Какое определение ты дал бы состоянию гипертензии?

Гипертензия является состоянием ума, когда вы слишком сосредоточились на рациональности и забыли о чувствах. Гипертензия проистекает из нарушенного равновесия, слишком сильная вера в рассудок является основой гипертензии. Люди, которые живут рассудком, становятся гипертониками. Расслабленность переживается сердцем. Человек должен обладать способностью гибко двигаться между рассудком и сердцем. У реки, которой вы являетесь, два берега. Вы не должны держаться только одного берега, потому что жизнь тогда будет односторонней.

Запад сильно страдает от гипертензии, потому что он забыл язык сердца, и только сердце знает, как расслабляться, потому что только сердце знает, что такое любовь. Только сердце знает, как наслаждаться, праздновать. Только сердце знает, как танцевать и петь. Голове ничего не известно о танце, голова осуждает танец как глупость. Голове ничего не известно о поэзии, голова осуждает поэзию.

Известно ли вам, что один из величайших философов, Платон, раздумывая о своей предельно утопичной республике, сказал, что в нее не пустят ни одного поэта? В его республике, в этом предельном состоянии общества, поэты запрещены. Почему? Потому что он боится поэтов. Он говорит: поэт приносит фантазии, приносит мечты, поэт приносит смятение и мистицизм, а нам ничего этого не нужно. Нам нужно очень четкое, логичное, прозаическое общество. Такое общество будет страдать от гипертензии, все его обитатели будут неврастениками. В республике Платона, если она когда-нибудь будет существовать, а у нас имеются опасения, что это может произойти, все будут неврастениками, и все будут всегда ходить только с психоаналитиками. Куда бы он ни пошел, с ним идет его психоаналитик. Это уже начинает происходить на Западе.

Я слышал: на нью-йоркской улице болтали двое мальчишек, как они всегда болтали с давних времен, но то, что они говорили, было нечто новое. Один мальчик сказал другому: «Мой психоаналитик в любое время может ударить твоего психоаналитика». Мальчишки всегда разговаривают таким образом: «Мой отец может ударить твоего отца», или «Мой дом больше твоего дома», или «Моя собака сильнее твоей собаки!» — с этого начинается «эго» ребенка. Но «Мой психоаналитик может в любое время ударить твоего психоаналитика» — это что-то новое.

Три женщины разговаривали о своих детях. Одна говорила: «Он лучший в классе. Он всегда первый».

Вторая сказала: «Пустяки. Моему ребенку только семь, но он играет музыку как Моцарт, как Вагнер».

Третья сказала: «Это пустяки. Моему ребенку только пять, а он ходит к психоаналитику совершенно один».

Гипертензия —это состояние, при котором у вас нарушается равновесие. Вы не можете заставить сердце функционировать в вашей жизни, логика заправляет всем, логика остается поверхностной. Логика, когда она заправляет всем, только создает тревогу, она никогда не приносит покой, она продолжает создавать новые проблемы. Она никогда не разрешает проблемы — она не может их решить, это не в ее власти, она только притворяется, только обещает. Она продолжает твердить: «Я доставлю тебе товары», но никогда не доставляет их. Проблемы продолжают накапливаться, и вы не знаете, как из них выбраться, потому что вы не знаете, как выбраться из своей головы. Вы не знаете, как играть с детьми; как любить свою женщину, как пойти и поговорить с деревом и иногда пообщаться со звездами. Вы все забыли, вы уже не поэт, у вас уже нет живого сердца.

И когда какая-либо часть тела подавляется, то эта часть мстит. Если другая часть ума подавляется, то эта часть мстит. И сердце является наиболее жизненно важной, самой существенной частью. Человек может жить без головы, но человек не может жить без сердца. Голова является немного поверхностной, это что-то вроде предмета роскоши, но сердце совершенно необходимо. Голова существует только у человека, поэтому она не может быть совершенно необходимой. Животные живут без нее и живут совершенно великолепно, намного более тихо и счастливо, чем человек. Деревья живут без головы, а также и птицы, и дети, и мистики.

