Двадцать аминокислот, входящих в состав белков

Сокращ. назв.   Аминокислота Сокращ. назв. Аминокислота
Ала Арг Асн Асп Вал Гис Гли Глн Глу Иле Аланин Аргинин Аспарагин Аспарагиновая к. Валин Гистидин Глицин Глутамин Глутаминовая к. Изолейцин Лей Лиз Мет Про Сер Тир Тре Три Фен Цис Лейцин Лизин Метионин Пролин Серин Тирозин Треонин Триптофан Фенилаланин Цистеин  

Ответ:

фенилаланин – валин – аспарагиновая кислота – глутаминовая кислота – гистидин – лейцин.

Задача №10.

Вирусом табачной мозаики (РНК - овый вирус) синтезируется участок белка с аминокислотной последовательностью:

Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-

Под действием азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин в результате дезаминирования превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной мозаики, если все цитидиловые нуклеотиды подвергнутся указанному химическому превращению?

Решение:

Ала – Тре – Сер – Глу – Мет

ГЦУ – АЦГ – АГУ – ГАГ - АУГ

ГУУ – АУГ – АГУ – ГАГ - АУГ

Вал – Мет – Сер – Глу – Мет

Задачи по теме «Энергетический обмен»

Задача №11.

В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному подверглось только 2. Определите:

а) сколько моль молочной кислоты и СО2 при

этом образовалось?

б) сколько АТФ при этом синтезировано?

в) сколько энергии запасено в этих молекулах

АТФ?

Решение:

6 Н12 О6 → 5 ·2 С3 Н6 О3 + 5 ·2 АТФ

6 Н12 О6 + 2·6 О2 → 2·6 СО2 + 2·6 Н2 О + 2·38 АТФ

Ответ: а) 10 моль С3 Н6 О3 и 12 моль СО2

б) 10 + 76 = 86 (моль АТФ)

в) 86 · 40 = 3440 (кДж энергии)

г) 12 моль О2

Задача №12.

В результате энергетического обмена в клетке образовалось 5 моль молочной кислоты и 27 моль

углекислого газа. Определите:

а) сколько всего моль глюкозы израсходовано?

б) сколько из них подверглось полному

расщеплению, а сколько гликолизу?

в) сколько энергии запасено?

г) Сколько моль кислорода пошло на окисление?

Решение:

2,5С6 Н12 О6 → 2,5 ·2 С3 Н6 О3 + 2,5 ·2 АТФ

4,5С6 Н12 О6 + 4,5·6 О2

4,5·6 СО2 + 4,5·6 Н2 О + 4,5·38 АТФ

Ответ: а) 17 моль С6 Н12 О6

б) 4,5 моль – полному расщеплению, 2,5 - гликолизу

в) (2,5 · 2 + 4,5 · 38) · 40 = 7040 (кДж)

г) 27 моль О2

Задача №13.

Мышцы ног при беге со средней скоростью расходуют за 1 минуту 24 кДж энергии. Определите:

а) сколько всего граммов глюкозы

израсходуют мышцы ног за 25 минут бега, если

кислород доставляется кровью к мышцам в

достаточном количестве?

б) накопится ли в мышцах молочная кислота?

Решение:

Х 24 · 25

С6 Н12 О6 + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2 О + 38 АТФ

180 38 · 40

Х = 600 · 180 : 1520 = 71 (г)

Ответ: а) 71 г

б) нет, т.к. О2 достаточно

Задача №14.

Мышцы руке при выполнении вольных упражнений расходуют за 1 минуту 12 кДж энергии. Определите: а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы ног за 10 минут, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве?

б) накопится ли в мышцах молочная кислота?

Решение:

Х 12 · 10

С6 Н12 О6 + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2 О + 38 АТФ

180 38 · 40

Х = 120 · 180 : 1520 = 14, 2(г)

Ответ: а) 14,2 г

б) нет, т.к. О2 достаточно

Задача №15.

Бегун расходует за 1 минуту 24 кДж энергии. Сколько глюкозы потребуется для бега с такой затратой, если 50 минут в его организме идет полное окисление глюкозы, а 10 минут – гликолиз?

