В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ. * Наклейте картинки с изображениями животных и их

* Наклейте картинки с изображениями животных и их

детенышей: волк, медведь, лиса, заяц, еж, лось,

кабан, лев, тигр, зебра, жираф.

* Сосчитайте до пяти, правильно согласовывая слова:

один медведь, два медведя, три медведя, четыре

медведя, пять медведей. Используйте при счете и

названия других животных.

* Жилища диких животных.

Сделайте рисунки или наклейте картинки: нора, берлога, дупло, гнездо, логово. Составьте предложения с данными словами: нора (Лиса живет в норе); берлога (Медведь спит в берлоге); дупло (Белка живет в дупле); куст(Заяц спит под кустом). Выделяйте предлоги.

* Части туловища диких животных.

Дети должны знать названия частей туловища диких животных (грива, копыта, рога, ноги, лапы, шерсть) и уметь подбирать определения к названию каждой части туловища.

Например: - У льва короткая шерсть, густая грива,

длинный тонкий хвост с кисточкой, мягкие сильные лапы.

* Образование притяжательных прилагательных от

названий животных:

нора лисы — лисья нора,

лапы лисы — лисьи лапы,

хвост лисы — лисий хвост,

шуба из лисы — ...,

уши лисы — ...,

нос лисы — ...;

шкурка белки — беличья шкурка,

лапы белки — ...,

хвост белки — ...,

уши белки — ...;

берлога медведя — медвежья берлога,

хвост медведя — ...,

уши медведя — ...,

лапы медведя — ...

* Чем питаются дикие животные?

Расскажите детям об этом. Потом попросите, чтобы

они рассказали вам.

Например: — Лось жует мох, кору.

— Белка грызет орехи, желуди, грибы,

шишки.

— Заяц грызет морковку, капусту, кору

осины.

— Медведь ест малину, мед.

— Лиса ест рыбу, мышей, зайцев, ворон.

— Ежик ест букашек, жучков, лягушек,

мышей.

* Детеныши диких животных.

Дети должны знать детенышей диких животных, уметь употреблять их названия в единственном и множественном числе.

Например: — У белки бельчонок, бельчата.

— У зайца зайчонок, зайчата.

— У медведя? (У волка? У лисы? У ежа?

У лося? У льва?)

* Учите детей рассказывать о диком животном по опор-

ной схеме.

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ,

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ,

СЛОВА-ПРИЗНАКИ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

СЛОВАРЬ

СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ

* Кто это? (Одушевленные.)

* Что это? (Неодушевленные.)

Грамматические задания

Практическое усвоение детьми понятия «слово».

Обучение практическому умению задавать вопросы к

существительным и отвечать на них.

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ

Ветер дует, гонит (тучи)...

Дождь идет, моросит...

Листья кружатся, падают...

Тучи плывут, гуляют...

Грамматические задания

Формирование практического умения детей задавать

вопросы к глаголам и отвечать на них.

Составление предложений по картинкам.

Составление предложений по схеме: существительное

в именительном падеже + глагол + прямое дополнение

(Папа пьет чай, кофе, молоко. Коля ест хлеб, суп, яблоко. Света моет пол, руки, лицо).

СЛОВА-ПРИЗНАКИ

День холодный, хмурый...

Ветер сильный, осенний...

Листья желтые, сухие...

Деревья голые...

Трава желтая, вялая...

Небо серое, хмурое...

Дождь холодный, моросящий...

Грамматические задания

Формирование умения задавать вопрос к прилагательному, отвечать на него.

Образование прилагательных от существительного

«осень» (осенний день, осеннее небо...).

Составление словосочетаний с однородными определениями.

Составление предложений про осень по картинкам.

Составление предложений по схеме: существительное

в именительном падеже + глагол + прямое дополнение

(существительное в винительном падеже) + существительное в дательном падеже (Папа читает книгу сыну).

Составление предложений по схеме: существительное

в именительном падеже + глагол + существительное в винительном падеже + существительное в творительном падеже (Таня ест суп ложкой).

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составление рассказа по картинке «Осень».

Пересказ рассказов про осень.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ

* Учим детей задавать вопросы.