Голова поверхностна. У нее есть определенная функция — используйте ее, но не позволяйте ей использовать вас. Если она начнет использовать вас, вы начнете тревожиться: придет тревога, и жизнь станет тошнотворной. Она будет всего лишь долгой, растянувшейся болью, и вы не найдете в ней оазиса, она будет пустыней. Помните, существенное нельзя подавлять. Несущественное должно следовать за существенным, должно стать его целью. Вы не можете отвергнуть что-либо и не попасть из-за этого в беду. Послушайте анекдот:

Однажды летающая тарелка приземлилась в саду Элси Гамтри, прямо посередине лужайки с цветами. Раздалось жужжание, и странный пурпурный человек вышел через люк в боковой части летающей тарелки. Он направился прямо к черному входу в дом Элси и тихонечко постучал.

Элси открыла дверь, быстро сообразила, в чем дело, и сказала:

— Вы из летающей тарелки?

— Мм, — ответил человек, как будто ему было больно.

— Вы с Марса? — спросила Элси.

— Мм, — продолжал человек, лицо его искривилось.

— Сколько времени у вас ушло на то, чтобы добраться сюда? Десять лет? — спросила Элси.

— Мм.

— Двадцать лет?

— Мм, — ответил человек с выражением муки на лице.

— Двадцать лет. И вы провели все это время в летающей тарелке?

— Мм, — яростно кивнул человек.

— Чем я могу вам помочь? — спросила Элси.

Маленький человечек открыл рот и с большим трудом выговорил:

— Пожалуйста, позвольте мне воспользоваться вашим туалетом.

Отвергните что-нибудь, и оно станет брать верх. И вот, в течение двадцати лет он не мог найти туалет, а вы задаете бессмысленные вопросы: «Откуда вы?», и «Кто вы?», и «Сколько?..» Как он может ответить на все на это? Та его часть, которой отказывали, сейчас мстит.

Ваше сердце отвергали на протяжении стольких жизней, что, когда оно восстает, оно создает в вашей жизни полный хаос. Сначала вы страдаете от ума, его напряженности, тревог, а затем вы страдаете от взрыва сердца. Вот что происходит, когда человек не выдерживает. Сначала он страдает от напряженности ума, а затем наступает время, когда его сердце берет реванш, восстает, и человек сходит с ума, теряет разум.

Обе ситуации плохи. В первой было слишком много нормальности — она вызвала ненормальность. По-настоящему психически здоровый человек — это тот, кто может жить в полном равновесии между психической нормальностью и ненормальностью. По-настоящему рациональный человек — это тот, кто также уважает иррациональность, потому что такова жизнь. Если из-за своего рассудка вы не можете смеяться, потому что «смеяться нелепо», то вы наверняка попадете в беду, вам уготована беда. Да. Логика это хорошо, смех — это тоже хорошо, и смех создает равновесие. Хорошо быть серьезным. Хорошо быть несерьезным. И нужно непрерывно поддерживать равновесие.

Видели ли вы канатоходца? Он постоянно сохраняет равновесие. Иногда со своей тростью он наклоняется налево и достигает такого положения, что еще чуть-чуть — и он упадет. Он немедленно меняет равновесие, меняет направление, наклоняется направо. Опять наступает момент, когда еще одно движение — и он погиб, но он начинает наклоняться налево. Вот как он ходит: наклоняясь налево, направо, он остается посередине. В этом и заключается красота — наклоняясь налево и направо, наклоняясь к обеим крайностям, он остается посередине.

Если вы хотите удерживаться посередине, то вы будете должны наклоняться в обе стороны снова и снова. Вы не должны выбирать. Если вы будете выбирать, то упадете. Если вы выберете свою голову, то вы упадете, вы заболеете гипертензией. Если вы выберете сердце и полностью забудете голову, то сойдете с ума. И если в любом случае вы хотите выбрать, то выбирайте безумие. Выберите сердце, потому что оно более существенно.

Но я не говорю, что вы должны выбирать. Если вы настаиваете и говорите: «Я должен выбрать», тогда лучше быть безумным, чем сухим и психически нормальным. Принадлежите сердцу. Любите, любите по-сумасшедшему, пойте, пойте по-сумасшедшему, танцуйте, танцуйте по-сумасшедшему. Это намного лучше, чем становиться расчетливым, логичным, рациональным и мучиться от кошмаров.

