Задание для контроля результатов усвоения

8.1. Выполните тестовые задания:

1. К специфической реактивности относят: (2)

1. аллергия

2. анергия

3. иммунитет

4. гиперэргия

5. гипоэргия

2. Виды неспецифической реактивности: (4)

1. наследственная

2. видовая

3. индивидуальная

4. конституциональная

5. половая

6. эндокринная

7 .возрастная

3. Система, определяющая характер реактивности:

1. конституциональная

2. сердечно-сосудистая

3. кровь

4. дыхательная

5. иммуногенеза

4. Вид неспецифической устойчивости:

1. изменчивость

2. аллергия

3. резистентность

4. анергия

5. иммунитет

5. Система, определяющая характер реактивности:

1. ЦНС

2. конституциональная

3. кровь

4. дыхательная

5. сердечно-сосудистая

6. Совокупность всех генов одного организма называется:

1.онтогенез

2.филогенез

3.генотип

4.фенотип

5.изменчивость

7. Участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие отдельного признака:

1. хромосома

2. фенотип

3. гамета

4. ген

5. аллельные хромосомы

8. Совокупность всех признаков организма называется:

1.филогенез

2.фенотип

3.изменчивость

4.размножение

5.генотип

9. Вид неспецифической устойчивости:

1. изменчивость

2. аллергия

3. анергия

4. адаптация

5. иммунитет

10. Система, определяющая характер реактивности:

1. конституциональная

2. сердечно-сосудистая

3. кровь

4. эндокринная

5. дыхательная

Эталоны ответов

№ вопроса Ответ
1,3
2,3,5,7

Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы.

Задача 1.К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, насморк, болезненность при глотании. Температура тела 40,20. Врачом был поставлен диагноз: «Острое респираторное вирусное заболевание».

Как можно объяснить высокую температуру у больного ребенка?

Что такое реактивность организма, и какие виды реактивности существуют?

Задача № 2. Больной И., 48 лет, поступил в хирургическую клинику по поводу карбункула бедра. В верхней трети правого бедра на внутренней поверхности имеется резко болезненный плотный инфильтрат багрово-красного цвета с очагами некроза в центре. Ткани в окружности инфильтрата отечны и напряжены. Лимфатические узлы в правой паховой области резко увеличены и болезненны. Температура тела 38,50.

Как объяснить увеличение лимфатических узлов?

Что такое «барьеры» и какова их роль в формировании реактивности организма?

Задача №3.После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса - пульс достигает 100 в мин, а артериальное давление - 130/90 мм рт. ст.

Какие факторы определили такую реактивность у начинающих и высококлассных спортсменов?

Что такое реактивность организма?

Факторы, определяющие индивидуальную реактивность?

Задача №4.В школе учится ребёнок. Успеваемость у него очень плохая, стоит вопрос о переводе его в школу для умственно отсталых детей. Рост у ребёнка высокий, непропорционально длинные руки и ноги, отстаёт в половом развитии, агрессивен. При обследовании в клетках эпителия найдены тельца Барра. Что у больного? Проанализируйте механизм развития данного заболевания.

Задача №5.

На приём к врачу пришла женщина с ребёнком двух лет. Ребёнок не говорит, не играет с игрушками, ходит с трудом. Рост ребёнка меньше возрастной нормы. Лицо плоское, узкие глазные щели, большой язык, рот приоткрыт. Пальцы на руках короткие, толстые. У ребёнка имеется порок сердца, неправильное развитие кишечника. Какое заболевание у ребёнка, механизм развития?

Задача №6.У практически здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Изучение всех членов семьи показало наличие больных мужчин в роду. У кого – у матери или у отца? Покажите, как наследуется это заболевание в решётке Пеннета. Механизм развития гемофилии?

Тема №6 «Иммунопатологические процессы»

1. Мотивационная характеристика темы:

Иммунологическая реактивность является актуальной проблемой современной медицины. Основная функция системы иммунобиологического надзора это поддержание антигенного гомеостаза организма, как к инфекционным, так и неинфекционным факторам окружающей среды. Иммунологические реакции оказывают с одной стороны защитные механизмы, развивающиеся при различных заболеваниях, с другой вызывают повреждение, с развитием угрожающих состояний для организма – аллергия (шок, отек Квинке). Изучение нарушений иммунологической реактивности является необходимым условием их иммунокоррекции.

2. Цели:

2.1. Знать основные механизмы нарушения в иммунной системе.

2.2. Уметь объяснять нарушения, возникающие при развитии иммунодефицитных состояниях, аллергии и аутоагрессивных заболеваниях.

2.3. Знать особенности формирования иммунологической реактивности в раннем детском возрасте.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов

3. Вопросы, изученные ранее

Для усвоения данной темы необходимы знания о современных представлениях об иммунологической реактивности организма, иммунном ответе, субпопуляциях и функциях Т- и В-лимфицитов, классах имуноглобулинов, иммунологической толерантности, механизмах ее реализации.

Материал изучается в соответствующих разделах гистологии, нормальной физиологии, иммунологии.

4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6:

Наши рекомендации