Тема 1.2. Физиологическое и психическое в природе человека

Принципы и категории психофизиологии. Принцип доминанты: мозг и психика. Учение А.А.Ухтомского о принципе доминанты. Мотивационная природа доминанты. Рефлекторная теория и ее современное понимание. Теория отражения. Теории системной работы мозга. Основные детерминанты поведения человека. Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность человека. Человек: деятельность, творчество, общение. Современные концепции о происхождении человека. Витальные, социальные и идеальные потребности человека. Человек в системе социальных связей и в межличностном общении. Закон Двойника и закон Заслуженного собеседника.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность мозга. В настоящее время эта точка зрения формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, но только процессам высшей нервной деятельности. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности

Психическое — это особый (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое — это такие особые (психонервные) процессы, которые связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием). Психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Современная психофизиология базируется на постулатах условно - рефлекторной теории И.М. Сеченова и И.П. Павлова, теории доминанты А.А. Ухтомского, учении об общем адаптационном синдроме Г.Селье, представлениях о голографическом принципе работы мозга К.Прибрама, исследованиях нейрональной активности нейронов человеческого мозга и теории о жестких и гибких звеньях обеспечения высших психических функций Н.П. Бехтеревой, а также на работах других авторов.

Функциональная система (ФС) по П.К.Анохину - это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, взаимосодействие которых направлено на достижение полезного приспособительного результата. ФС рассматривается как единица интегративной деятельности организма. Достижение приспособительного результата в ФС осуществляется с помощью: 1) афферентного синтеза всей поступающей в нервную систему информации; 2) принятия решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели - акцептора результатов действия; 3)собственно действия; 4) сличения на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия; 5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

И.М. Сеченов обосновал возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга. Сеченов утверждал, что психические акты носят такой же строго закономерный и детерминированный характер, как и акты, считающиеся чисто нервными. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных рефлексов. Это рефлексы с усеченным и задержанным концом, при которых происходит актуализация прошлого опыта. Мысль, по Сеченову — это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием — это аффект, или эмоция. Он ввел также представление о психическом элементе — интегральной части рефлекторного процесса, благодаря которому организм может активно приспосабливаться к среде. Рассматривая психическое чувствование как неотъемлемый элемент внутренней структуры рефлекса, Сеченов прочно связал понятие психического с рефлексом, обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности.

Потребности — форма связи организма с внешним миром и источник его активности. Именно потребности, являясь внутренними сущностными силами организма, побуждают его к разным формам активности (деятельности), необходимым для сохранения и развития индивида и рода. Потребности живых существ чрезвычайно разнообразны. Существуют разные подходы к их классификации, однако, большинство исследователей выделяют три типа потребностей: биологические, социальные и идеальные.

В своих первичных биологических формах потребность выступает как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся во внешней среде, и необходимом для его жизнедеятельности. Биологические потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма. Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении.

Биологические потребности человека отличаются от аналогичных потребностей животных. Основное отличие лежит, прежде всего, в уровне социализации биологических потребностей человека, которые могут существенно видоизменяться под влиянием социокультурных факторов

Социальные потребности (зоосоциальные у животных) в качестве первоосновы включают следующие их виды: потребность принадлежать к определенной социальной группе; потребность занимать в этой группе определенное положение в соответствии с субъективным представлением индивида об иерархии этой группы; потребность следовать поведенческим образцам, принятым в данной группе. Они направлены на обеспечение взаимодействия индивида с другими представителями своего вида. Человек в процессе общения реализует законы «двойника», согласно которому он навязывает другому «свою доминанту» и «закон заслуженного собеседника», согласно которому человек готов «увидеть и разделить» доминанту другого.

Идеальные потребности составляют биологически обусловленную основу для саморазвития индивида. В эту группу включаются: потребность в новизне; потребность в компетентности; потребность преодоления.

При описании потребностной сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой не "сенсорный голод" как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы организма. Потребности далеко не всегда преобразуются в мотивационные возбуждения, в то же время без должного мотивационного возбуждения невозможно удовлетворение соответствующих потребностей. Мотивационное возбуждение можно рассматривать как особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности. Суть этих процессов четко выразил А.Н. Леонтьев в словах: мотивация — это опредмеченная потребность, или "само целенаправленное поведение"

В любой мотивации необходимо различать две составляющие: энергетическую и направляющую. Первая отражает меру напряжения потребности, вторая — специфику или семантическое содержание потребности. Таким образом, мотивации различаются по силе и по содержанию. В первом случае они варьируют в диапазоне от слабой до сильной. Во втором — прямо связаны с потребностью, на удовлетворение которой направлены. Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее большинство форм целенаправленной деятельности живых существ.

. В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным, иногда взаимоисключающим стилям поведения. Именно поэтому нередко происходит своеобразная "борьба" мотиваций и выстраивание их иерархии. В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским (1925). По этому принципу, в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности, т.е. величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер. Консервативный характер доминанты проявляется в ее инертности, устойчивости и длительности. В этом заключается ее большой биологический смысл для организма, который стремится к удовлетворению этой биологической потребности в случайной и постоянно меняющейся внешней среде. В физиологическом смысле такое состояние доминанты характеризуется определенным уровнем возбудимости центральных структур, обеспечивающей их высокую отзывчивость и "впечатлительность" к разнообразным воздействиям. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители только усиливают мотивацию, а одновременно с этим все другие виды деятельности подавляются. Однако в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация обладает способностью трансформировать свою направленность, а следовательно, и реорганизовывать целостный поведенческий акт, благодаря чему организм оказывается способным достигать новых, неадекватных исходной потребности результатов целенаправленной деятельности.

Наши рекомендации