IV. Географическое положение Австралии.
– Рассмотрите карту полушарий. Расскажите о географическом положении этого материка.
– Какие океаны омывают берега Австралии?
– Имеются ли острова?
– Вблизи Австралии располагается огромное количество больших и малых островов, которые географы называют Океанией. Вместе с Австралией они разделяют Индийский и Тихий океаны.
– Каков рельеф материка?
– Дайте характеристику водоемам Австралии.
– В каком направлении течет река Муррей?
Далее учащиеся отмечают все названные географические объекты на контурной карте (с. 50 в рабочей тетради).
– Отметьте цепочки коралловых рифов вблизи северо-восточных берегов Австралии.
– Прочитайте текст «Кто исследовал Австралию» на с. 140–142 учебника.
– Кем был открыт самый маленький материк?
(Открытие материка связано с именем голландских мореплавателей Виллема Янсзона и Абеля Тасмана. Наибольший вклад в исследование земель Австралии внес Джеймс Кук.)
– С чем связано название этого материка? (Австралия в переводе с латыни означает «Южная земля».)
– Кто из российских путешественников изучал жизнь народов Океании? (Николай Миклухо-Маклай.)
– Рассмотрите на рисунках (с. 141) устройство жилья и судна папуасов. Из чего они сделаны?
V. Чем интересна Австралия.
– Рассмотрите рисунок на с. 143. Назовите представителей растительного и животного мира Австралии.
– Отгадайте загадки о животных Австралии:
1) Похожа будто на ежа,
Но никак не на стрижа.
А выводит, как у птиц,
Поколенье из яиц.
(Ехидна.)
2) Мишка белый – к полюсу.
Мишка бурый – по лесу.
Этот – сел на эвкалипт,
Листья есть и много спит.
(Коала.)
3) Я как птица клюв имею.
Я откладываю яйца.
Но детенышей люблю,
Молоком их покормлю.
(Утконос.)
4) Есть дерево, есть птичка.
А птичка необычна:
Подсказочка здесь та:
Без крыльев и хвоста.
(Киви.)
5) Передвигаюсь я прыжками,
И мой малыш всегда со мной.
Вступаю в схватку я с врагами,
Дерусь как чемпион-боксер.
(Кенгуру.)
6) Я – очень крупный воробей,
А хвост как у павлина.
Горжусь я красотой своей
Спою я вам на лире.
(Птица-лира, лирохвост.)
Учитель. Австралия – особый континент на нашей планете. Вот уже многие миллионы лет он удален от других континентов и сохранил своеобразный растительный и животный мир. Вдоль побережий в горах раскинулись леса из эвкалиптов, пальм и древовидных папоротников. Среди животных почти каждый вид необычен. Около половины австралийских зверей – сумчатые. В сумке – самки носят детенышей. Символами Австралии стали утконос и симпатичный коала, кенгуру и ехидна.
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых животных и растениях Австралии. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением обитателей материка.
Эвкалипт – житель Австралии. Самое высокое растение мира. Эвкалиптовый лес очень светлый, так как деревья не дают тени. Они повернуты к солнцу не поверхностью листа, а ребром. Высота эвкалипта достигает 155 м. Это 10 пятиэтажных домов. Толщина эвкалипта – почти 30 м в обхвате. Вместо листьев с дерева опадает кора, а ствол делается гладким, светло-желтым или голубым. Эвкалипты своими глубокими и широкими корнями за 10 лет осушат самое чудовищное болото. Их называют «зелеными насосами». Особенно этому рады люди, живущие на болотах, где есть малярийные комары. Дерево идет на сваи, шпалы, используется для строительства кораблей. Из смолы делают чернила.
В Новой Зеландии живет необычная птица киви. У нее нет ни крыльев, ни хвоста. Киви откладывает яйца весом около 500 г, что составляет пятую часть веса самки. Для сравнения: самки страуса откладывают самые крупные яйца, но весят они примерно в 90 раз меньше, чем сама птица.
Утконос, как рептилия, откладывает яйца, как млекопитающее, выкармливает детенышей молоком и, как птица, имеет «клюв». Хотя на самом деле это не клюв, а просто вытянутое и расширенное окончание морды, покрытое особой, богатой нервами кожей. «Клювом» утконос взмучивает ил на дне водоема и ловит насекомых, ракообразных, червей и моллюсков.
