В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ. * Наклейте картинки с изображениями животных и их
* Наклейте картинки с изображениями животных и их
детенышей: волк, медведь, лиса, заяц, еж, лось,
кабан, лев, тигр, зебра, жираф.
* Сосчитайте до пяти, правильно согласовывая слова:
один медведь, два медведя, три медведя, четыре
медведя, пять медведей. Используйте при счете и
названия других животных.
* Жилища диких животных.
Сделайте рисунки или наклейте картинки: нора, берлога, дупло, гнездо, логово. Составьте предложения с данными словами: нора (Лиса живет в норе); берлога (Медведь спит в берлоге); дупло (Белка живет в дупле); куст(Заяц спит под кустом). Выделяйте предлоги.
* Части туловища диких животных.
Дети должны знать названия частей туловища диких животных (грива, копыта, рога, ноги, лапы, шерсть) и уметь подбирать определения к названию каждой части туловища.
Например: - У льва короткая шерсть, густая грива,
длинный тонкий хвост с кисточкой, мягкие сильные лапы.
* Образование притяжательных прилагательных от
названий животных:
нора лисы — лисья нора,
лапы лисы — лисьи лапы,
хвост лисы — лисий хвост,
шуба из лисы — ...,
уши лисы — ...,
нос лисы — ...;
шкурка белки — беличья шкурка,
лапы белки — ...,
хвост белки — ...,
уши белки — ...;
берлога медведя — медвежья берлога,
хвост медведя — ...,
уши медведя — ...,
лапы медведя — ...
* Чем питаются дикие животные?
Расскажите детям об этом. Потом попросите, чтобы
они рассказали вам.
Например: — Лось жует мох, кору.
— Белка грызет орехи, желуди, грибы,
шишки.
— Заяц грызет морковку, капусту, кору
осины.
— Медведь ест малину, мед.
— Лиса ест рыбу, мышей, зайцев, ворон.
— Ежик ест букашек, жучков, лягушек,
мышей.
* Детеныши диких животных.
Дети должны знать детенышей диких животных, уметь употреблять их названия в единственном и множественном числе.
Например: — У белки бельчонок, бельчата.
— У зайца зайчонок, зайчата.
— У медведя? (У волка? У лисы? У ежа?
У лося? У льва?)
* Учите детей рассказывать о диком животном по опор-
ной схеме.
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ,
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ,
СЛОВА-ПРИЗНАКИ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ
МИНИМУМ
СЛОВАРЬ
СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ
* Кто это? (Одушевленные.)
* Что это? (Неодушевленные.)
Грамматические задания
Практическое усвоение детьми понятия «слово».
Обучение практическому умению задавать вопросы к
существительным и отвечать на них.
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ
Ветер дует, гонит (тучи)...
Дождь идет, моросит...
Листья кружатся, падают...
Тучи плывут, гуляют...
Грамматические задания
Формирование практического умения детей задавать
вопросы к глаголам и отвечать на них.
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по схеме: существительное
в именительном падеже + глагол + прямое дополнение
(Папа пьет чай, кофе, молоко. Коля ест хлеб, суп, яблоко. Света моет пол, руки, лицо).
СЛОВА-ПРИЗНАКИ
День холодный, хмурый...
Ветер сильный, осенний...
Листья желтые, сухие...
Деревья голые...
Трава желтая, вялая...
Небо серое, хмурое...
Дождь холодный, моросящий...
Грамматические задания
Формирование умения задавать вопрос к прилагательному, отвечать на него.
Образование прилагательных от существительного
«осень» (осенний день, осеннее небо...).
Составление словосочетаний с однородными определениями.
Составление предложений про осень по картинкам.
Составление предложений по схеме: существительное
в именительном падеже + глагол + прямое дополнение
(существительное в винительном падеже) + существительное в дательном падеже (Папа читает книгу сыну).
Составление предложений по схеме: существительное
в именительном падеже + глагол + существительное в винительном падеже + существительное в творительном падеже (Таня ест суп ложкой).
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составление рассказа по картинке «Осень».
Пересказ рассказов про осень.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ УГОЛКЕ
* Учим детей задавать вопросы.
— Предложите детям поиграть с вами в «Незнайку».