Но я не предлагаю... Я не говорю, что вы должны это сделать. Я предлагаю не совершать выбора. Ключевое слово — «сознание без выбора». Оставайтесь без выбора, в сознании, и, когда бы вы ни увидели, что в чем-то нарушается равновесие, наклоняйтесь на другую сторону. Восстанавливайте равновесие, так двигается человек. Жизнь — это ходьба по канату.

Депрессия

В былые времена ее называли меланхолией, сегодня называют депрессией, и она считается одной из самых больших психологических проблем развитых стран. Ее описывают как чувство отчаяния или безнадежности, отсутствие самолюбия при отсутствии энтузиазма или интереса к окружающему миру. Кроме того, имеются физические симптомы: плохой аппетит, бессонница и потеря сексуальной энергии. Электрошоковое лечение сегодня, как правило, уже не используется, а лекарственные препараты или лечение при помощи беседы кажутся одинаково эффективными или неэффективными. Имеется множество объяснений причин депрессии — от химических до психологических.

Что такое депрессия? Является ли она своего рода спячкой во время «зимы нашей неудовлетворенности»? Является ли депрессия просто реакцией на угнетение или подавление или она является формой самоподавления?

Человек всегда жил надеждой, будущим, рай всегда где-то далеко. Он никогда не жил в настоящем, его золотой век еще должен прийти. Это поддерживало его энтузиазм, потому что более великие события должны еще произойти, все его желания исполнятся. В этом была великая радость ожидания. Он страдал в настоящем, он был несчастным в настоящем. Но все это полностью забывалось в мечтах, которые должны были исполниться завтра. Завтра всегда было живительным. Но ситуация изменилась. Прежняя ситуация не была хорошей, потому что завтра, исполнение его мечтаний, никогда не наступало. Он умирал, все еще надеясь. Даже находясь при смерти, он надеялся на будущую жизнь, но на самом деле никогда не ощущал какой-либо радости, какой-либо значимости. Но это было терпимо. Дело было только в сегодняшнем дне: он пройдет, а завтра обязательно наступит. Религиозные пророки, мессии, спасители обещали ему на небесах всевозможные удовольствия, которые

запрещались на земле. Политические вожди, общественные идеологи, утописты обещали ему то же самое, но не в раю, а на земле, когда-нибудь в будущем, когда общество пройдет через полную революцию и не будет ни бедности, ни классов, ни правительства, и человек будет абсолютно свободен и получит все, в чем нуждается.

И те, и другие, по сути дела, служили одной и той же психологической потребности. К тем, кто были материалистами, апеллировали идеологические, политические, социологические утописты, к тем, кто не были настроены так уж материалистично, апеллировали религиозные вожди. Но цель обращения была абсолютно одинаковая: все, что вы можете себе представить, о чем можете мечтать, то, что можете, хотеть, будет полностью исполнено. С такими мечтами страдания в настоящем казались незначительными.

Когда-то на земле существовал энтузиазм и люди не были депрессивными. Депрессия — это современное явление, и она появилась, потому что сейчас мы уже не ожидаем, когда наступит завтрашний день. Все политические идеологии потерпели крах. Не существует вероятности того, что люди будут равны, не существует вероятности того, что наступят времена, когда не будет правительств, не существует вероятности того, что все ваши мечты осуществятся.

Все это явилось большим потрясением. Одновременно человек достиг зрелости. Он может посещать церковь, мечеть, синагогу, храм, но это всего лишь подчинение широко распространенным догмам, потому что он не хочет в таком темном и депрессивном состоянии оставаться один, он хочет быть с толпой. Но в большинстве случаев он знает, что рай не существует, он знает, что спаситель не придет.

Индусы пять тысяч лет ждут Кришну. Он пообещал, что не только когда-нибудь возвратится, он пообещал, что, когда будут случаться несчастья, страдания, когда грех будет побеждать добродетель, когда простых и хороших людей будут эксплуатировать хитрые и лицемерные, он придет. Но на протяжении пяти тысяч лет о нем ничего не было слышно.

