Задание для контроля результатов усвоения
8.1. Выполните тестовые задания:
1. К специфической реактивности относят: (2)
1. аллергия
2. анергия
3. иммунитет
4. гиперэргия
5. гипоэргия
2. Виды неспецифической реактивности: (4)
1. наследственная
2. видовая
3. индивидуальная
4. конституциональная
5. половая
6. эндокринная
7 .возрастная
3. Система, определяющая характер реактивности:
1. конституциональная
2. сердечно-сосудистая
3. кровь
4. дыхательная
5. иммуногенеза
4. Вид неспецифической устойчивости:
1. изменчивость
2. аллергия
3. резистентность
4. анергия
5. иммунитет
5. Система, определяющая характер реактивности:
1. ЦНС
2. конституциональная
3. кровь
4. дыхательная
5. сердечно-сосудистая
6. Совокупность всех генов одного организма называется:
1.онтогенез
2.филогенез
3.генотип
4.фенотип
5.изменчивость
7. Участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие отдельного признака:
1. хромосома
2. фенотип
3. гамета
4. ген
5. аллельные хромосомы
8. Совокупность всех признаков организма называется:
1.филогенез
2.фенотип
3.изменчивость
4.размножение
5.генотип
9. Вид неспецифической устойчивости:
1. изменчивость
2. аллергия
3. анергия
4. адаптация
5. иммунитет
10. Система, определяющая характер реактивности:
1. конституциональная
2. сердечно-сосудистая
3. кровь
4. эндокринная
5. дыхательная
Эталоны ответов
№ вопроса | Ответ |
1,3 | |
2,3,5,7 | |
Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы.
Задача 1.К ребенку 7 лет на дом был вызван детский врач. Ребенок предъявляет жалобы на головную боль, насморк, болезненность при глотании. Температура тела 40,20. Врачом был поставлен диагноз: «Острое респираторное вирусное заболевание».
Как можно объяснить высокую температуру у больного ребенка?
Что такое реактивность организма, и какие виды реактивности существуют?
Задача № 2. Больной И., 48 лет, поступил в хирургическую клинику по поводу карбункула бедра. В верхней трети правого бедра на внутренней поверхности имеется резко болезненный плотный инфильтрат багрово-красного цвета с очагами некроза в центре. Ткани в окружности инфильтрата отечны и напряжены. Лимфатические узлы в правой паховой области резко увеличены и болезненны. Температура тела 38,50.
Как объяснить увеличение лимфатических узлов?
Что такое «барьеры» и какова их роль в формировании реактивности организма?
Задача №3.После дозированной физической нагрузки у начинающих спортсменов отмечается учащение пульса до 140 в мин и повышение артериального давления до 180/100 мм рт. ст., а у спортсменов высокого класса - пульс достигает 100 в мин, а артериальное давление - 130/90 мм рт. ст.
Какие факторы определили такую реактивность у начинающих и высококлассных спортсменов?
Что такое реактивность организма?
Факторы, определяющие индивидуальную реактивность?
Задача №4.В школе учится ребёнок. Успеваемость у него очень плохая, стоит вопрос о переводе его в школу для умственно отсталых детей. Рост у ребёнка высокий, непропорционально длинные руки и ноги, отстаёт в половом развитии, агрессивен. При обследовании в клетках эпителия найдены тельца Барра. Что у больного? Проанализируйте механизм развития данного заболевания.
Задача №5.
На приём к врачу пришла женщина с ребёнком двух лет. Ребёнок не говорит, не играет с игрушками, ходит с трудом. Рост ребёнка меньше возрастной нормы. Лицо плоское, узкие глазные щели, большой язык, рот приоткрыт. Пальцы на руках короткие, толстые. У ребёнка имеется порок сердца, неправильное развитие кишечника. Какое заболевание у ребёнка, механизм развития?
Задача №6.У практически здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Изучение всех членов семьи показало наличие больных мужчин в роду. У кого – у матери или у отца? Покажите, как наследуется это заболевание в решётке Пеннета. Механизм развития гемофилии?
Тема №6 «Иммунопатологические процессы»
1. Мотивационная характеристика темы:
Иммунологическая реактивность является актуальной проблемой современной медицины. Основная функция системы иммунобиологического надзора это поддержание антигенного гомеостаза организма, как к инфекционным, так и неинфекционным факторам окружающей среды. Иммунологические реакции оказывают с одной стороны защитные механизмы, развивающиеся при различных заболеваниях, с другой вызывают повреждение, с развитием угрожающих состояний для организма – аллергия (шок, отек Квинке). Изучение нарушений иммунологической реактивности является необходимым условием их иммунокоррекции.
2. Цели:
2.1. Знать основные механизмы нарушения в иммунной системе.
2.2. Уметь объяснять нарушения, возникающие при развитии иммунодефицитных состояниях, аллергии и аутоагрессивных заболеваниях.
2.3. Знать особенности формирования иммунологической реактивности в раннем детском возрасте.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки студентов
3. Вопросы, изученные ранее
Для усвоения данной темы необходимы знания о современных представлениях об иммунологической реактивности организма, иммунном ответе, субпопуляциях и функциях Т- и В-лимфицитов, классах имуноглобулинов, иммунологической толерантности, механизмах ее реализации.
Материал изучается в соответствующих разделах гистологии, нормальной физиологии, иммунологии.
4. В результате изучения этого раздела студенты должны освоить следующие компетенции ПК-3, ПК-6: