Обзор креативных форм работы в библиотеках россии

(СЛАЙД 1) Тенденция на внедрение креативных форм в работу библиотек наблюдается уже на протяжении многих лет. Связано это в первую очередь с тем, что сотрудники библиотек стараются организовать интересный досуг своему читателю и привлечь как можно больше лиц в библиотеку.

В библиотечной практике разработано несчетное количество форм работы с читателями. Тем не менее, креативные формы работы нужны библиотекам. В первую очередь для того, чтобы удивить читателя нетрадиционным подходом в раскрытии темы, масштабностью мероприятия, оформлением задействованных помещений и т.п.

Для того чтобы понимать суть креативного подхода к работе необходимо знать, что подразумевается под креативностью. Слово креативность в переводе с английского языка означает создавать, творить. (СЛАЙД 2) На сегодняшний день под креативностью понимают творческую способность индивида, которая характеризуется готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, является признаком одаренности. Порой креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Рассмотрим наиболее яркие креативные формы работы библиотек России, которые без сомнения можно назвать эффективными.

(СЛАЙД 3) БИБЛИОНОЧЬ. Это самая известная креативная форма работы библиотек во всероссийском масштабе. Получила большую рекламу в средствах массовой информации. С большим интересом принята обществом. Разработана и внедрена в работу библиотек с 2012 года. Библионочь является социально-культурной акцией нового формата. Проводится на базе библиотек с активным сотрудничеством с книжными магазинами, музеями, картинными галереями и другими организациями культуры. Ключевым направлением акции является популяризация книги и чтения, поиск новых форм их продвижения. День проведения акции определяется для всей России. О дне ее проведения сообщается в СМИ.

В декабре месяце, в самый короткий день месяца, некоторые библиотеки проводят БИБЛИОТЕЧНЫЕ СУМЕРКИ. (СЛАЙД 4) Эта форма реализуется в часы закрытия библиотеки, в полумраке. Цель акции повторяет цель Библионочи. Отличие заключается в создании атмосферы на мероприятии. Библиотечные сумерки проводятся в камерной обстановке и задействуют меньшее количество участников.

(СЛАЙД 5) БУККРОСИНГ. В переводе с английского означает «перемещение книги». Принцип буккросинга известен всем - «прочитал – отдай другому». Эта форма очень хорошо прижилась в городах нашей страны. Охватывает все возрастные группы. Активно поддерживается администрацией.

(СЛАЙД 6) ЛИБМОБ является весёлой игрой-акцией. Цель этой формы – повышение имиджа библиотеки. Основой Либмоба является блиц-опрос жителей города про дорогу в библиотеку. Тот, кто знает дорогу к библиотеке, тот получает что-то приятное, например, смайлик. Тот, кто не знает где находится библиотека, тот получает календарик с адресом библиотеки и контактной информацией.

(СЛАЙД 7) ПОДВЕШЕННАЯ КНИГА. Данная форма работы направлена на конкретного читателя, то есть несет индивидуальный подход. Позволяет публично продемонстрировать читателю его читательский вкус. Суть акции – популяризация чтения. Длительность акции составляет три месяца. В начале акции подвешивается книга любым читателем, в ходе акции разрешается подвешивать книги только тем читателям, которые являются наиболее активными. На саму книгу ставится стикер-отметка «Подвешенная книга» Подвешенная книга весит неделю, далее заменяется другой. По результатам акции составляются именные рекомендательные списки любимых книг активных участников, создается рейтинг книг самых популярных в конкретной библиотеке, дополнительно отслеживается спрос на подвешенные книги.

(СЛАЙД 8) ФЛЕШМОБ в переводе означает «мгновенная толпа». Форма известная во всем мире. Используется для того, чтобы внимание случайных прохожих было направлено на то, что хотят донести участники Флешмоба до толпы. Флешмоб проводится в течение нескольких минут на протяжении которых участники флешмоба выполняют заранее оговоренные действия. После завершения участники растворяются в толпе.

(СЛАЙД 9) КНИЖНЫЕ ЖМУРКИ. Сотрудники библиотеки отбирают книги. Обертывают эти книги плотной бумагой. И предлагают своим читателям выбрать книгу для прочтения. За смелость они получают приз. Данная форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.

(СЛАЙД 10) КВЕСТ в переводе с английского означает «поиск, предмет поиска». Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Является игровым маршрутом. Каждый пункт маршрута таит в себе загадку или препятствие, которые игрокам необходимо решить или преодолеть. Те, кто доберется до финиша - смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз! Квесты получили большую популярность в качестве платной услуги. Поэтому библиотекам стоит взять эту форму работу в свою копилку. Тематика квестов может быть разнообразной.

