Последовательность действий

ЧАСТЬ II. ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

Раздел 1. Здоровый ребенок

Манипуляциям № 1

«туалет доношенного новорожденного в родильной комнате»

Цель: отделение ребенка от матери, предупреждение инфи­цирования.

Показания: всем новорожденным.

Противопоказания: нет.

Оснащение: стерильные: перчатки — 2 пары, 2 зажима Бильрота, пинцет, ножницы, глазная пипетка, марлевые и ват­ные тампоны, марлевые салфетки 1*2x12 см, шелк или метал­лическая скоба Роговина, пеленальный комплект, 3 браслетки для регистрации, грушевидный баллон № 0,5 или одноразовый носовой катетер и электроотсос, медикаменты: 5% спирто­вой раствор йода, 96%-ный этиловый спирт, 30%-ный раствор сульфацила натрия, стерильное растительное масло, емкости с дезинфицирующим раствором.

Последовательность действий

I. Восстановление проходимости дыхательных путей.

1.Вымыть руки, обработать их спиртом, надеть стериль­ные перчатки.

2.Удалить слизь из дыхательных путей ребенка катетером с помощью электроотсоса или грушевидным баллоном сразу после рождения.

II. Профилактика гонобленнореи.

Закапать в глаза (а девочкам и в половую щель) по 2 капли 30%-ный раствор

сульфацила натрия.

III.Отделение ребенка от матери (проводить после прекращения пульсации

Пуповины).

1. Обработать пуповину салфеткой, смоченной 96%-ным спиртом на протяжении 20 см от пупочного кольца.

2. Наложить зажим на расстоянии 15 см от пупочного кольца.

3. Наложить второй зажим через 2-3 см от первого.

4. Обработать пуповину между зажимами поочередно марлевыми тампонами,

смоченными 96%-ным спиртом и 5%-ным раствором йода.

5. Рассечь пуповину между зажимами ножницами.

6. Накрыть ребенка стерильной пеленкой и перенести на пеленальный стол.

7. Удалить первородную смазку с помощью ватных там­понов, смоченных

стерильным растительным маслом.

8. Снять перчатки, поместить их в емкость с дезинфициру­ющим средством.

IV. Обработка пуповинного остатка.

1. Вымыть руки, обработать спиртом, надеть стерильные перчатки.

2. Обработать пуповину 96%-ным спиртом и 5%-ным раствором йода на расстоянии 2-2,5 см от пупочного кольца.

3. Наложить металлическую скобу Роговина или шелко­вую лигатуру на пуповинный остаток на расстоянии 3-4 мм от кожного края пуповины.

4. Отрезать остаток пуповины выше верхнего края скобы.

5. Обработать пупочную культю 96%-ным спиртом и 5%-ным раствором йода.

6. Наложить на культю повязку по Чистяковой: взять 2 стерильные салфетки 12x12 см, одной салфеткой за­крыть пупочный остаток. Другой салфеткой, сложен­ной в виде косынки, зафиксировать повязку.

V. Регистрация новорожденного.

1. Написать на 3 клеенчатых браслетах фамилию, имя, от­чество роженицы, временные координаты рождения ре­бенка (день, месяц, год, час, минуты), пол ребенка.

2. Прикрепить 2 браслетки к ручкам ребенка.

3. Провести антропометрию, занести данные в историю новорожденного.

4. Запеленать ребенка. Прикрепить третью браслетку по­верх пеленок.

5. Провести дезинфекцию медицинского инструментария и предметов ухода.

6. Снять перчатки, поместить их в емкость с дезинфициру­ющим раствором,

вымыть руки

7. Наблюдать за ребенком 2 ч, затем повторно провести профилактику гонобленнореи и перевести в отделение новорожденных.

8. Бирку, прикрепленную поверх пеленок, прикрепить на каретку кроватки.

Осложнения:

9. Инфицирование пупочной ранки при несоблюдении правил асептики;

10. Кровотечение из пуповинного остатка при неправиль­ном положении скобы или

лигатуры.

Манипуляция № 2

«определение пульса у детей раннего возраста»

Цель: определение функционального состояния сердечно­сосудистой системы.

Показания: заболевание сердечно-сосудистой системы и другие состояния, сопровождающиеся изменением частоты пульса.

Противопоказания: нет.

Оснащение: секундомер, температурный лист.

Последовательность действий

1. Проводить определение характеристик и частоты пуль­са в спокойном состоянии ребенка (лучше во сне).

2. Усадить ребенка удобно или уложить.

3. Исследовать пульс II, III, IV пальцами правой руки на артериях — сонной, височной, бедренной, а также в об­ласти открытого большого родничка.

4. Определить характеристики пульса: ритмичность, на­полнение, напряжение, количество пульсовых ударов (частоту) за одну минуту.

5. Занести результаты в температурный лист.

Примечание:

1) пульс подсчитывается за полную минуту;

2) определение пульса у детей старшего возраста прово­дится на лучевой артерии, как у взрослых.

Манипуляция № 3

«определение частоты дыхания у детей раннего возраста»

Цель: определение функционального состояния органов дыхания.

Показания: заболевание органов дыхания, сердечно-сосу­дистой системы и другие состояния, сопровождающиеся изме­нением частоты дыхания.

Противопоказания: нет.

Оснащение: секундомер, стетоскоп, ватный «пушок», тем­пературный лист.

Последовательность действий

1. Проводить измерение в спокойном состоянии ребенка (лучше во сне).

2. Поднести раструб стетоскопа к носу ребенка, посчитать число дыхательных движений (считать выдохи) или оп­ределить чистоту с помощью ватного «пушка» (считать вдохи или выдохи).

3. Занести результаты в температурный лист.

Примечание:

4. Число дыхательных движений подсчитывается за пол­ную минуту;

5. Определение числа дыхательных движений (ЧДД) у де­тей старшего возраста осуществляется путем визуаль­ного наблюдения за движениями грудной клетки или передней брюшной полости, так же как у взрослых.

Манипуляция № 4

«пеленание грудного ребенка»

Показания: защита ребенка от переохлаждения, создание ребенку максимального

комфорта.

Противопоказания: нет.

Оснащение: одеяло, две пеленки (фланелевая или хлопча­тобумажная), уголок, две распашонки (фланелевая или хлоп­чатобумажная), две шапочки (фланелевая или хлопчатобумаж­ная), подгузник, лента.

Наши рекомендации