Незнайка — ребенок. Показывая на предметы, животных людей, он должен задавать вопрос «что это?» (о неживых) или «кто это?» (о живых).
Вы должны отвечать одним словом.
Например: — Что это?
— Елка.
— Кто это?
— Девочка.
Потом поменяйтесь с ребенком ролями.
— Показывая ребенку сюжетную картинку, об изображенных на ней людях, животных спросите «что делает?».
Ребенок должен уметь ответить одним словом на ваш вопрос.
Например: — Что делает Люда?
— Бежит.
— Что делает Петя?
— Читает.
Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
* Практическое знакомство с предложением.
Ребенок учится составлять предложения из двух слов
по картинкам.
Например: — Кто это? Что делает?
— Птичка летит.
— Мальчик стоит.
Затем начинайте учить детей составлять предложения из трех слов, включая существительные и винительном падеже. Вы можете заниматься с детьми, составляя подобные предложения по картинкам.
Например: — Девочка моет (что?) посуду.
— Папа читает (что?) газету.
* Учим детей отвечать на вопросы: какой? какая? какие?
Ребенок должен подобрать наибольшее количество определений к данному вами слову.
Например: — Лук. Какой он?
— Лук желтый, круглый, горький и т. д.
— Снег. Какой он?
— Снег холодный, белый, пушистый и т. д.
Обратите внимание на то, чтобы окончания слов проговаривались четко.
МЕБЕЛЬ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ
МИНИМУМ
Словарь
Названия предметов мебели: шкаф, стол, стул и т. д.
Обобщающее слово: «мебель».
Названия деталей мебели: спинка, ножки, дверцы, сиденья и т. д.
Прилагательные: детская, железная, кухонная и т. д.
Глаголы: вытирать, передвигать, задвигать и т. д.
Грамматика
Образование:
* множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стол — столы — много столов);
* существительных в родительном падеже с предлогом «у» (у стула есть спинка, сиденье, ножки);
* относительных прилагательных (мебель — мебельный, железо — железный, книга — книжный).
* Употребление предлогов «у», «в», «на», «над», «под», «из-под», «за».
Образование приставочных глаголов (двигать — передвигать — задвигать — раздвигать и т. д.).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЗАДАНИЙ ВОСПИТАТЕЛЮ
Упражнения на выделение четвертого лишнего предмета.
«Установи сходство и различие». У детей на столах
разложены предметные картинки (парные). Дети устанавливают признаки сходства и различия между ними.
Например: стул — кресло, кровать — диван, шкаф —
полка, стол — тумбочка, парта — стол и т.д.
«Отгадай, что я сказал». Воспитатель (водящий) шепотом говорит одному из детей задание.
Например: — Положи ручку на стол. Линейку справа
от ручки. И т. д.
Ребенок выполняет все команды. После выполнения
задания дети должны догадаться, что сказал водящий.
Рисование. Дети должны составить предложение по сюжетной картинке и нарисовать мебель, изображенную на ней.
Например: — Мама сидит на стуле (рисуют стул).
«Столяры и плотники — нужные работники». Дети конструируют мебель:
из пластмассового конструктора — пластмассовую;
из железного — железную;
из бумаги — бумажную.
«В мебельном магазине». Дети «покупают» в магазине мебель и беседуют с продавцом.
Например: — Дайте мне, пожалуйста, письменный
стол. Я буду за ним писать.
Словарь:
стол (обеденный, кухонный, журнальный);
шкаф (книжный, посудный, платяной, бельевой);
полка (обувная, книжная).
«Что куда?» Воспитатель выдает детям предметные
картинки. Дети убирают вещи, изображенные на них,
в игровой уголок и проговаривают свои действия.
Например: — Я уберу платье в платяной шкаф.
— Я положу книгу на книжную полку.
Рекомендуемые игры: №№ 15,31, 32, 94,120,121,122,
158, 161, 165, 186, 194 [8].
Сохраняя содержание игры, педагог наполняет ее при
необходимости речевым материалом, соответствующим
изучаемой теме.
ТЕКСТЫ, РЕКОМЕМЫЕ
ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Ушинский К. «Всякой вещи свое место».
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