— Предложите детям поиграть с вами в «Незнайку».

Незнайка — ребенок. Показывая на предметы, животных людей, он должен задавать вопрос «что это?» (о неживых) или «кто это?» (о живых).

Вы должны отвечать одним словом.

Например: — Что это?

— Елка.

— Кто это?

— Девочка.

Потом поменяйтесь с ребенком ролями.

— Показывая ребенку сюжетную картинку, об изображенных на ней людях, животных спросите «что делает?».

Ребенок должен уметь ответить одним словом на ваш вопрос.

Например: — Что делает Люда?

— Бежит.

— Что делает Петя?

— Читает.

Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

* Практическое знакомство с предложением.

Ребенок учится составлять предложения из двух слов

по картинкам.

Например: — Кто это? Что делает?

— Птичка летит.

— Мальчик стоит.

Затем начинайте учить детей составлять предложения из трех слов, включая существительные и винительном падеже. Вы можете заниматься с детьми, составляя подобные предложения по картинкам.

Например: — Девочка моет (что?) посуду.

— Папа читает (что?) газету.

* Учим детей отвечать на вопросы: какой? какая? какие?

Ребенок должен подобрать наибольшее количество определений к данному вами слову.

Например: — Лук. Какой он?

— Лук желтый, круглый, горький и т. д.

— Снег. Какой он?

— Снег холодный, белый, пушистый и т. д.

Обратите внимание на то, чтобы окончания слов проговаривались четко.

МЕБЕЛЬ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ

МИНИМУМ

Словарь

Названия предметов мебели: шкаф, стол, стул и т. д.

Обобщающее слово: «мебель».

Названия деталей мебели: спинка, ножки, дверцы, сиденья и т. д.

Прилагательные: детская, железная, кухонная и т. д.

Глаголы: вытирать, передвигать, задвигать и т. д.

Грамматика

Образование:

* множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стол — столы — много столов);

* существительных в родительном падеже с предлогом «у» (у стула есть спинка, сиденье, ножки);

* относительных прилагательных (мебель — мебельный, железо — железный, книга — книжный).

* Употребление предлогов «у», «в», «на», «над», «под», «из-под», «за».

Образование приставочных глаголов (двигать — передвигать — задвигать — раздвигать и т. д.).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ

Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.

«Установи сходство и различие». У детей на столах

разложены предметные картинки (парные). Дети устанавливают признаки сходства и различия между ними.

Например: стул — кресло, кровать — диван, шкаф —

полка, стол — тумбочка, парта — стол и т.д.

«Отгадай, что я сказал». Воспитатель (водящий) шепотом говорит одному из детей задание.

Например: — Положи ручку на стол. Линейку справа

от ручки. И т. д.

Ребенок выполняет все команды. После выполнения

задания дети должны догадаться, что сказал водящий.

Рисование. Дети должны составить предложение по сюжетной картинке и нарисовать мебель, изображенную на ней.

Например: — Мама сидит на стуле (рисуют стул).

«Столяры и плотники — нужные работники». Дети конструируют мебель:

из пластмассового конструктора — пластмассовую;

из железного — железную;

из бумаги — бумажную.

«В мебельном магазине». Дети «покупают» в магазине мебель и беседуют с продавцом.

Например: — Дайте мне, пожалуйста, письменный

стол. Я буду за ним писать.

Словарь:

стол (обеденный, кухонный, журнальный);

шкаф (книжный, посудный, платяной, бельевой);

полка (обувная, книжная).

«Что куда?» Воспитатель выдает детям предметные

картинки. Дети убирают вещи, изображенные на них,

в игровой уголок и проговаривают свои действия.

Например: — Я уберу платье в платяной шкаф.

— Я положу книгу на книжную полку.

Рекомендуемые игры: №№ 15,31, 32, 94,120,121,122,

158, 161, 165, 186, 194 [8].

Сохраняя содержание игры, педагог наполняет ее при

необходимости речевым материалом, соответствующим

изучаемой теме.

ТЕКСТЫ, РЕКОМЕМЫЕ

ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Ушинский К. «Всякой вещи свое место».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наши рекомендации