Иисус пообещал, что он придет, а когда его спросили когда, он ответил: «Очень скоро». Я могу гибко подойти к словам «Очень скоро», но две тысячи лет — это уж слишком.

Идея о том, что наши страдания, наша боль, наши тревоги пройдут, уже не является привлекательной. Идея о том, что существует бог, который заботится о нас, кажется просто шуткой. Когда смотришь на мир, то не кажется, что кто-то о нем заботится.

На самом деле, в Англии существует почти тридцать тысяч сатанистов, только в Англии, маленькой части мира. И в связи с вашим вопросом на их идеологию стоит взглянуть. Они говорят, что дьявол не выступает против Бога, что дьявол — божий сын. Бог покинул этот мир, и сейчас единственная надежда на то, чтобы убедить дьявола заботиться, потому что Бог не заботится. И тридцать тысяч людей поклоняются дьяволу, как сыну Божьему. И причина заключается в том, что они чувствуют, что Бог оставил этот мир, он уже не заботится о нем. Естественно, что тогда единственный способ — это обращение к его сыну, если как-то его можно убедить при помощи ритуалов, молитвой, поклонением... может быть, страдания, мрак, болезни пройдут. Это отчаянная попытка.

Правда заключается в том, что человек всегда жил в нищете. У нищеты существует одно прекрасное свойство: она никогда не уничтожает надежду, никогда не противоречит вашим мечтам, всегда вселяет в вас энтузиазм относительно завтрашнего дня. Человек надеется, верит, что все будет лучше: эти мрачные времена уже проходят, скоро появится свет. Но эта ситуация изменилась. В развитых странах... И запомните, проблема депрессии существует не в неразвитых странах — там люди еще надеются, — она существует только в развитых странах, где у людей есть все, к чему они всегда стремились. Теперь ни рай не поможет, ни бесклассовое общество. А ведь лучше утопий не бывает. Утопии уже достигли своей цели, и достижение ими своей цели является причиной депрессии. Теперь уже нет надежды, завтрашний день будет мрачным, послезавтра будет еще более мрачным.

Все эти вещи, о которых они мечтали, были прекрасны. Но они никогда не думали о скрытом значении этих вещей. Теперь они уже получили их, они получили их вместе со скрытым смыслом. Человек беден, но у него есть аппетит. Человек богат, но у него нет аппетита. И лучше быть бедным и иметь аппетит, чем быть богатым и не иметь аппетита. Что вы намерены делать со всем своим золотом, всем серебром, всеми долларами? Вы не можете их съесть. У вас есть все, но пропало желание иметь то, за что вы так долго боролись. Вы добились успеха, а я всегда говорил, что ничто не терпит такой провал, как успех. Вы достигли того места, которого хотели достичь, но вы не сознавали наличия побочных продуктов. У вас есть миллионы долларов, но вы не можете спать...

Когда человек достигает взлелеянной цели, то он начинает сознавать, что вокруг него существует много вещей. Например, всю свою жизнь вы старались заработать деньги, думая, что когда-нибудь, когда они у вас будут, вы заживете спокойной жизнью. Но всю свою жизнь вы испытывали напряженность, напряженность стала вашей дисциплиной, и в конце жизни, когда вы получили все деньги, которые хотели, вы не можете расслабиться. Вся ваша жизнь, вымуштрованная напряженностью, страданиями и волнениями, не позволяет вам расслабиться. Таким образом, вы не победитель, а проигравший. Вы теряете свой аппетит, вы портите свое здоровье, вы уничтожаете свою восприимчивость, свою чувствительность. Вы уничтожаете свое эстетическое чувство, потому что у вас нет времени на все эти вещи, которые не помогают зарабатывать доллары.

Вы гонитесь за долларами, у кого есть время любоваться розами, у кого есть время смотреть на птиц в полете, у кого есть время смотреть на человеческую красоту? Вы откладываете все это на тот день, когда у вас все будет и вы расслабитесь и будете наслаждаться. Но к тому времени, когда у вас все будет, вы станете своего рода вымуштрованным человеком, который не замечает розы, не замечает красоту, который не получает удовольствия от музыки, который не понимает танец, который не понимает поэзию, который понимает только доллары. Но эти доллары не приносят удовлетворения.

