Современное экономико-географическое положение России

Особенности ЭГП н ПГП

Россия - это самое большое государство в мире по площади - 17,1 млн. км2, превосходит размеры таких материков, как Австралия и Антарктида.

Россия - евразийская страна: 1/3 территории ее находится в Европе, а 2/3 - в Северной Азии. Европейская часть России занимает большую часть Русской равнины и Урал. Азиатская часть страны включает в себя Предкавказье, северные склоны Большого Кавказа, Сибирь и Дальний Восток.

Россия вытянута с запада на восток на 10 тыс. км, а с севера на юг - более, чем на 4 тыс. км.

Такая большая протяженность страны определяет не только разницу во времени (в 10 часовых поясов), но и различия в континентальное™: и суровости климата.

Огромные размеры России определяют большую протяженность границ (около 60 тыс. км).

Россия имеет выход к морям трех океанов, что облегчает ЭЕСономические связи со многими странами, однако морской державой ее назвать нельзя.

Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. Они отделяют территориальные воды страны от международных. Российский сектор Арктики ограничен на западе и востоке условными линиями, идущими от северной точки российско-норвежской и российско-американской границ до Северного полюса.

Под геополитическим положением страны понимают место ее на политической карте мира и отношение к различным государствам или к их группам, военным и политическим союзам, источникам сырья, рынкам сбыта продукции, мировым торговым путям.

В своей геополитике Россия ориентируется на Украину, Беларусь, Казахстан; на страны Западной Европы, которые объединены в Европейский Союз. Чтобы утвердить себя как равноправное европейское государство, Россия вступила в Совет Европы - политическое объединение европейских стран. Однако тесному сотрудничеству с Европой мешают невысокий экономический уровень развития России и внутренние межнациональные конфликты. Роль России в ООН, где она — постоянный член Совета Безопасности, очевидна, но необходимо погасить задолженность за членство в этой важной политической организации мира. Недавно Россия вступила в такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). После этого она установила официальные отношения с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), присоединилась к Генеральному соглашению по торговле и тарифам (ГАТТ), которая с 1995 г. превратилась во Всемирную торговую организацию (ВТО). Функционирование ВТО увеличит доходы мировой экономики, и на часть этих доходов, по мере развития своего экспорта, сможет претендовать Россия.

На очереди вступление России в ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН).

В настоящее время для России возросло геополитическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона. Многие политики считают, что возможность для России остаться державой мирового значения связана именно с этим регионом

ЭГП России

Как мы уже упоминали в статье об особенностях ЭГП России - географическое положение страны является одним из факторов ее развития и отражается на многих сторонах ее деятельности, в 1 очередь хозяйственную. Эту зависимость можно проследить на 3 уровнях: макро-, микро- , мезоположении.

1. Макроположение - по отношению к окружающему миру в целом. Самое большое государство. Его площадь равна 75,4 тыс. км кв. С распадом СССР более выразилась северность страны. 2/3 территории страны составляют зоны севера, при чем в европейской части приходится 1/3 на зону севера, в азиатской части- 2/3, Дальний Восток- 0,9 на зону севера. Для хозяйственной деятельности (зона севера очень богата полезными ископаемыми) выражается в очень большом удорожании всего – жизни, продукции производимой в экстремальных условиях, строительства. По отношению к северным районам в государстве практикуется протекционизм. Это касается региональной политики – индивидуальное налогообложение (его нет, или оттягивается во времени),субсидии на развитие, поддержание социально- бытовой инфраструктуры и благополучие – медицина, образование, питание и др., сохранение среды обитания коренных народов. В прошлом десятилетии развитие севера опиралось на большой приток рабочей силы созданием крупных поселений. Сегодня на российском севере проживает приблизительно 12 млн. человек. Это приблизительно 8% населения России, тогда как на приблизительно равном по площади зарубежном севере и Европы и Америки проживает всего 2,5 млн. Каждый из регионов российского севера имеет фронтальный выход к морям, к океаническому шельфу, к мировым морским коммуникациям.

Сухопутные границы. На многих границах бывших наших союзных республик охрану и контроль осуществляет наша армия. Таким образом наши войска в соответствии с двусторонним соглашением осуществляют охрану в Грузии, Армении, Азербайджане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии.

Морские границы имеют большую значимость в виду их протяженности – 2/3. Ширина =24 км. На эти воды, воздушное пространство, поверхность и недра океана распространяется суверенитет, т. е. иностранным судам разрешен мирный проход и устанавливаются экономические зоны, где государство осуществляет разведку, разработку, охрану природных ресурсов. Такое же право имеет и на континентальном шельфе. В нынешних границах, по сравнению с границами СССР, выход к морю значительно сузился, особенно на южных и западных, где от России отошел ряд портов. Порты Прибалтики – 13% грузооборота морского флота, по этим показателям многие порты не уступают Лондону, на Черноморские порты Украины приходится большая часть внешнеторговых перевозок морем. На одну Одессу более 30%. Оставшиеся порты у РФ не являются крупными, поэтому решается проблема создания компенсирующих портов на Балтике и Дальнем Востоке – Приморский край. Для перевозок угля, леса, контейнеров с декабря 2001 года заработал порт Усть-Луг, который через автомобильно-транзитный конвейер связывает Россию с Калининградской областью и Германией. В Приморске заработал порт специализирующийся на перевозке нефтепродуктов. В то время когда порты были отделены и суда, которые были в портах объявили своими. Был потерян флот. Все это сказалось на изменении экономико-географическом положении. Современное мезоположение все таки по прежнему остается уникальным в виду положения России между 3 ведущими центрами современного мирового хозяйства-США, Япония, Европа. Между ними Россия представляет собой своеобразный евразийский мост и по мнению отечественных географов создались предпосылки для формирования конкуренции между их капиталами. Об этом преимуществе впервые написал в своих трудах в 1915 г. Семенов-Тяньшанский. Работа его называется «О могущественном территориальном владении применительно к России».

