Схема структурирования данных визуального анализа ээг
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫЭЭГ ДИАГНОСТИКИ
Состояние коры
Общемозговые изменения
Локальные Состояние*
изменения регуляторных структур
ЭЭГ признаки, соответствующие ключевым вопросам
X ар актеристи ки альфа-ритма
переменные* Х-р альфа топография асимметрия реакция на РФС ориентир, реакция реакция на ГВ
функции**
соответствие
возрастной
норме
Диффузная
отклоняющаяся
активность
(ЛОА)
переменные ( тип ДОА с указанием частотного диапазона
функции выраженность обще мозговых изменений
Локальная Билатерально-
отклоняющаяся синхронная и/или активность генерализованная ОА.
(ЛОА) переменные тип ЛОЛ топограф, реакция на РФС реакция на ГВ |
(БСОА)
переменные тип БСОА топография реакция на РФС реакция на ГВ асимметрия
функции функции
локализация генез изменений ЭА:
глубина (ствол, нижний ствол,
характер мезо-диэнцефальные отд.,
выраженность диэнцефальные отд.,
верхн ест валовые отд., ..
лимбические отд.,
лобно-базальные отд.)
характер ?
выраженность соответствие возрастной норме
Рис, 13.2 Схема структурирования данных при визуальном анализе ЭЭГ (по Д.А.Фарбер и Н.В.Дубровинской, 2000).
' Совокупность "переменных" по всем блокам, соответствующим ключевым вопросам, представляет из себя описание ЭЭГ,
^Совокупность "функций" — заключение о функциональном состоянии мозговых структур и его соответствии возрастной норме.
На рисунке 13.2 представлена общая схема, отражающая его ос-товные компоненты. Созданная на основе структурной организаций шаний специалистов-экспертов данная схема описания ЭЭГ может
> Введение в психофизиологию
3V
и..
быть использована для индивидуальной диагностики состояния ЦН С детей, а также в исследовательских целях при определении характерных особенностей ЭЭГ различных групп испытуемых.
Возрастные особенности пространственной организацииЭЭГ.
Эти особенности изучены меньше, чем возрастная динамика отдельных ритмов ЭЭГ. Между тем значение исследований пространственной организации биотоков очень велико по следующим причинам,
Еще в 70-е годы выдающимся отечественным физиологом М.Н.Ливановым было сформулировано положение о высоком уровне синхронности (и когерентности) колебаний биопотенциалов мозга как условии, благоприятствующем возникновению функциональной связи между структурами мозга, которые непосредственно участвуют в системном взаимодействии. Изучение особенностей пространственной синхронизации биопотенциалов коры мозга при разных видах деятельности у взрослых .людей показало, 'что степень дистантной синхронизации биопотенциалов различных зон коры в условиях деятельности возрастает, но довольно избирательно. Увеличивается синхронность биопотенциалов тех зон коры, которые образуют функциональные объединения, участвующие в обеспечении конкретной деятельности.
Следовательно, изучение показателей дистантной синхронизации, отражающих возрастные особенности межзонального взаимодействия в онтогенезе, могут дать новые основания для понимания системных механизмов функционирования мозга, которые, несомненно, играют большую роль в психическом развитии на каждой стадии онтогенеза.
Количественная оценка пространственной синхронизации, т.е. степени совпадения динамики биотоков мозга, регистрируемых в разных зонах коры (взятых попарно), позволяет судить о том, как осуществляется взаимодействие между этими зонами, изучение пространственной синхронизации (и когерентности) биопотенциалов мозга у новорожденных и младенцев показало, что уровень межзонального взаимодействия в этом возрасте очень низкий. Предполагается, что механизм, обеспечивающий пространственную организацию поля биопотенциалов у детей раннего возраста, еще не раз-
338
вит и постепенно формируется по м~
вальников с соавт., 1979) Из эт реС03Ревания М03Г;* (Шепо-
стемного объеданешякорымт^°пСГДУеТ,ЧТОВОЗМОЖНОСТИ си"
но небольшие и постепенно вт™ Ш возрасте относитель-
В настоящее время стТ^1 П° Мере ВЗР0™*-
тенциалов оценивают, вычисляя ,ЖЗ°НаЛЬНой синхронности биопо-
циалов соответствующих зон коп Ш КОГеРентности биопотен-
правило, для каждого частота™ ПрИЧем °Ценка проводится, как
У Детей 5-ти лет когерентность ^У*"* °4№наТаК' НапРЙМеР>
кутета-ритмвэтом возрасте являе °Т В тета~п°™се, посколь-
В школьном возрасте и старше Д0МИЙИРУЮЩИм ритмом ЭЭГ.