В этом причина депрессии. Вот почему только в развитых странах и только среди богатого класса развитых стран — в развитых странах существуют и бедные люди, но они не страдают от депрессии, — вы не можете вселить в человека надежду, потому что у него есть все, у него есть больше, чем вы можете пообещать. Его положение в действительности является жалким. Он никогда не думал о скрытом смысле, он никогда не думал о побочных продуктах, он никогда не думал о том, что он потеряет, заработав деньги. Он никогда не думал, что он потеряет все то, что могло сделать его счастливым, потому что он всегда откладывал эти вещи на потом. У него не было времени, конкуренция была очень жесткой, и ему приходилось быть жестким. А в конце он обнаруживает, что сердце его мертво, а жизнь бессмысленна. «Что еще впереди...»

В Сагаре я имел обыкновение останавливаться в доме богача. Старик был очень милым. Он был самым большим производителем дешевых сигарет в Индии. У него было все, что вы только можете себе представить, но он был абсолютно неспособен наслаждаться жизнью. Наслаждение — это нечто такое, что нужно питать. Как наслаждаться — это определенная дисциплина, определенное искусство, и требуется время для того, чтобы познакомиться поближе с самыми великими вещами в жизни. Но человек, который стремится к деньгам, обходит стороной все, что является дверью в божественное, и он оказывается в конце дороги, и впереди его не ожидает ничего, кроме смерти.

Вся его жизнь была жалкой. Он терпел ее, игнорировал ее в надежде, что ситуация изменится. Теперь он уже не может игнорировать ее и не может терпеть, потому что завтра его ожидает только смерть и ничего больше. И накопленные на протяжении всей жизни несчастья, которые он игнорировал, страдания, на которые он не обращал внимания, взрываются в его существе.

Самый богатый человек в каком-то смысле является самым бедным человеком на Земле. Быть богатым и при этом не быть бедным — это великое искусство. Быть бедным и быть богатым — это Другая сторона этого искусства. Существуют бедные люди, которые являются необычайно богатыми. У них ничего нет,

но они очень богаты. Их богатство заключается не в вещах, но в их существе, в их многомерном опыте. И существуют богатые люди, у которых все есть, но которые абсолютно бедные, полые и пустые. Глубоко внутри там только кладбище.

Это не депрессия общества, потому что тогда она бы затронула и бедных тоже, это просто закон природы, и человеку придется его выучить. До настоящего времени в этом не было необходимости, потому что никто не достигал такого положения, при котором у него было бы все, а внутри — полный мрак и невежество.

Главное в жизни — найти значение текущего момента.

Главными ароматами вашего существа должны быть любовь, радость, празднество. Тогда, что бы вы ни делали, доллары его не уничтожат. Но вы отложили все и просто гонитесь за долларами, думая, что за доллары можно все купить. А затем когда-нибудь вы обнаружите, что за них ничего купить нельзя, вы посвятили долларам всю свою жизнь.

В этом причина депрессии. И особенно на Западе депрессия будет очень сильной. На Востоке имеются богатые люди, но там имеется и определенное направление. Когда дорога к богатству приходит к концу, они не задерживаются там, они двигаются в новом направлении. Новое направление на протяжении столетий было известно всем. На Востоке бедные были в выгодном положении, и богатые были в невероятно выгодном положении. Бедные научились довольствоваться тем, что имеют, так что им не нужно было беспокоиться о свершении честолюбивых планов. А богатые поняли, что когда-нибудь им придется отречься от всего и отправиться на поиски истины, на поиски смысла.

