Соотношение дисциплинарных и междисциплинарных подходов в регионоведческом / страноведческом познании

На разных этапах возникает потребность в дифференциации или интеграции знаний. В дифференциации дело может дойти до того, что исследования будут доступны только узким специалистам из-за огромного количества набранного знания. А междис подходы – это одна из ступеней обратного процесса – интеграции. Экономико-географические исследования, политико-географические, биофизика, биохимия. В настоящий момент сильна тенденция в междисциплинарных исследованиях.

Дисциплинарный подход – делит окружающий мир на отдельные предметные области. Обозначив эти области как «предмет своего исследования», дисциплинарный подход позволяет провести это исследование, причем при использовании собственной методологии. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».

«если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных «коробок», каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.

Междисциплинарный подход – допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов, в этом случае, обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. Например, кровеносная система организма схожа с системой трубопроводов технического объекта. Эта обстоятельство позволяет биологу исследовать кровеносную систему организма, методом, который применяется в физике для описания движения жидкости по трубам. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика, использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины.

- Использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования.

- Для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

*В вопросе этого нет, а у Воскресенского есть* Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход – стремится использовать обобщенную картину предмета исследования, по отношению к которой все её дисциплинарные картины предстают в качестве её частей. Поэтому в мультидисциплинарном (полидисциплинарном) подходе, переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. Все дисциплины продолжают оставаться в своих коробках. Для изучения этих особенностей применяются только, соответствующие им, дисциплинарные подходы и методы. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного (полидисциплинарного) подхода, удается найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства исследуемых предметных областей. А это, в свою очередь, позволяет специалистам организовать новые междисциплинарные исследования. Накопление результатов междисциплинарных исследований в сходных областях дисциплинарных знаний приводит к появлению новых мультидисциплинарных дисциплин, например, таких, как физико-химическая биология, экология.

Свое практическое применение мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход нашёл, прежде всего, в работе экспертных групп. Он выглядит предпочтительнее других подходов, в ситуации, когда для решения дисциплинарной проблемы требуется учесть множество известных факторов, являющихся предметом исследования других дисциплин. Благодаря этому свойству современные научные дисциплины и их «междисциплинарные дополнения» существенно расширили свои практические возможности и приблизились к достаточной полноте знаний. Но, так же как и в междисциплинарных исследованиях, в мультидисциплинарных исследованиях, интерпретация полученных дисциплинарных результатов производится с позиции «ведущей» дисциплины. Поэтому мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход способствует накоплению дисциплинарных и междисциплинарных знаний, но он не способствует выявлению общих закономерностей и механизмов их взаимодействия внутри предмета исследования.

(по статье Воскресенского)

Системный анализ – в рамках двух подходов: исторический и структурный (общественные науки).

Определение географических рамок объекта исследования (регион, район, др.) – важно для общественных наук (для очерчивания круга изучаемых черт).

‘Comprehensive Regional Studies’, ‘Global Regional Studies’, ‘World Regional Studies’, ‘International Regional Studies’, ‘Civilisational Area Studies’ - название зависит от того, какая дисциплина берется за основу исследования.

Просто ‘Regional Studies’ – как междисциплинарное или мультидисциплинарное исследование, причем необходима новая схема исследования (глубокое знание региона + теории и модели, взятые из различных дисциплинарных исследований).

Глобализация, регионализация др. процессы – регионоведение (Regional studies) важно как часть МО и политологии.

Дисциплинарный подход

Этот подход делает обычного человека специалистом в конкретной области. Например, биолог становится обладателем совокупности способов и приемов изучения живой природы. Дисциплинарный подход позволяет физику профессионально изучать свойство и строение материи. Психологу удается изучать процессы и закономерности психической деятельности. Иными словами, дисциплинарный подход профессионально "нарезает" окружающий мир на отдельные предметные области. Затем, обозначив эти области как «предмет своего исследования», позволяет провести это исследование, применяя конкретный дисциплинарный метод. Если решение проблемы выходит за рамки возможностей дисциплинарных подходов, то принято считать, что оно находится «на стыке научных дисциплин».

Каждая дисциплина сильна, прежде всего, своим внутридисциплинарным образом предмета исследования. Поэтому большинство ученых-дисциплинариев сознательно или подсознательно стремятся любыми путями сохранить этот образ, а также дисциплинарную методологию его исследования. Это стремление зачастую превращает литературную метафору «стык дисциплин» в реальную непреодолимую границу «дисциплинарных коробок». Именно это стремление порождает странный диполь, обусловливающий накопление профессиональных дисциплинарных знаний с одной его стороны и установление естественного ограничения полноты познания окружающего мира, с другой стороны. Именно оно превращает вчерашних студентов, открытых и чувствительных ко всему новому, в сегодняшних консерваторов, выдумавших обидное понятие «дилетант» для своих коллег по работе, стремящихся выйти за пределы своей дисциплинарной коробки.

Однако «либеральное меньшинство» ученых, которым рамки дисциплинарных коробок оказались тесными, нашло выход из создавшегося положения. Этот выход можно выразить следующим тезисом – «если нельзя выйти за пределы дисциплинарной коробки, то можно расширить область применения дисциплинарной методологии». В свою очередь расширение области применения дисциплинарной методологии привело к появлению междисциплинарных и мультидисциплинарных научных подходов, которые составили следующие уровни обобщенной классификации научных подходов. Процесс развития этих подходов привел к тому, что метафора «стык дисциплин» постепенно приобрела вид междисциплинарных и мультидисциплинарных коробок, каждая из которых на сегодняшний день имеет свои особенности решения, стоящих перед ними задач.

Наши рекомендации