Xv. дискуссионные проблемы психофизиологии

Как было отмечено выше, душа, психическая дея­тельность является объектом исследования наук, весь­ма отличных по своей методологии, методическим при­емам, теоретическим концепциям, тесноте связи с прак­тической деятельностью человека. И это, естественно, неизбежно, потому что психика представляет собой столь сложный многогранный объект, который может быть понят только при рассмотрении с разных позиций. Но это обстоятельство порождает и значительные трудно­сти в создании единой концепции о сущности души, является поводом многочисленных дискуссий по част­ным и общим вопросам, дискуссий, нередко не даю­щих позитивных результатов.

Среди причин, порождающих такую ситуацию, преж­де всего можно выделить следующие.

Во-первых, в самой психологии и особенно при со­поставлении с другими дисциплинами, к сожалению, имеет место значительная неоднозначность используе­мых терминов и понятий. Нормативная психологическая терминология, особенно на международном уровне, только на самом начальном этапе своего формирова­ния. Это приводит к бесплодности многих дискуссий, поскольку такой «языковой барьер» не позволяет об­суждать существо проблемы. Положение дел усугубля­ется еще и тем, что в психологии используются неред­ко понятия очень высокой степени абстрагирования, которые с позиций естествознания толкуются весьма неоднозначно. Эта сложность трудно преодолима, слиш­ком велик груз традиций, слишком велики междисцип­линарные дистанции. Способ, который может облегчить ситуацию, — весьма желательное использование и в

119научной, и особенно в учебной литературе ссылок на соответствующие толковые словари или раскрытие кон­кретного содержания того или иного термина.

Во-вторых, естественные науки, и прежде всего фи­зиология, по уровню своего развития, накопленной фак­тологии и теоретических концепций далеко не всегда способны дифференцировать то многообразие оттенков и частностей, которыми характеризуют психические феномены. Например, механизмы эмоций — далеко не простая проблема, хотя физиология и располагает оп­ределенными позитивными знаниями. Но если речь за­ходит о таких частных проявлениях эмоций, как радость, горе, чувства, настроения, переживания и т. д., то объек­тивных физиологических данных катастрофически недо­статочно для расшифровки механизмов этих состояний. Однако интенсивная работа в этой области, постепен­ное накопление материала дают основания для опреде­ленного оптимизма и в этом отношении.

В-третьих, не нашла своего окончательного решения и психофизическая (психофизиологическая) проблема — проблема о соотношении психических и физиологичес­ких (в частности, нервных) процессов. Диапазон мне­ний, точек зрения в рамках данной проблемы очень широк — от полного отрицания причинно-следственной органической связи между идеальным и материальным, психическим и физическим до рассмотрения психики как ординарной физиологической функции определенных морфологических структур. Представляется, что продук­тивное продвижение в направлении сближения таких противоречивых точек зрения возможно с учетом сле­дующих обстоятельств. Жизнедеятельность человечес­кого организма должна рассматриваться только во вза­имодействии его с внешней средой (непременно вклю­чая и социальную среду). На современном этапе развития человеческих знаний просто невозможно представить существование психики вне всякой связи и независимо от живого человеческого организма.

Не вызывает особых возражений, что психические и соматические процессы находятся в неоднозначном вза-