В качестве яркого примера квеста может выступить квест разработанный и проведенный в Липецкой областной научной библиотеке. Квест назывался "Голодные игры». Сюжет был следующий: далекое будущее, человечество научилось питаться с помощью информации, отказавшись от обычной пищи. Необходимые для питания и жизни «вещества» люди добывают из Интернета, электронных СМИ, электронных книг. Но в результате крупнейшей техногенной катастрофы человечество осталось без электричества. Потеряв доступ к привычным средствам получения информации, люди стали умирать от голода. Все попытки добыть «пищу» обычным путем не увенчались успехом. И тут один из старейших жителей планеты предложил спасительный выход: он напомнил людям о древних хранилищах информации - библиотеках. Заброшенные, покрытые вековой пылью, библиотеки были найдены. В хранилища снаряжается специальный отряд, миссия которого - добыть информацию, способную «накормить» всех жителей планеты. В ходе игры участникам предстояло выполнить задания, связанные с поиском информации: искать ответы на вопросы в каталогах, справочных изданиях, журналах и книгах из фонда библиотеки. Все задания так или иначе были связаны с жанром антиутопии. Чтобы войти в число храбрецов, желающих спасти человечество от голодной гибели, необходимо было зарегистрироваться на сайте библиотеки. Победителю квеста была вручена электронная книга.

(СЛАЙД 11) ЛИТЕРАТУРНАЯ ПЕЧА-КУЧА. В переводе с японского языка печа-куча означает болтовня. Эта форма подразумевает представление кратких докладов, которые специально ограничены по форме и продолжительности на неформальных конференциях. Литературная печа-куча проходит по тем же правилам, что и традиционная печа-куча. Участники готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария – всего 20 секунд. Каждый оратор выступает не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим.

(СЛАЙД 12) ЭКРАН ПРОЧИТАННЫХ КНИГ. Данная форма позволяет продемонстрировать динамику чтения книг читателями библиотеки. На экране вместе с изображением рекомендуемых книг размещены фотографии читателей, прочитавших их. Эта форма позволяет отразить читательскую картину конкретной библиотеки. Читатели на экране могут увидеть своих близких, друзей, тем самым интерес к книге, которая будет изображена с их фотографией, появится у них и возможно это станет поводом взять ее на прочтение и будущей темой беседы с человеком с экрана.

(СЛАЙД 13) ДЕНЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ «БИБЛИОТЕКАРЬ – ЗНАЧИТ КРЕАТИВНЫЙ». Цель данного мероприятия – популяризация библиотечной профессии. Эту форму предлагают проводить 27 мая, в день профессионального праздника. В течение рабочего дня участники-волонтеры (обычно школьники) полностью заменяют библиотекарей. Они под контролем сотрудников библиотеки самостоятельно заполняют формуляры; находят книгу по требованиям читателей; обслуживают читателей, узнают правила расстановки книг, высказать свое мнение в заметке в «Тетради отзывов» или в СМИ. Они также могут принять участие в организации какой-нибудь рекламной акции. В заключение участники-волентеры получают благодарственные письма за активное участие в подготовке и проведении Дня читательского самоуправления.

(СЛАЙД 14) ИГРА ВИП-ГИД. Участникам игры предлагается попробовать себя в качестве гида-экскурсовода. В его задачу входит разработка своего маршрута для важного гостя. Их маршруты могут быть оформлены в виде путеводителей, буклетов, слайдов, видео-презентаций и т.п. Эти работы могут составить краеведческую коллекцию библиотеки.

(СЛАЙД 15) ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАРАОКЕ. Это конкурс чтецов, проводимый под музыкальное сопровождение. Как в караоке- звучит мелодия, и мы поем песню, так в литературном караоке- звучит музыка, и мы читаем стихи. Музыкальное сопровождение подобрано к ритму, размеру стихотворения, и даже к тому настроению, которое оно несет. Чтец заранее не знает, какое он будет читать стихотворение и под какую мелодию. Он должен интуитивно уловить ритм стиха и музыки, и тогда получиться прекрасное литературно-музыкальное исполнение поэзии.

(СЛАЙД 16) ФОТО-КРОСС. Это соревнование фотографов в виде гонки с тематическими и временными рамками. Самые талантливые и активные участники получают призы на церемонии награждения победителей, которая проходит после каждого фотокросса. Для определения победителей учитываются художественность; оригинальность; скорость; соответствие заданию. Тематика таких забегов может быть разнообразной, например, фото-кросс «Город читает» - за определённое время снять фотографии читающих людей в городе.