На Западе в конце дорога просто заканчивается. Вы можете вернуться, но возвращение не поможет вашей депрессии. Вам нужно новое направление. Гаутама Будда, Махавира или Парш-ванатх — эти люди были невероятно богаты, и они смотрели на богатство почти как на обузу. Что-то другое должно быть найдено, прежде чем смерть унесет вас, и у них хватило мужества отречься от всего. Их отречение было неправильно понято. Они отказались от всего, потому что даже одну-единственную секунду не хотели беспокоиться из-за денег, власти, потому что они видели вершину и видели, что там ничего нет. Они поднялись на самую высокую ступеньку лестницы и обнаружили, что она никуда не ведет. Пока вы находитесь на середине или ниже чем на середине, у вас есть надежда, потому что другие ступеньки находятся выше вас. Но затем наступает момент, когда вы находитесь на высшей ступеньке, и вам остается только самоубийство, или сумасшествие, или лицемерие: вы продолжаете улыбаться, пока смерть не прикончит вас, но в глубине души вам известно, что свою жизнь вы прожили напрасно.

На Востоке депрессия никогда не была проблемой. Бедные научились довольствоваться тем малым, что имели, и богатые поняли, что обладание целым миром у ваших ног ничего не означает — вы должны отправиться на поиски смысла, а не денег. И у них были прецеденты: на протяжении тысячелетий люди отправлялись на поиски истины и находили ее. Нет нужды быть в отчаянии, в депрессии, вам нужно двигаться в неведомое измерение. Они никогда не исследовали его, но когда они начинают исследовать новое измерение — это означает путешествие внутрь, путешествие к собственной душе — все, что они утратили, начинает возвращаться.

Запад экстренно нуждается в большом движении в пользу медитации, в противном случае депрессия будет убивать людей. И эти люди будут талантливыми людьми, потому что они добились власти, они добились денег, они добились всего, чего хотели... высших степеней в образовании. Это талантливые люди, и они чувствуют отчаяние.

И это будет опасно, потому что наиболее талантливые люди уже не испытывают энтузиазма в отношении жизни, а неталантливые испытывают энтузиазм в отношении жизни, но у них нет даже таланта добиться власти, денег, образования, респектабельности. У них нет таланта, поэтому они страдают, чувствуя себя ущербными. Они превращаются: в террористов, они обращаются к ненужному насилию — просто из-за мести, потому что они не могут сделать что-либо другое. Но они могут уничтожать. А богатые почти готовы повеситься на любом дереве, потому что у них нет причины, чтобы жить. Их сердца уже давно прекратили биться. Они просто трупы — красиво украшенные, осыпанные почестями, но совершенно пустые и бесполезные.

Запад в действительности находится в намного худшем состоянии, чем Восток, хотя тем, кто не понимает, кажется, что Запад находится в более выгодном состоянии, чем Восток, потому что Восток бедный. Но бедность — это не такая большая проблема, как несостоятельность богатства, в этом случае человек действительно беден. У обыкновенного бедняка по крайней мере есть мечты, надежды, а у богача нет ничего.

То, что нужно, — это мощное движение за медитацию, которое бы распространилось на каждого человека.

И на Западе люди, которые испытывают депрессию, посещают психоаналитиков, психотерапевтов и всевозможных шарлатанов, которые сами депрессированы, еще более депрессированы, чем их пациенты, и это естественно, потому что они весь день слышат о депрессии, отчаянии, бессмысленности. И, видя столько талантливых людей в таком плохом состоянии, они сами начинают терять присутствие духа. Они не могут помочь, им самим нужна помощь.

Задачей моей школы является подготовить людей с медитативной энергией и отправить их в мир, просто в качестве примера для декретированных людей. Если они увидят, что существуют недепрессированные люди, а наоборот, люди, которые необычайно веселы, — может быть, у них возникнет надежда. Теперь они могут обладать всем, и нет причин для беспокойства. Они могут медитировать.

Я не учу отречению от богатства или от чего-нибудь еще. Пусть все остается так, как есть. Просто добавьте одну вещь в вашу жизнь. До настоящего времени вы добавляли в свою жизнь только вещи. Теперь добавьте что-то вашей сущности — и она сотворит музыку, она сотворит чудо, она сотворит волшебство, она сотворит новый восторг, новую молодость, новую свежесть.

Проблема не является неразрешимой. Проблема большая, но решение очень простое.

Вредные привычки

Наши рекомендации