имоотношении. Можно говорить по крайней мере о трех вариантах таких взаимоотношений. Действительно, по­рой психическое и физическое обнаруживается лишь только как случайно синхронно протекающие процессы, и иного рода взаимосвязь представляется маловероятной. Например, состояние легкой грусти и перистальтика кишечника. Достаточно много примеров, когда сомати­ческие процессы запускаются или модулируются психи­ческими процессами и состояниями, как это рассматри­валось выше при разборе психомоторики и психовеге-татики. И, конечно же, бесспорным является множество факторов, свидетельствующих о влиянии соматики на психику. С позиций естествознания нет альтернативы концепции (хотя следует признать, что не всегда для этого имеются непосредственные факты), что психические феномены развиваются на основе соматических функ­ций, включая сюда и деятельность нервной системы в условиях взаимодействия организма с внешней средой. В-четвертых, в физиологии принято решать задачи о механизмах функционирования человеческого организма не только при помощи исследований на людях (с неиз­бежными ограничениями), но и в экспериментах на жи­вотных, используя их как адекватные биологические мо­дели. Относительно соматических функций такая адекват­ность легко демонстрируется и проверяется, она доказана теоретически и экспериментально. Применительно же к психическим функциям это далеко не всегда является достаточно очевидным. Безусловно, при интерпретации экспериментальных данных, полученных на животных, применительно к человеческой психике по вполне понят­ным причинам возникают очень большие трудности, но они не представляются безнадежно непреодолимыми. Успехи сравнительной и эволюционной физиологии, зоо­психологии, сравнительной психологии, разработка уни­кальных методических приемов дают основания для оп­тимистического отношения и к этой проблеме.

И в-пятых, в настоящее время большинством психоло­гов, нейропсихологов и нейрофизиологов считается обще­принятым, что непосредственным предшественником всех

121психических феноменов является мозговая активность, в частности, возбудительные процессы и тормозные состоя­ния нейронов. Вместе с тем имеются пока непреодолимые трудности в представлении относительно трансформации этих в сущности физических, химических процессов в пси­хические явления. Достаточно трудно допустить в этом случае аналогию, сравнимую с переходом, например, теп­ла в свет или электричества в тепло и т. п.

Такая аналогия исключается, прежде всего, потому, что она входит в противоречие с законами сохранения массы и энергии. Сколько-нибудь конструктивных, не противоречащих современному естествознанию концеп­ций по этой проблеме нет. Это приводит к устойчиво­сти позиций об отсутствии взаимосвязи материального и идеального. Имеющие место попытки объяснения происхождения психики на основе информационно-энер­гетической концепции (Л. М. Чайлахян и др.) носят, в лучшем случае, абстрактно-гипотетический характер. Таким образом, эту проблему можно считать открытой. Но не закрытой! Прорыв в этой области еще впереди.

Завершая эту главу и учебное пособие в целом, трудно избежать риска упомянуть явления, которые в настоя­щее время обозначают как парапсихические феномены (пси-явления, экстрасенсорика). Сразу же следует ого­вориться, что ныне действующий Устав Международной ассоциации научной психологии устанавливает, что за­нятия парапсихологией не могут быть совмещены с пре­быванием в этой ассоциации, а доклады, посвященные проблеме парапсихологии, не могут быть включены в программу съездов научных психологов. Но ... в свое время великий А. Лавуазье по поводу метеоритов ут­верждал, что «камни с неба падать не могут, потому что их там нет».

Серьезного анализа парапсихологических феноменов, практически, никто не проводил. Поражает их разнооб­разие, экстраординарность, слабая воспроизводимость, невозможность объяснения с позиций современного ес­тествознания. Представляется, что в эту большую нео­днородную группу явлений входят и такие, истинность

которых когда-то будет подтверждена, и такие, которые являются следствием просто заблуждений некоторых исследователей, и такие, которые обусловлены психо­патологическими особенностями отдельных личностей, но и такие, которые умышленно с определенной целью создаются профессиональными аферистами. В будущем каждое из парапсихических феноменов займет соответ­ствующее из числа этих четырех место.

Чисто терминологически В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской (1993) среди них различают следующие:

1) проскопия — предвидение;

2) реинкарнация — повторное рождение, воплощение в другом человеке;

3) ретроспекция — способность воспроизводить ин­формацию о прошлых событиях;

4) интроспекция — видение внутренних органов;

5) дермовидение — кожное зрение;

6) мысленные фотографии — изображение на фото­материале, производимое волевым усилием;

7) психометрия — получение информации о человеке при исследовании какого-либо предмета;

8) лозоискательство — нахождение подземных предме­тов по движениям веточки лозы или иных приспособлений;

9) психокинез (телекинез) — передвижение предме­тов волевым усилием;

10) левитация — способность преодолевать силу зем­ного притяжения;

11) полтергейст — самопроизвольное, но часто осмыс­ленное передвижение предметов, производство звуков, запахов и т. д.;

12) телепатия — мысленное общение между индукто­ром и реципиентом;

13) ясновидение — получение знаний об объективных событиях внешнего мира, не основанное на работе известных органов чувств и рациональных рассуждений.