лосе альфа-ритма в целом или отпеТ^6™0^ вычислжот * по
ющих. ^Шфефс^^^ его
нает отчетливо проявляться общее г2Г взаим°Деис™ начи-
герентности относительно высок и 7 Расстояния: УРовень ко-
снижается яри увеличении рассто,^3™11 Т°ЧКаМИ К0РЫ и
Однако па этом общем ioZ*Z ^ ^^
ности. Средний уровень когерен^тТЛГ НеК°Т°РЫе особен~
но неравномерно. Нелинейный хапГ °3растом Увенчивается,
рируют следующие данные- в пепе ^ изменений иллюст-
герентности увеличивается от 6 к 9 _^(>ГДелах К0РЫ Уровень ко
его спад к 12 - 14 годам (в период поГ^' ^ Ha6jIK>*ae™
увеличение к 16 -17 годам f A „I П°ЛОВого созревания) и вновь
ленным, однако, не шсч^^^ ФарбеР> 1990). Перше
ния межзонального взаимодействГ ШЮСТИ Ф°РмиР°ва-
Изучепие дистантной сае^^ПГ36-
в онтогенезе имеет много проблем Ф№КЩШ когеРен™ости
низация потенциалов мозга (и vdorp^ ** НЩ В Т°М' ™ СШхР°"
только от возраста, но и от целог когеРентности) зависит не
ционального состояния ис1г.ггуемог^ДРУГВХфаКТ°рОВ: 1} &ш~ ятельности; 3) шдивидуальньгх особенюс^^ ВЫП°ЛНЯеМ0Й *е" метрии (профиля латеральной опгаГГТ&\МежполУшаР^й асим-Исследования в этом напр^™*) реб™ « взрослого. сутствует четкая картина описываТ* НеМН0Г0Чй^нны, и пока армировании дистантной синхронизапш!! В°3раСТН^° Д™«*У в фор-Действия зон коры больших иолуш^ nZT"™ ""
у арии в процессе той или иной де-
339
ятельности. Однако имеющихся данных достаточно, чтобы утверждать, что системные механизмы межцентрального взаимодействия, необходимые для обеспечения любой психической деятельности, проходят в онтогенезе длительный путь формирования. Его генеральная линия заключается в переходе от относительно малосогласованных региональных проявлений активности, которые, благодаря незрелости проводящих систем мозга, характерны для детей еще в возрасте 7 — 8 лет, к возрастанию степени синхронизации и специфической (в зависимости от характера задания) согласованности в межцентральном взаимодействии зон коры больших полушарий в юношеском возрасте.
13.2.2. Возрастные изменения вызванных потенциалов '
В современной электрофизиологии накоплен большой материал, свидетельствующий о возможностях продуктивного использования метода регистрации ВП и ССП (см. главу 2.1.2) при изучении формирования физиологических механизмов перцептивной и более широко познавательной сферы человека на разных этапах онтогенеза.
Среди исследований этого плана можно выделить два относительно независимых направления:
1) изучение конфигурации, амплитудных и временных параметров ВП на разные стимулы в зависимости от возраста, иными словами от процессов созревания;
2) изучение возрастных особенностей и изменений так называемых эндогенных компонентов ВП, которые возникают в экспериментальных ситуациях, моделирующих познавательную деятельность.