Значимые проекты. В настоящее время работает конвейерный мост Гамбург - Санкт-Петербург - Москва, грузопассажирская паромная линия Санкт-Петербург – Стокгольм, строительство автострады Германия – Польша – Калининград, в стадии обсуждения - проект сооружения скоростной железной дороги Берлин – Варшава – Минск – Москва (300 км/ч), которая будет соединена с сетью таких же дорог Европы. Также создается транспортный коридор между Россией и Норвегией и Кольским полуостровом. Укрепляются уже существующие транспортные коммуникации через Россию. Транссиб закладывался и используется как самый короткий путь между юго-восточной Азией и Европой как контейнерный путь. За эксплуатацию наших путей иностранные компании будут платить. По этому пути груз из Бангкока достигнет через 20 дней. А через Индийский океан – Красное море – Суэцкий канал – Средиземное море доходит через 2-2,5 месяца. С Японской стороны выдвигается предложение о соединении Транссиба с Японскими островами через Сахалин 20 км пролетами. Следующий проект – применение опыта сооружения тоннеля под Ла-Маншем и достройка Северо - Сибирской магистрали будут применены к сооружению тоннеля под Беринговым проливом для соединения Транссиба с железнодорожной сетью США и Канады.

Воздушные пути. Россия собирается задействовать 22 коридора воздушных сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – Нижнее Приангарье. При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76. Расширится сеть метеорологических станций. Будет использоваться для международного судоходства северный морской путь. Он в 2раза короче, в 1,5 раза дешевле по отношению к Южному. Дополнительный доход: метеосводки, эксплуатация ледоколов, всех портов северного побережья. За проход торгового порта Россия может получить не менее 100 тыс. долларов. В этом проекте заинтересованы страны Скандинавии, США, Япония. Препятствием является радиоактивность Новой Земли, а также нужно еще помнить, что Финляндия 3 года назад вошла в ЕС – есть тесная граница с ЕС.

2. Мезоположение – положение отдельных регионов по отношению к территории России. Раньше было 11 экономических районов РФ, раньше республика была отдельным районом. Раньше только 6 имели выход к границе, сегодня 10(Волго-Вятский не имеет). Из 76 республик, краев, областей приграничными были 20, сегодня – 44. Исходя из этого ряд проблем хозяйствования в регионе – проблема в структуре товарооборота, проблемы, касающиеся внешней составляющей, т.е. ориентация на пограничные контакты. Положение изменилось, в результате возникают внутри регионов миграционные потоки, перераспределение трудовых ресурсов, формируются новые направления в миграционных потоках, прежде всего в русскоязычных. Промежуточные осели в Поволжье, Урале, большой процент остался в Ставропольском, Краснодарском краях. Большинство миграционных потоков – люди в поисках работы (монголы, китайцы, азербайджанцы), с юга и востока, с горячих точек. Одновременно шла передислокация военнослужащих к приграничным зонам. Изменилось и рыночное мезоположение регионов, т.е. по отношению к торговым партнерам, к рынкам сбыта товаров, услуг, по отношению к магистральным торговым путям, по отношению к центрам индустрии, по отношению к центрам инноваций – развитие наукоемкой технологии, образование хорошее, специальности не дублирующие другие ВУЗы, к центрам информации. Выделяют 2 основные группы районов с географическим положением: положение благоприятствующее предпринимательской деятельности и районы с препятствием предпринимательской. К первым относятся: те, которые располагаются в зоне влияния главных транспортных узлов федерального значения, которые обеспечивают устойчивую связь – Москва и Московская обл., Екатеринбург, Пермская, Свердловская области; приморские районы с развитой портовой инфраструктурой – Приморский край, Калининградская обл.; регионы, примыкающие к западным границам России и расположенные на транзитных путях в Европу – Карелия, Мурманская обл. Ко второй группе относятся районы которые находятся в глубине – Волго-Вятский район, Восточная и Западная Сибирь; периферийные территории со слабым выходом к общероссийской системе коммуникаций - Сев. Кавказ, республика Коми, Магаданская обл.

3. Микроположение – положение по отношению к пограничным соседям. На юго-востоке участка границы (Северная Карелия, Китай) замыслились начинания под эгидой ООН о создании международной зоны свободной торговли по типу современного Гонконга, будет называться Восточный Роттердам. Будет с крупным портовым комплексом, мощной инфраструктурой, есть заинтересованные инвесторы. Правительство России занимает участие с июня 1995 года. В этом плане не плохая перспектива для Калининградской области (зона – Янтарь).

Наши рекомендации