Таким образом, не априорное отрицание или бездо­казательное утверждение, а серьезный естественнонауч­ный анализ позволит определить рациональные положе­ния и тем самым вывести их за рамки парапсихологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психофизиология, являясь естественнонаучной базой психологии в целом, представляет собой таковую и для ее практических ветвей, то есть областей применения психологических знаний в различных сферах практичес­кой деятельности: социальная работа, юриспруденция, педагогика, медицина, спорт, эргономика и др.

В первую очередь следует обратить внимание на следующие аспекты:

1. Учет психологических возможностей и особеннос­тей человека при организации его бытия и деятельно­сти во всем их разнообразии. Можно было бы приве­сти множество примеров, когда забвение этого положения или некомпетентность в практической пси­хологии приводит к многократному снижению эффек­тивности деятельности человека и наносит вред его здоровью.

2. Разработка принципов, методов, способов психо­тропных воздействий, то есть таких воздействий, кото­рые оказывают достаточно выраженное влияние на психические состояния, процессы и свойства. Это на­правление характеризуется также весьма широким раз­нообразием. Психотропное воздействие могут оказывать и информационные (слово, семантика какого-либо сиг­нала), и физические (механические, световые, тепловые, электромагнитные и многие другие), и химические (ле­карственные средства, токсические вещества), и биоло­гические (различные представители растительного и животного мира) факторы. При этом следует иметь в виду, что такие воздействия могут быть не только чет­ко осознаваемы, но реализовываться на подсознатель­ном и бессознательном уровнях. Следовательно, с тех­нической точки зрения ими можно воспользоваться без

учета желания человека, то есть они могут быть приме­нены не только во благо, но и во зло.

3. Разработка методов самоконтроля и саморегуля­ции физического и психического состояния, адеквати-зируя его к конкретной ситуации. Это, безусловно, воз­можно и целесообразно в обычных, повседневных ус­ловиях, но особенно важно при экстремальных ситуациях — при наличии угрозы для жизни или когда неправильная деятельность человека может привести к катастрофическим последствиям.

4. Данные психофизиологии уже достаточно давно и с высокой социальной и экономической эффективнос­тью используются при профессиональном отборе, про­фессиональной ориентации и рациональном распреде­лении по специальностям.

5. Имеются достаточные основания, чтобы отдельно указать на использование психологии для понимания генеза психической и психосоматической, патологии, а также для разработки методов рациональной терапии, в том числе и психотерапии.

Это только основные, принципиальные аспекты, ко­торые дают большое разнообразие конкретных направ­лений в различных областях практической психологии.

Психофизиология — бурно развивающаяся область человеческих знаний, она энергично разрабатывается и психологами и физиологами. Это именно тот туннель, по которому психология и физиология идут навстречу друг другу.

124Содержание

Ведение......................................................................3

I. Психология естествознания......................................5

II. Методы изучения физиологии психических

функций человека................................................18

III. Восприятие...........................................................35

IV. Уровни бодрствования...........................................49

V. Внимание...............................................................57

VI. Научение...............................................................60

VII. Память.................................................................70

VIII. Эмоции................................................................76

IX. Речь......................................................................81

Х. Мышление. Разум. Интеллект.................................88

XI. Типы высшей нервной деятельности.

Темперамент.......................................................94

XII. Поведение............................................................99

XIII. Проблема сознания в практической

психологии........................................................106

XIV. Психосоматическое взаимодействие..................111

XV. Дискуссионные проблемы психофизиологии......119

Заключение..............................................................124

Наши рекомендации