перевода градусов в деления угломера и наоборот; объяснить сущность истинного и магнитного азимутов, дирекционного угла; дать понятие о сближении угла меридианов магнитного склонения и поправке направления.
3. В ходе второго занятия главное внимание необходимо уделить тренировке в измерении и построении дирекционных углов на топографической карте различными способами.
4. При проведении занятий по теме преподаватель должен требовать от обучаемых аккуратности и точности при работе на карте.
Литература:
Ø «Военная топография»,Москва, ВИ, 1986 г. (под ред. Б. Е. Бызова)
Ø «Военная топография»,Москва, ВИ, 1977 г. (под ред. А. С. Николаева)
Занятие 1. Углы, применяемые в топографии и взаимосвязь между ними.
Организационно методические рекомендации
1) Подготовка преподавателя к занятию.
Подготовка преподавателя начинается с изучения темы и учебных вопросов занятия, уясняются учебные и воспитательные цели.
Непосредственно подготовка руководителя к занятию начинается за 3 – 4 дня. Необходимо изучить методическую разработку по теме предстоящего занятия и методические указания по его проведению, подобрать и отработать (изучить, при необходимости законспектировать) руководства и пособия по содержанию темы. Продумать порядок использования и подготовить материальное обеспечение, используемое на занятии.
Составить план проведения занятия и за 2 – 3 дня утвердить его.
2) Подготовка материального обеспечения.
При подготовке лекционного занятия необходимо обратить внимание на подбор базовой литературы по данной теме и наглядность доведения учебного материала (мультимедийная разработка).
При подготовке группового занятия важное значение приобретает учебно-материальное обеспечение. Оно делает занятие поучительным, способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемых вопросов и получению хороших практических навыков.
На занятиях студенты должны быть обеспечены всем необходимым в соответствии с заданием.
Для проведения занятия заранее необходимо получить литературу, пособия и средства технического обучения. Особое внимание следует уделить подготовке места проведения занятия.
3) Определение методики проведения занятия.
При проведении всех видов занятий преподаватель для себя должен выделять и стремиться выдерживать вступительную, основную и заключительную части занятия.
В ходе вступительной части осуществляется контроль готовности группы к занятию (наличие студентов, выяснение фамилий отсутствующих с соответствующей отметкой в журнале), объявление темы, целей, учебных вопросов занятия и рекомендуемой для самостоятельной подготовки литературы.
Время, отводимое на вступительную часть не должно превышать 5 минут.
На основную часть занятия отводится до 70 минут учебного времени. Первоначально проводится контрольный опрос обучаемых по пройденному материалу с выставлением оценок в журнал.
Далее преподаватель осуществляет последовательное доведение учебных вопросов - изложение материала в устной форме или отработку практических приемов. В заключении изложения каждого вопроса преподаватель делает выводы и отвечает на вопросы студентов. Переход от одного учебного вопроса к другому должен быть логичным с некоторой паузой, достаточной для того, чтобы студенты могли психологически подготовиться к изучению нового материала, с другой стороны записать наименование учебного вопроса.
Если проводимое занятие является первым при изучении дисциплины, целесообразно пояснить цели и задачи изучаемой дисциплины, порядок изучения и виды отчетности.
В процессе изложения материала преподаватель применяет вспомогательный материал (компьютерные слайды, наглядные пособия). Математические выкладки и доказательства отображаются преподавателем на доске.
В заключительной части занятия преподаватель отвечает на вопросы студентов, подводит итоги занятия, обращая внимание обучаемых на главные положения по всем учебным вопросам. Дается задание на самоподготовку, что изучить, практически отработать и законспектировать, какой литературой пользоваться.
На заключительную часть отводится 5 минут учебного времени.
В ходе всего занятия преподаватель активно и целенаправленно управляет процессом формирования у студентов командирских навыков, воспитанию разумной инициативы, самостоятельности, уверенности, качеств необходимых для успешного выполнения поставленных задач, контролирует выполнение ими требований воинских Уставов.
Учебно-воспитательные цели:
1. Дать понятие о делении угломера, тренировать обучаемых в переводе углов из градусов в деления угломера и обратно.
2. Ознакомить с видами углов, применяемых в топографии и взаимосвязью между ними.
Время: 2 часа.
Место: класс.
Вид занятия: групповые занятия со взводом.
Метод проведения:
Материальное обеспечение: - мультимедиа;
- слайды по теме;
- учебные карты.
Учебные вопросы и распределение времени:
Организация занятия - 3 мин.
Контрольный опрос - 10 мин.
I. Вступительная часть - 2 мин.
II. Основная часть - 70 мин.
1. Сущность тысячной -25 мин.
2. Углы, применяемые в топографии и взаимосвязь
между ними - 25 мин.
3. Сближение меридианов. Магнитное склонение.
Поправка направления - 20 мин.
III. Заключительная часть - 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организация занятия - 3 мин.
Проверить по списку в журнале присутствие студентов и наличие материального обеспечения на занятии.
Контрольный опрос - 10 мин.
Провести летучку по прошедшей теме.