Решение:

Х 24 · 10

1) С6 Н12 О6 → 2С3 Н6 О3 + ·2 АТФ

180 2 · 40

Х = 240 · 180 : 80 = 540 (г)

У 24 · 50

2) С6 Н12 О6 + 6 О2 → 6 СО2 + 6 Н2 О + 38 АТФ

180 38 · 40

У = 25 · 50 · 180 : 1520= 142 (г)

2) 540 + 142 = 682 (г)

Задачи по генетике

Кроссворд «Генетические термины»

14

Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru Двадцать аминокислот, входящих в состав белков - student2.ru 11

9 10

5 13

1 2

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма

2. место расположения гена в хромосоме

3. общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

4. особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена

5. наука о наследственности и изменчивости

6. особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена

7. объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

8. гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

9. совокупность генов, полученная организмом от родителей

10. основоположник генетики

11. общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

12. одна особь гибридного поколения

13. признак, подавляющий другие

14. подавляемый признак

15. хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

Ответы:

1 - генотип, 2 - локус, 3 - изменчивость, 4 - гомозиготная,

5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,

8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,

11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный, 14 – рецессивный, 15 – аутосомы

Тестовый контроль № 1

(решение задач на моногибридное скрещивание)

Вариант 1.

У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.

1. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения? А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2. Сколько разных генотипов может образоваться во втором поколении?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

3. Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении? А) 24

Б) 48

В) 72

Г) 96

4. Сколько во втором поколении гетерозиготных растений?

А) 24

Б) 48

В) 72

Г) 96

5. Сколько растений во втором поколении будут высокого роста?

А) 24

Б) 48

В) 72

Г) 96

Вариант 2.

У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью. Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.

1. Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения? А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения? А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

3. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов?

А) 28

Б) 21

В) 14

Г) 7

4. Сколько среди гибридов будет раннеспелых растений?

А) 28

Б) 21

В) 14

Г) 7

5. Сколько разных генотипов будет у гибридов?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

Вариант 3.

У гороха гладкие семена – доминантный признак, морщинистые – рецессивный. При скрещивании двух гомозиготных растений с гладкими и морщинистыми семенами получено 8 растений. Все они самоопылились и во втором поколении дали 824 семени.

1.Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными?

А) 2

Б) 4

В) 6

Г) 8

2. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

3. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения? А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

4. Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными?

А) 206

Б) 412

В) 618

Г) 824

5.Сколько во втором поколении будет морщинистых семян?

А) 206

Б) 412

В) 618

Г) 824

Вариант 4.

У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений.

1. Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2. Сколько растений с жёлтым корнеплодом вырастет во втором поколении? А) 120

Б) 90

В) 60

Г) 30

3.Сколько во втором поколении будет гетерозиготных растений?

А) 120

Б) 90

В) 60

Г)30

4. Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении?

А) 120

Б) 90

В) 60

Г) 30

5. Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом? А) 120

Б) 90

В) 60

Г) 30

ОТВЕТЫ:

Вариант 1 Вариант Вариант Вариант
  1. б 2. в 3. а 4. б 5. в   1. б 2. а 3. в 4. в 5. б     1. г 2. а 3. б 4. б 5. а     1. а 2. г 3. в 4. г 5. б  

Тестовый контроль № 2

( решение задач на дигибридное скрещивание)

Вариант 1.

У гороха высокий рост доминирует над карликовым, гладкая форма семян – над морщинистой. Гомозиготное высокое растение с морщинистыми семенами скрестили с гетерозиготным растением, имеющим гладкие семена и карликовый рост. Получили 640 растений.

1. Сколько будет среди гибридов высоких растений с гладкими семенами? А) нет

Б) 160

В) 640

Г) 320

2. Сколько разных типов гамет может образовать родительское растение с гладкими семенами и карликовым ростом?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

3. Сколько среди гибридов будет низкорослых растений с гладкими семенами? А) 320

Б) 640

В) 160

Г) нет

4. Сколько разных генотипов будет у гибридов?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

5. Сколько гибридных растений будет высокого роста?

А) 160

Б) нет

В) 640

Г) 320

Вариант 2.

У кур оперённые ноги доминируют над неоперёнными, а гороховидный гребень – над простым. Скрестили дигетерозиготных кур и гомозиготных петухов с простыми гребнями и оперёнными ногами. Получили 192 цыплёнка.

1. Сколько типов гамет образует курица?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2. Сколько разных генотипов будет у цыплят?

А) 1

Б) 2

В) 4

Г)16

3. Сколько цыплят будут с оперёнными ногами?

А) 192

Б) 144

В) 96

Г) 48

4. Сколько цыплят будет с оперёнными ногами и простыми гребнями? А) 192

Б) 144

В) 96

Г) 48

5. Сколько разных фенотипов будет у гибридов?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

Вариант 3.