В Австралии и на соседних островах обитает около 55 видов кенгуру. Некоторые из них живут на деревьях. Новорожденного кенгуренка – крошечное голое существо без задних ног, ушей и хвоста, весом менее 20 г – самка полгода вынашивает в сумке на животе. Передвигается кенгуру прыжками до 13 м в длину и 3 м в высоту. Сильный хвост помогает им сохранять равновесие при движении. Интересна оборонительная тактика этих животных. При приближении врага кенгуру смело вступает с ним в схватку. Вначале он действует передними лапами, как боксер. Если же нападающий подступает совсем близко, кенгуру откидывается на хвост и сильными задними ногами неожиданно наносит ему страшный удар. Для динго или лисицы такой удар может стать смертельным.
Поссум-медоед обитает на юго-западе Австралии. Он питается медом, насекомыми и нектаром цветов. Мордочкой-хоботком поссум высасывает нектар, а языком-кисточкой собирает пыльцу. Эти зверьки, похожие на белку, невероятно проворны. Подвешиваясь на цепком хвосте, они легко перебираются с ветки на ветку. Ученых поражает сходство образа жизни поссума-медоеда и птиц-медососов. Ведь поссумы тоже живут на деревьях, делают из травы круглые гнезда и кочуют с места на место вслед за волнами цветения растений.
Молох, или колючий дьявол, – безобидная, питающаяся муравьями ящерица длиной всего около 20 см. Но вид у нее жутковатый. Покрытый шипиками, молох при опасности наклоняет голову и выставляет «рога». Окраска его тела меняется в зависимости от температуры воздуха и освещения. Без воды молох может обходиться 5 месяцев. Он запасает ее впрок во время редких дождей и делает это необычным способом. Его кожа впитывает воду, как губка. Пять минут проливного дождя – и вес животного возрастает на треть.
Австралийская лапортея гигантская – родственница нашей крапивы и такая же жгучая. Только ожог лапортеи во много раз сильнее и опаснее. Если человек дотронется до нее, он теряет сознание. Рука пострадавшего распухает, и последствия ожога чувствуются несколько месяцев.
VI. Итог урока.
1. Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.
Вопросы:
1. Море у юго-восточных берегов Австралии. (Тасманово.)
2. Название австралийских гор. Одноименные горы есть в Западной Европе. (Альпы.)
3. Самая высокая гора в Австралии. (Косцюшко, 5030 м.)
4. Крупная река на юге Австралии. (Муррей.)
5. Морское животное, «построившее» у берегов материка большой риф. (Коралл.)
6. Растение из Южной Америки, которое чуть не оставило австралийцев голодными. (Опунция.)
Ключевое слово: Тасман.
2. Беседа по вопросам:
– Каково положение Австралии относительно экватора?
– В каком направлении течет река Муррей?
– Как называют коренных жителей Австралии? (Туземцы.)
– Назовите удивительные растения и животных Австралии.
Домашнее задание:рабочая тетрадь № 2 (задание № 14, с. 51); учебник (с. 140–145).
Урок 64
Как был открыт шестой материк земли. Антарктида
Цели:
– сформировать представление учащихся о географическом положении и природе Антарктиды;
– познакомить с историей открытия Антарктиды;
– развивать умение работать с картой, глобусом;
– воспитывать чувство гордости за путешественников-соотечественников, внесших вклад в открытие новых земель.
Оборудование: карта полушарий; глобусы; портреты путешественников; рисунки, фотографии с изображением растительного и животного мира Антарктиды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
– Пользуясь картой, расскажите о географическом положении материка.
– Пользуясь картой, расскажите о рельефе Австралии.
– Почему некоторые реки Австралии изображены на карте прерывистыми линиями?
– Кто открыл Австралию?
– Как называют огромное количество островов вблизи Австралии? (Океанией.)
– Назовите, какие удивительные растения и животные встречаются в Австралии.
2. Графический диктант.
Если высказывание верное, то учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверное, то знак «–».
1) В Австралии нет высоких гор.
2) В Австралии очень много рек.
3) Австралия – самый засушливый материк.
4) Австралия – самый большой материк.
5) Коренные жители Австралии – туземцы.
6) В Австралии растут финиковые пальмы.
7) В Австралии можно встретить утконоса, ехидну.
Ответы: +; –; +; –; +; –; +.
Учащиеся сдают работы на проверку.
3. Сообщение учащихся о растительном и животном мире Австралии.
III. Сообщение темы урока.
– Послушайте загадку. На какой материк мы сегодня отправимся?
Айсберг, айсберг, помоги
Мне доплыть до той земли,
Где пингвины прячут нос,
Так как жуткий там мороз.
(Антарктида.)