Этапы процесса мышления
1 | Потребность, интерес, отделение неизвестного от известного, стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое, формулирование задачи. |
2 | Решение поставленной задачи — мыслительный процесс, предполагающий анализ и синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию |
3 | Достижение нового знания, которым раньше человек не владел |
Характерные черты мышления
По своей природе социально: для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение
мысли человека, с его помощью человек познаёт объективный мир.
Опосредованный характер: познающий человек с помощью
мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Личностный характер: какие задачи привлекают внимание
того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.
Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности.
Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
Типы мышления
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций |
Понятийное (теоретическое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. |
Деятельность—способ отношения человека к внешнему
Миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека
Сознательный характер: человек сознательно выдвигает
цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
Преобразующий характер: человек изменяет окружающий
мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
Общественный характер: человек в процессе деятельности,
как правило, вступает в разнообразные отношения с другими
людьми.
Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Мотив - совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности, интересы, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
Виды деятельности:
Игра—это особый вид деятельности, целью которого не
является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс—развлечение, отдых.
Характерные черты игры:происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в её процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса её участников; способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми навыками.
Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Структура общения
Субъекты—те, кто участвуют в общении.
Цель—это то, ради чего у человека возникает необходимость
в общении.
Содержание—это та информация, идеи, эмоции, которые
передаются в межличностных контактах от одного к другому.
Средства - это способы передачи информации, идей, эмоций.
Учение—это вид деятельности, целью которого является
приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования.
Труд—это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерныечерты труда:целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; развитие личности; наличие результата; преобразование внешней среды обитания человека.