У кур укороченные ноги доминируют над нормальными, а гребень розовидной формы – над простым. В результате скрещивания гетерозиготной по этим признакам курицы и петуха с нормальными ногами и простым гребнем получено 80 цыплят.

1. Сколько разных типов гамет может образовать курица?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2. Сколько разных типов гамет может образоваться у петуха?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

3. Сколько различных генотипов будет у гибридов?

А) 4

Б) 8

В) 12

Г) 16

4. Сколько цыплят будет с нормальными ногами и простым гребнем?

А) 80

Б) 60

В) 40

Г) 20

5. Сколько цыплят будет с розовидными гребнями?

А) 80

Б) 60

В) 40

Г) 20

Вариант 4.

У коров комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а чёрная масть – над рыжей. Чистопородного комолого быка чёрной масти скрестили с дигетерозиготными коровами. Получили 64 телёнка.

1.Сколько разных типов гамет образует бык?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

1. Сколько разных типов гамет образует корова?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

2. Сколько различных фенотипов образуется при этом скрещивании?

А) 1

Б) 4

В) 8

Г) 16

3. Сколько различных генотипов будет у телят?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

4. Сколько будет комолых чёрных дигетерозиготных телят?

А) 64

Б) 48

В) 32

Г) 16

5. Сколько будет комолых чёрных дигетерозиготных телят?

А) 64

Б) 48

В) 32

Г) 16

ОТВЕТЫ:

Вариант 1 Вариант Вариант Вариант
  1. г 2. б 3. г 4. б 5. в   1. г 2. в 3. а 4. в 5. б     1. г 2. а 3. а 4. г 5. в     1. а 2. г 3. а 4. г 5. г  

Задачи на моногибридное скрещивание.

Задача 1.

Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

Ответ: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц.

Задача 2.

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?

Ответ: родительские растения гетерозиготны.

Задачи на дигибридное скрещивание.

Задача 3.

Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?

Ответ: все дети в этой семье будут с веснушками, а вероятность рождения их с прямыми и волнистыми волосами – по 50%

Задача 4.

Каковы генотипы родительских растений, если при скрещивании красных томатов (доминантный признак) грушевидной формы (рецессивный признак) с желтыми шаровидными получилось: 25% красных шаровидных, 25% красных грушевидных, 25% желтых шаровидных, 25% желтых грушевидных?

Ответ: генотипыродительских растений Аавв и ааВв.

Задачи на неполное доминирование.

Задача 5.

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Ответ: половина цыплят будет белых, а половина пестрых

Задача 6.

Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое возникнет потомство при скрещивании между собой гибридов с розовыми ягодами?

Ответ: половина потомков будет с розовыми ягодами и по 25% с белыми и красными.

Задачи на наследование групп крови.

Задача 7.

Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.

Задача 8.

Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

Ответ: нельзя.

Задача 9.

У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?

Ответ: 2 и 3.

Задача 10.

В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Ответ: у Х родители с 1 и 3 группами, у У – с 1 и 4.

Задачи на наследование, сцепленное с полом.

Задача 11.

У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

Ответ: половина самцов и самок будут зелеными, половина – коричневыми.

Задача 12.

У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

Ответ: вероятность рождения самцов и самок с разным цветом глаз – по 50%.

Задача 13.

У здоровых по отношению к дальтонизму мужа и жены есть

· сын, страдающий дальтонизмом, у которого здоровая дочь,

· здоровая дочь, у которой 2 сына: один дальтоник, а другой – здоров,

· здоровая дочь, у которой пятеро здоровых сыновей

Каковы генотипы этих мужа и жены?

Ответ: генотипы родителей ХD Хd, ХD У.

Задача 14.

Кошка черепаховой окраски принесла котят черной, рыжей и черепаховой окрасок. Можно ли определить: черный или рыжий кот был отцом этих котят?

Ответ: нельзя.

Комбинированные задачи

Задача 15.

У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а чалая окраска шерсти формируется как промежуточный признак при скрещивании белых и рыжих животных. Определите вероятность рождения телят, похожими на родителей от скрещивания гетерозиготного комолого чалого быка с белой рогатой коровой.

Ответ: вероятность рождения телят, похожими на родителей – по 25%.

Задача 16.

От скрещивания двух сортов земляники (один с усами и красными ягодами, другой безусый с белыми ягодами) в первом поколении все растения были с розовыми ягодами и усами. Можно ли вывести безусый сорт с розовыми ягодами, проведя возвратное скрещивание?

Ответ: можно, с вероятностью 25% при скрещивании гибридных растений с безусым родительским растением, у которого белые ягоды.

Задача 17.