Созревание сенсорных ответов (ВП). Исследования в рамках первого направления исторически начались раньше. Уже в 60 — 70-е годы XX века были описаны и проанализированы возрастные особенности ВП на простые сенсорные стимулы: зрительные (вспышки, шахматные поля, решетки), слуховые (тоны разной частоты), тактильные (слабое электрическое или механическое воздействие на кожу). Изучение ответов мозга на стимулы разного типа
340
в раннем онтогенезе, показало, что локальные ВП в проекционных (первичных) зонах коры регистрируются с момента рождения ребенка.
Однако их конфигурация и параметры говорят о разной степени зрелости и несоответствия таковым взрослого в разных модальностях (Фарбер, 1978). Так, в проекционной зоне функционально более значимого и морфологически более зрелого к моменту рождения соматосенсорного анализатора ВП содержат такие же компоненты как у взрослых, и их параметры достигают зрелости уже в течение первых недель жизни. В то же время значительно менее зрелы у новорожденных и младенцев зрительные и слуховые ВП. Такая гетерохронность созревания ответов мозга отражает разные сроки созревания анализаторных систем мозга ребенка (см. главу 14.1).
В противоположность соматосенсорному ВП созревание зрительных и слуховых ответов продолжается на протяжении всего раннего детства. Так зрительный ВП на вспышку света у новорожденного состоит из двух компонентов с латентным периодом 150 — 190 мс (у взрослого ответ на такой же стимул состоит из семи компонентов с латентным периодом 40 — 60 мс). Наиболее значительные изменения происходят в первые два года жизни: значительно сокращается латентный период, и усложняется конфигурация ответа. Окончательная стабилизация наступает к 5 — 6 годам, в этом возрасте параметры основных компонентов ответа на вспышку находятся в тех же пределах, что и у взрослых. Своя возрастная динамика характерна для ответов на слуховые стимулы. ВП на звуковой тон 1000 Гц в два месяца имеет компонентный состав приблизительной такой же, как у взрослых, в ходе дальнейшего развития сокращаются латентные периоды компонентов и увеличивается амплитуда (см. рис. 13.3.)
Слуховые и зрительные ВП применяются в клинике для оценки степени поражения соответствующих анализаторов на разных этапах развития. Особое значение эти объективные методы имеют при обследовании детей раннего возраста и взрослых, с которыми затруднен или невозможен речевой контакт. Для оценки состояния зрительных функций (например, остроты зрения) применя-
ла
500мс
Рис. 13.3 Возрастная динамика слуховых вызванных потенциалов у детей от 2 месяцев до 16 лет (представлены средние групповые данные для каждого возраста).
По оси абцисс — время анализа ВП (в мс) с момента предъявления стимула. По оси ррдинат — возраст испытуемых. Параметры стимула: частота— 1000 Гц, интенсивность 80 дБ относительно нормального порога слышимости (по З.С.Алиевой и Л.А.Новиковой, 1996). На рисунке отчетливо видно увеличение амплитуды и сокращение латентных периодов основных компонентов ВП с нозрастом.
ются структурированные стимулы: решетки и шахматные поля. Слуховые ВП используются для диагностики сохранности слуха в клинической аудиметрии. В обоих случаях суждение о степени нарушения функции выносится по результатам сопоставления параметров ВП, зарегистрированных у больных (слабовидящих, слабослышащих) и здоровых испытуемых того же возраста.
Возрастная динамика временных параметров зрительных, слуховых и соматосенсорных ВП в зрелом возрасте имеет общую направленность: латентные периоды демонстрируют тенденцию к увеличению, Характер увеличения описывается с помощью уравнений регрессивного анализа, где возраст выступает в качестве независимой переменной.
Созревание эндогенных компонентов ВП и СОХ Эндогенные или «когнитивные» компоненты ВП, которые отражают обеспечение более сложных сторон познавательной деятельности* могут быть зарегистрированы у детей всех возрастов, начиная с младенчества (Klorman et а1.Д978), но в каждом возрасте они имеют свою специфику. Наиболее систематические факты получены при исследовании возрастных изменений компонента F3 в ситуациях принятия решения. Установлено, что в возрастном диапазоне от 5 — б лет до взрослости происходит сокращение латентного периода и уменьшение амплитуды этого компонента (Kok, Rooijakkers, 1985). Предполагается, что непрерывный характер изменений указанных параметров обусловлен тем, что во всех возрастах действуют общие генераторы электрической активности.
