Судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство
– не выходят из-под сени её закона, не заменяют их и не искажают.
﴿وَالرَّبَّانِيُّونَ وَالأَحْبَارُ﴾ И раввины и книжники
–раввины - это набожные богословы среди них, а книжники -просто богословы.
﴿بِمَا اسْتُحْفِظُواْ مِن كِتَـابِ اللَّهِ﴾ Сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха – то, что им было поручено не скрывать ничего и действовать в соответствии с Писанием
﴿وَكَانُواْ عَلَيْهِ شُهَدَآءَ فَلاَ تَخْشَوُا النَّاسَ وَاخْشَوْنِ ﴾ и они - об этом свидетели (исповедники).
Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня!– не страшитесь их, а страшитесь Меня.
Здесь есть два мнения по поводу смысла этого аята, которые мы разберём позже.
Причины ниспослания этого аята
Имам Ахмад сообщает, что ибн Аббас сказал:
«Поистине Всевышний Аллах ниспослал: ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ﴾
«А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это – неверные».
– также: ﴿فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الظَّـلِمُونَ﴾ « То они беззаконники»
А также: ﴿فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْفَـسِقُونَ﴾ «То они нечестивцы».
Ибн Аббас сказал: «Всевышний Аллах ниспослал эти аяты о двух группах иудеев,
одна из которых победила другую в доисламский период. Когда война закончилась,
они договорились о том, что за каждого убитого из побежденного племени победившее племя должно выплатить пятьдесят васаков (каждый васак около трёх кг.) фиников,
а за убитого из племени победителей, поверженное племя должно выплатить сто васаков фиников. Они придерживались этого обычая, пока в Медину не переселился посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И вот однажды люди из поверженного племени убили человека из победившего племени. Могущественное племя запросило у
слабого племени выкуп за убитого в размере ста васаков серебра. Те ответили им:
«Как такое может быть, если у нас одна религия, одни корни и одна родина? А выкуп за одного составляет половину выкупа за другого? Раньше мы выплачивали вам несправедливо только из-за страха к вам, а после того как пришёл Мухаммад мы не станем вам давать ту же сумму». И так они чуть было не дошли до войны, но потом согласились обратиться за судом к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Могущественное племя сказало: «Клянёмся Аллахом, Мухаммад не даст им вдвое больше того, что он даёт вам
за них. Да, вы правы, вы платили нам вдвое больше лишь потому, что мы сильнее вас,
а вы побеждены нами. Идите же к Мухаммаду и послушайте, что он говорит. Если он вынесет решение, удобное вам, то берите его, а если он вынесет не то, что вы хотели,
то не принимайте это решение и остерегайтесь его». Они подослали к пророку
(да благословит его Аллах и приветствует) людей из лицемеров, дабы узнать его мнение,
но Аллах оповестил Своего посланника обо всём, что они затеяли и ниспослал откровение:﴿يأَيُّهَا الرَّسُولُ لاَ يَحْزُنكَ الَّذِينَ يُسَارِعُونَ فِى الْكُفْرِ﴾
О, посланник! Пусть тебя не печалят те, которые устремляются к неверию
– до слов:﴿الْفَـاسِقُونَ﴾ «Нечестивцы». Эти аяты Аллах ниспослал по поводу них».
(Подобное повествование приводит Абу Дауд.)
Ибн Джарир сообщает со слов ибн Аббаса, что аяты из суры «Трапеза»:
﴿فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ أَوْ أَعْرِضْ عَنْهُمْ﴾ То рассуди между ними или отвернись от них .
– до слов: ﴿الْمُقْسِطِينَ﴾ Справедливых– были ниспосланы по поводу спора между
Бану ан-Надир и Бану Курайза о выкупе. За убитых из Бану ан-Надир выплачивался выкуп полностью, а Бану Курайза платили лишь половину выкупа. Они обратились к Пророку
(да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой рассудить их по этому вопросу.
От Аллаха по этому поводу пришло это откровение. Пророк решил справедливо:
сделал выкуп одинаковым. Один Аллах знает, что из этого было на самом деле!»
(Этот же хадис рассказал Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи[58].)
Ибн Джарир также передаёт со слов ибн Аббаса, что племя Надир было благороднее
племени Курайза, и поэтому за убитого из Надир убивали одного из Курайзы возмездием,
а за убитого из курайзы Надир выплачивал сто васаков фиников. Когда в Медину
прибыл посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), был убит один
из племени Курайза. Те потребовали выдачи убийцы,но людииз племени Надир заявили:
«Между вами и нами посланник Аллаха! (т.е. судья)» и тогда был ниспослан аят:
﴿وَإِنْ حَكَمْتَ فَاحْكُم بَيْنَهُم بِالْقِسْطِ﴾ А если станешь судить, то суди их по справедливости».
(Этот хадис передал Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Хиббан и аль-Хаким.)
Ибн Аббас сообщает, что эти аяты были ниспосланы по поводу парочки иудеев,
совершивших блуд. Об этом уже приводились хадисы ранее.
Возможно, что причины ниспослания этих аятов происходили одновременно.
И эти аяты были ниспосланы по поводу всех этих событий. Аллах знает лучше[59].
Именно поэтому слово Аллаха далее: ﴿وَكَتَبْنَا عَلَيْهِمْ فِيهَآ أَنَّ النَّفْسَ بِالنَّفْسِ وَالْعَيْنَ بِالْعَيْنِ﴾
Мы предписали им в нем: душа – за душу.(5:45) подтверждает,
что предыдущие аяты были ниспосланы по поводу кровной мести. Аллах знает лучше.
Слово Аллаха: ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ﴾
А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные.
Аль-Бара ибн Азиб, Хузейфа ибн аль-Йаман,
ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри и другие сказали, что этот аят был ниспослан по поводу обладателей Писания. Аль-Хасан аль-Басри добавил, что он адресован также и нам.
Ибн Джарир сообщает, Алькама и Масрук спросили у ибн Мас’уда по поводу
взятки (Сухт), и он ответил: «Она запрещена» Они спросили по поводу
решения (хукм) относительно этого, и он ответил: «Это неверие».
А затем он прочитал: ﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَـافِرُونَ﴾
А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это – неверные
Ас-Судди сказал по поводу аята:
﴿وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَآ أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَـئِكَ هُمُ الْكَـافِرُونَ﴾