Мужчина с резус-отрицательной кровью 4 группы женился на женщине с резус- положительной кровью 2 группы (у её отца резус-отрицательная кровь 1 группы). В семье 2 ребенка: с резус-отрицательной кровью 3 группы и с резус-положительной кровью 1 группы. Какой ребенок в этой семье приемный, если наличие у человека в эритроцитах антигена резус-фактора обусловлено доминантным геном?

Ответ: приемный ребенок с 1 группой крови.

Задача 18.

В одной семье у кареглазых родителей родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

Ответ: генотип кареглазого ребенка с 1 группой крови

А* I0I0 , вероятность рождения такого ребенка 3/16, т.е. 18,75%.

Задача 19.

Мужчина с голубыми глазами и нормальным зрением женился на женщине с карими глазами и нормальным зрением (у всех её родственников были карие глаза, а её брат был дальтоником). Какими могут быть дети от этого брака?

Ответ: все дети будут кареглазыми, все дочери с нормальным зрением, а вероятность рождения сыновей с дальтонизмом – 50%.

Задача 20.

У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

Ответ: Р: ♀ Х З У Аа; ♂ Х З Х К Аа.

Задача 21.

Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой женился на хорошо слышащей женщине с нормальным зрением. У них родился сын глухой и страдающий дальтонизмом и дочь с хорошим слухом и страдающая дальтонизмом. Возможно ли рождение в этой семье дочери с обеими аномалиями, если глухота – аутосомный рецессивный признак?

Ответ: вероятность рождения дочери с обеими аномалиями 12,5%.

Задачи на взаимодействие генов

Задача 22.

Форма гребня у кур определяется взаимодействием двух пар неаллельных генов: ореховидный гребень определяется взаимодействием доминантных аллелей этих генов, сочетание одного гена в доминантном, а другого в рецессивном состоянии определяет развитие либо розовидного, либо гороховидного гребня, особи с простым гребнем являются рецессивными по обеим аллелям. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Дано: А*В* - ореховидн. А*вв – розовидный ааВ* - гороховидн. аавв – простой   P: ♀ АаВв ♂ АаВв   Ответ: 9 /16 – с ореховидными, 3/16 – с розовидными, 3/16 – с гороховидными, 1/16 – с простыми гребнями  

Задача 23.

Коричневая окраска меха у норок обусловлена взаимодействием доминантных аллелей. Гомозиготность по рецессивным аллеям одного или двух этих генов даёт платиновую окраску. Какими будут гибриды от скрещивания двух дигетерозигот?

Дано: А*В* - коричневая А*вв – платиновая ааВ* - платиновая аавв – платиновая P: ♀ АаВв ♂ АаВв Ответ: 9/16 – коричневых, 7/16 платиновых норок.  

Задача 24.

У люцерны наследование окраски цветков – результат комплементарного взаимодействия двух пар неаллельных генов. При скрещивании растений чистых линий с пурпурными и желтыми цветками в первом поколении все растения были с зелёными цветками, во втором поколении произошло расщепление: 890 растений выросло с зелёными цветками, 306 – с жёлтыми, 311 – с пурпурными и 105 с белыми. Определите генотипы родителей.

Ответ: ААвв и ааВВ.

Задача 25.

У кроликов рецессивный ген отсутствия пигмента подавляет действие доминантного гена наличия пигмента. Другая пара аллельных генов влияет на распределение пигмента, если он есть: доминантный аллель определяет серую окраску (т.к. вызывает неравномерное распределение пигмента по длине волоса: пигмент скапливается у его основания, тогда как кончик волоса оказывается лишённым пигмента), рецессивный – чёрную (т.к. он не оказывает влияния на распределение пигмента). Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?

Дано: А*В* - серая окраска А*вв – черная ааВ* - белая аавв – белая   P: ♀ АаВв ♂ АаВв Ответ: 9/16 серых, 3/16 черных, 4/16 белых крольчат.    

Задача 26.

У овса цвет зёрен определяется взаимодействием двух неаллельных генов. Один доминантный обусловливает чёрный цвет зёрен, другой – серый. Ген чёрного цвета подавляет ген серого цвета. Оба рецессивных аллеля дают бедую окраску. При скрещивании чернозерного овса в потомстве оказалось расщепление: 12 чернозерных : 3 серозерных : 1 с белыми зёрнами.

Определите генотипы родительских растений.

Дано: А*В* - черная ок. А*вв – черная ааВ* - серая аавв – белая   P: ♀ черная ♂ черный в F 1 – 12 черн, 3 сер, 1 бел Ответ: АаВв и АаВв.  

Задача 27.

Цвет кожи человека определяется взаимодействием генов по типу полимерии: цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе: если 4 доминантных гена – кожа чёрная, если 3 – тёмная, если 2 – смуглая, если 1 – светлая, если все гены в рецессивном состоянии – белая. Негритянка вышла замуж за мужчину с белой кожей. Какими могут быть их внуки, если их дочь выйдет замуж за мулата (АаВв) ?

Дано: черная кожа: ААВВ темная кожа: АаВВ ААВв смуглая кожа: АаВв ААвв ааВВ светлая кожа: Аавв ааВв белая кожа: аавв   P: ♀ ААВВ ♂ аавв Ответ: вероятность рождения внуков с черной кожей – 6,25% , с темной – 25%, со смуглой – 37,5%, со светлой – 25%, с белой – 6,25%.  

Задача 28.

Наследование яровости у пшеницы контролируется одним или двумя доминантными полимерными генами, а озимость – их рецессивными аллелями. Каким будет потомство при скрещивании двух дигетерозигот?

Дано: А*В* - яровость А*вв – яровость ааВ* - яровость аавв – озимость P: ♀ АаВв ♂АаВв Ответ: 15/16 яровых, 1/16 – озимых.  

Задачи на анализирующее скрещивание

Задача 29.

Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?

Ответ: самец черно-бурой окраски , самки гомо – и гетерозиготны.

Задача 30.

У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Охотник купил собаку чёрного цвета с короткой шерстью и, чтобы быть уверенным, что она чистопородна, провёл анализирующее скрещивание. Родилось 4 щенка:

2 короткошерстных чёрного цвета,

2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки?

Ответ: купленная охотником собака гетерозиготная по первой аллели.

Задачи на кроссинговер

Задача 31.

Определите частоту (процентное соотношение) и типы гамет у дигетерозиготной особи, если известно, что гены А и В сцеплены и расстояние между ними 20 Морганид.

Ответ: кроссоверныхе гаметы - Аа и аВ - по 10%,

некроссоверные – АВ и ав – по 40%

Задача 32.

У томатов высокий рост доминирует над карликовым, шаровидная форма плодов – над грушевидной. Гены, ответственные за эти признаки, находятся в сцепленном состоянии на расстоянии 5,8 Морганид. Скрестили дигетерозиготное растение и карликовое с грушевидными плодами. Каким будет потомство?

Ответ: 47,1% - высокого роста с шаровидными плодами

47,1% - карликов с грушевидными плодами

2,9% - высокого роста с грушевидными плодами,

2,9% - карликов с шаровидными плодами.

Задача 33.

Дигетерозиготная самка дрозофилы скрещена с рецессивным самцом. В потомстве получено АаВв – 49%, Аавв – 1%, ааВв – 1%, аавв – 49%. Как располагаются гены в хромосоме?

Ответ: гены наследуются сцеплено, т.е. находятся в 1 хромосоме. Сцепление неполное, т.к. имеются кроссоверные особи, несущие одновременно признаки отца и матери: 1% + 1% = 2%, а это значит, что расстояние между генами 2 Морганиды.

Задача 34.

Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.

Ответ: Ав расстояние между генами 11,5 Морганид

аВ

Задача 35 на построение хромосомных карт

Опытами установлено, что процент перекрёста между генами равен:

  А) А – В = 1,2% В – С = 3,5 % А – С = 4,7   Б) C – N = 13% C – P = 3% P – N = 10% C – A = 15% N – A = 2%  
  В) P – G = 24% R – P =14% R – S = 8% S – P = 6%     Г) A – F = 4% C – B = 7% A – C = 1% C – D = 3% D – F = 6% A – D = 2% A – B = 8%  

Определите положение генов в хромосоме.

Необходимые пояснения: сначала вычерчивают линию, изображающую хромосому. В середину помещают гены с наименьшей частотой рекомбинации, а затем устанавливают местонахождение всех генов, взаимосвязанных между собой

в порядке возрастания их частот рекомбинаций

Ответ:

А) А между В и С Б) C H N A Г) DACFB B) RSP, точное положение гена не может быть установлено - недостаточно информации

Задачи по генетике популяций.

Закон Харди – Вайнберга:

Мы будем рассматривать только так называемые менделевские популяции:

- особи диплоидны

- размножаются половым путем

- популяция имеет бесконечно большую численность

кроме того, панмиктические популяции:

где случайное свободное скрещивание особей протекает при отсутствии отбора.

Наши рекомендации