Для компонента Р300 отмечается отчетливая зависимость от возраста, описываемая так называемыми «кривыми старения», которые характеризуют изменения параметров компонентов Р300 с возрастом. Показателями старения является увеличение латентного периода компонента Р300 и уменьшение его амплитуды. Кривые старения и линии регрессии, отражающие зависимость латентного периода Р300 от возраста, начиная с 70-х годов XX века, изучались многими авторами. В итоге было установлено, что кривая изменения латентного периода РЗОО, с учетом детей и подростков, имеет нелинейную форму с отчетливым перегибом в возрасте 16 — 17 лет (рис. 13.4).
343
Латентность, мс
420 380 340 300 260 360 320 280 240 200 160 240 200 160 120 140 100 60 |
Р2 |
N1 | |||
N2 Р2 \ | |||
РЗ |
N1
-тп*-
0 10 20 30 40 50 60 70 80 Возраст
Рис. 13.4 Зависимость латентности компонентов РЗОО от возраста для диапазона
от 7 до 78 лет.
В линии регрессии виден отчетливый перелом в 16—17 лет, в связи с чем линейная регрессия вычислена для двух диапазонов возраста: от 7 до 17 и от 18 до 78 (по В.В.Гнездицкому, 1997).
Для латентности РЗОО имеется тенденция к уменьшению этого параметра до 16 — 17 лет и затем начинается собственно «кривая старения», латентность увеличивается со скоростью 1.25мс/год (т.е. на 12 мс за 10 лет), а амплитуда уменьшается со скоростью 0,09 мкВ /год (Гнездицкий, 1997).
Аналогичные линии регрессии, описывающие возрастную динамику в раннем онтогенезе, а также «кривые старения» получены и для других широко известных эндогенных компонентов ВП: обу-
344
словленной эффектами внимания «негативности рассогласования» (см. главу 6.3) и связанного с принятием лингвистического решения компонента N 400 (см. главу 8.7).
На основе этих данных с помощью регрессионного анализа можно получить еще один вариант оценки биологического возраста. Например, по данным В.В. Гнездицкого (1997), для оценки уровня зрелости испытуемого по показателям латентности и амплитуды РЗОО могут служить следующие уравнения. ■;>.- г.;.-- . ■ -г. .
1) для латентности: ...,.:. . ,■, возраст- 0,31 ЛП РЗОО — 62,5 -
2) для амплитуды: ■--■■-возраст- 63,3 — 2,4 амплитуда РЗОО
Например, если латентность компонента РЗОО, зарегистрированного у данного испытуемого в стандартных условиях, равна 330 мс, а амплитуда 9 мкВ, то вероятный возраст этого человека составит приблизительно 40 лет. При сопоставлении этого значения с календарным возрастом можно дать оценку состоянию нейрокогнитивных процессов у данного человека. Реализуя такой же вариант анализа для оценки когнитивных компонентов ВП в раннем онтогенезе (у детей и подростков) можно получить индексы функциональной зрелости в оценке их когнитивных функций. Таким образом, изучение возрастной динамики амплитудно-временных параметров ВП дает еще один инструмент диагностики возраста, с точки зрения соответствия/несоответствия календарного возраста уровню зрелости нейрофизиологических механизмов переработки информации.
Сказанное, однако, распространяется только на те компоненты и показатели, которые могут быть зарегистрированы у всех людей, независимо от возраста. В этом случае объектом изучения выступают онтогенетически стабильные характеристики и функции, т.е. такие, которые имеют непрерывное развитие в онтогенезе (см. главу 12.1).
Между тем, хорошо известно, что индивидуальное развитие в целом и психическое, в частности, не сводятся только к количественным изменениям. Понятие психического новообразования как своеобразного «маркера» смены этапа или стадии развития является важнейшим при описании психического онтогенеза. По некоторым данным, анализ эндогенных компонентов ВП может оказаться полезным и для изучения этого аспекта психического развития. Высоко информатив-
345
кым здесь может оказаться изучение относительной выраженности н пространственного размещения по коре компонентов ВП (хроно-топографкческой картины) у испытуемых разного возраста. Например, когда в одной и той же экспериментальной ситуации у взрослых или подростков наблюдается преобладание одного компонента, а у детей другого, и это преобладание имеет разную выраженность в задних и передних ассоциативных зонах коры (Kok, Rooijakkers, 1985). К сожалению, исследований такого рода сравнительно мало и на их основе пока трудно выстроить четкую картину. Тем не менее это перспективная линия исследований, которая в будущем позволит разработать новое научное направление — возрастную когнитивную психофизиологию.
13.3. Реакции глаз как метод изучения познавательной
г активности в раннем онтогенезе
Проблема перцептивных возможностей детей раннего возраста: новорожденных и младенцев, начиная с 50 — 60-х годов стала предметом интенсивных исследований- Цель этих исследований состоит в установлении закономерностей и принципов переработки визуальной информации, а основным источником данных служат реакции глаз, сопровождающие изменения стимульных ситуаций. Изучение познавательной активности детей в таком возрасте стало возможным, благодаря инновационным методам. Один из них — метод зрительного предпочтения, который заключается в анализе длительности зрительных фиксаций младенцев, избирательно реагирующих на одновременное появление двух объектов. Зрительное предпочтение дает возможность объективировать и количественно изучать ориентировочно-исследовательскую активность младенцев.
Для изучения младенцев используют также практически все психофизиологические методы; ЭЭГ и ЭОГ, оценивают частоту дыхания, частоту сердечного ритма, частоту сосательных движений и др.
Электроокулография (ЭОГ) (см. главу 2.6), применяющаяся для оценки динамики движений глаз, имеет особое значение в исследованиях глазодвигательной активности новорожденных и младенцев. Регистрируя ЭОГ у детей в самом раннем младенчестве, можно установить, как и когда формирование прослеживающих движений
346
глаз у ребенка достигает взрослого типа. Е. А.Сергиенко (1992), используя ЭОГ, показала, что, только начиная с 16-недельного возраста, младенец оказывается способен к плавному, «точному», «взрослому» типу прослеживания.
Еще один важный и информативный феномен глазодвигательной активности изучают с помощью ЭОГ — это оптокинетический нистагм, непроизвольная реакция глаз в ответ на периодически движущиеся стимулы в поле зрения наблюдателя. Наличие нистагменных реакций отмечается уже у новорожденных, таким образом, можно практически с момента рождения проследить, как развивается эта реакция, отражающая базисный уровень восприятия движения.
4 нед.
6 нед.
8 нед.
10 нед.
12 нед.
14 нед.
24 нед.
1мВ
Рис. 13.5 Возрастная дшамнка оптокинетического нистагма в младенческом возрасте (по Е. А.Сергиенко, 1992).
347
На рисунке 13.5 показано, как постепенно развивается оптокинетический нистагм у младенцев в интервале от 4-х до 24-х недель, (на рисунке видно, как увеличивается амплитуда быстрых фаз сак-кадических движений глаз. Изучая развитие нистагма в младенчестве, Е.А.Сергиенко (1992) выделила две стадии его развития: «несмотрящий», периферический в возрасте 4 — 6 недель и «смотрящий», центральный нистагм в 8 — 24 недели. Первый отражает такой уровень созревания зрительной системы, при котором она способна к самой общей приблизительной обработке визуальной информации. Второй этап, или форма развития нистагма, свидетельствует о том, что зрительная система уже способна обеспечить детальную обработку информации.
Более того, показано, что регистрация оптокинетического нистагма в разных стимульных ситуациях оказывается высоко информативным методом изучения перцептивных приоритетов ребенка и развития его познавательной активности в целом. Следует также указать, что в клинических целях оптокинетический нистагм у младенцев используют для оценки остроты зрения.