(СЛАЙД 17) ГОРОД В ОБЪЕКТИВЕ. Идея проекта – создание фотостудий на базе библиотек. Идея была разработана в муниципальных библиотеках города Омска. В созданных фотостудиях могут заниматься читатели библиотек и горожане из числа социально незащищённых категорий населения. С этим проектом в 2013 году Омские муниципальные библиотеки вошли в число победителей конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова с проектом «Омск в объективе: создание семейных фотостудий на базе библиотек».

(СЛАЙД 18) ГЕОКЕШИНГ В БИБЛИОТЕКЕ. Геокешинг – это современное кладоискательство. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-устройства (портативные навигаторы, мобильные телефоны со встроенным GPS и другие мобильные устройства) для поиска тайников. Для более точного поиска тайников используются подсказки. Геокешинг появился в двухтысячном году с приходом приборов GPS-навигации. Первый тайник был заложен с продуктами, дисками, одеждой и даже деньгами. Координаты тайника были опубликованы в Интернете. Уже через неделю несколько десятков подобных тайников были раскиданы по всему миру. До России геокешинг добрался в 2002-м и из «спортивного ориентирования» превратился в обмен краеведческой информацией. Потому что, по правилам российской игры, тайник рекомендуется создавать в месте, которое представляет природный, исторический, культурный или географический интерес. В связи с этим геокешинг начал использоваться в образовании и даже в библиотеках на различные тематики, например, были проведены игры по стихам А.С. Пушкина, «Отечественная война 1812 года в памяти потомков!». В городе Стаханов в этом формате проводят экскурсии по библиотеке.

(СЛАЙД 19) WI-FI В ПРОДВИЖЕНИИ КЛАССИКИ. Эта форма является акцией. Паролем WI-FI может стать даты жизни великих русских писателей-юбиляров...". В библиотеке организуется поисковая выставка, посвященная юбилеям. Поисковая выставка - это выставка, по которой разработаны задания - найти ту или иную информацию. Эта игра, придумана для того, чтобы читатель лучше познакомился с представленными книгами и документами на выставке. А найденная в ходе поиска информация - это пароль от WI-FI. Насколько игра будет интересна читателям, зависит от таланта библиотекаря.

(СЛАЙД 20) СЧАСТЛИЫЙ НОМЕР. Это акция в основе которой лежит лотерея. В течение января после перерегистрации, каждому читателю выдавался именной номер, который потом участвовал в итоговой лотерее. Назначается день подведения итогов. В этот день читателям предлагается вытащить из стеклянного шара 25 «счастливых» номеров. Их обладатели получают полезные призы: канцтовары, закладки для книг, книги и др. Благодаря такой акции процесс перерегистрации читателей ускаривается, у библиотеки появляются новые читатели и помощники.

(СЛАЙД 21) БИБЛИОТЕКИ ИГРУШЕК. Первая библиотека игрушек открылась в Лос-Анджелесе в 1935 году. Эстафету подхватили другие американские города, а затем и весь мир, сейчас образована даже Международная Ассоциация библиотек игрушек. Существует три формата библиотек игрушек: библиотека игрушек (игрушки выдаются на дом), игротека (пространство для игры, куда приходят родители с детьми поиграть) и мобильная игрушкотека. 75 процентов игровых библиотек мира существуют за счет усилий волонтеров, обычно родителей. Ассортимент игровых библиотек различается: от 100 до 1000 игрушек. Игрушки выдаются на двухнедельный срок, а за просроченные и потерянные игрушки или детали взимается небольшой штраф. При записи в игрушкотеку каждый вносит членский взнос и платит некоторую сумму в качестве залога. Библиотеки игрушек не только экономят деньги на покупку игрушек, у них есть более амбициозные цели: стимулировать развитие детей, поддерживать родителей, пропагандировать совместную игру родителей и детей.

(СЛАЙД 22) Яркими, полюбившимися креативными формами также являются: библиофреш, библиокафе, флешбук, бенефис читателя, книжный дресс-код, книжный аукцион, библиомарафон, библиотерапевтические часы, библиотечный бульвар, библиоперфоманс, библиотечный журфикс, дегустация литературных новинок, дискуссионные качели, литературная ярмарка, ток-шоу и т.д.

(СЛАЙД 23) Поиск и разработка креативной формы - это совсем нелегкий творческий процесс. По своим трудозатратам он приравнивается к тяжелому физическому труду. Невозможно с успехом провести мероприятие взяв только его форму. Любая форма требует наполнения. Такого наполнения, которое с большим интересом встретится определенной публикой. На креативном библиотечном мероприятии нужно не наполнить участников информацией, а зажечь их как факел! Чтобы после они вновь захотели провести свой досуг в стенах библиотеки.

(СЛАЙД 24) Спасибо за внимание! Успешной вам работы!

Наши рекомендации