Пластичность и сензитивность ЦНС в онтогенезе
В основе взаимодействия влияний среды и развивающихся физиологических особенностей лежит способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта. Эта
312
„ЁШЫЧЛ.
]\ШШт .Ш**»
способность называется пластичностью. Известно, что функционально незрелые структуры обладают наибольшей пластичностью, т.е. способностью к реорганизации. Пластичность нервной системы в раннем онтогенезе связывается с присутствием в ней особых биохимических агентов — факторов роста нервной ткани (ФРН), которые активизируют и интенсифицируют рост и развитие нервных клеток. В настоящее время имеется множество экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что на ранних этапах развития изменения среды могут весьма существенно изменить мор-фофункциональные особенности ЦНС, а также поведение животных и человека.
12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды
Для оценки диапазона пластичности ЦНС используются данные, получаемые в экспериментах на животных с использованием среды разной степени насыщенности. Использование обогащенной и обедненной среды как методического приема впервые было предложено Д. Хеббом (Hebb, 1949). Опираясь на результаты своих исследований, он сформулировал положение о том, что при восприятии животным в раннем периоде повышенной сенсорной стимуляции приобретается опыт, который находит отражение в более позднем развитии поведения. В дальнейшем метод выращивания животных в усложненной и примитивной среде применялся для выявления значения раннего опыта не только в формировании поведенческих реакций, но также и в развитии различных нейрофизиологических функций, структуры и метаболизма мозга.
Обогащение среды предполагает воспитание молодых животных в обширных клетках, оборудованных различными устройствами и предметами (мостиками, лесенками, игрушками и т.д.), количество и качество которых постоянно меняется. Частая смена обстановки требует от животного повышенной двигательной активности и исследовательской деятельности. Для обогащения среды используются также различные стимулы (зрительные, слуховые, вестибулярные).
По контрасту с этим обеднение среды идет по пути лишения всякого разнообразия внешней обстановки. Крайний случай предста-
313
вляет взращивание животного в одиночной маленькой пустой клетке в полной изоляции от других животных.
Показано, что морфологические и функциональные характеристики ЦНС закономерно меняются в зависимости от характера внешних воздействий. Так, если детеныш животного растет в условиях лишения зрительного опыта, наблюдается морфологическая деструкция зрительных центров головного мозга и искажения в ходе созревания зрительных функций.
При обогащении среды, напротив, отмечается усиленное развитие морфологических элементов (увеличивается длина полушарий, утолщается поперечник коры, укрупняются тела нейронов, увеличивается ветвление отростков нейронов и т.д.). В целом все перечисленное свидетельствует об улучшении динамики мозгового созревания. Установлено, что животные, развивающиеся в усложненной внешней среде, по поведенческим показателям имеют высокую исследовательскую активность, выраженную способность взаимодействовать с внешними предметами и людьми.
Важно, что изменения, происходящие в ЦНС под влиянием внешних воздействий, специфически связаны с характером этих воздействий. Определенным образом организуя внешние воздействия, можно получить желаемое и селективное изменение функциональной активности нервных элементов.
Например, если одних котят выращивать в условиях, где единственным сложным зрительным стимулом будет рисунок из вертикально ориентированных черно-белых полос, а других — в условиях, где их будут окружать горизонтально ориентированные черно-белые полосы, то зрительная кора котят первой группы приобретет повышенную чувствительность к вертикальным линиям, и практически не будет реагировать на горизонтальные, а зрительная кора вторых, напротив, становится чувствительной к горизонтальным линиям и не будет реагировать на вертикальные полосы.
Под влиянием раннего сенсорного опыта происходит специализация нейронов детекторов коры больших полушарий, их «настройка» на восприятие стимула, наиболее часто встречающегося в среде. Подобная настройка представляет механизм адаптации, что непосредственно обнаруживается в поведении животных. Котята
314
первой группы испытывают трудности, поднимаясь по лестнице, так как они не видят горизонтальных линий, образуемых ступенями. Котята второй группы натыкаются на вертикально ориентированные ножки мебели. Следовательно, под влиянием сенсорного опыта в период развития характер связей в зрительной системе котят изменяется таким образом, что в первой группе количество клеток, реагирующих на наиболее частые стимулы (вертикальные полосы) — возрастает, а доля клеток, чувствительных к редким стимулам (горизонтальным полосам) убывает, во второй группе происходят противоположные процессы (Hirsh, SpinelliJ970).
Из сказанного следует, что, определенным образом организуя внешние воздействия, можно получить желаемое и селективное изменение функциональной активности нервных элементов.
Механизмы, опосредующие эффекты ранних средовых влияний.Как уже отмечалось, в раннем периоде развития мозга наблюдается период избыточной продукции синапсов (межклеточных контактов). Количество образуемых синапсов заведомо превышает число реально требующихся для проведения и обработки информации в ЦНС. Смысл этого явления состоит в следующем: избыточные синаптические образования оказываются в состоянии конкуренции за ограниченное постсинатптическое пространство, и синапсы, которые не используются (см. главу 7.1.4), исчезают. Таким образом, за периодом сверхпроизводства синапсов обязательно наступает уменьшение их числа, но не случайное, а обусловленное средовым опытом. Будучи невостребованными, устраняются низкоэффективные неиспользуемые синаптические контакты. В то же время сохраняются и стабилизируются именно те синапсы, которые несут нагрузку, проводя нервные импульсы. Таким способом создается окончательный паттерн синаптических контактов в формирующейся нейронной сети. Следовательно, именно качество и интенсивность средовых воздействий осуществляют подгонку нервных сетей в соответствии с особенностями среды, в которой развивается организм, обеспечивая их адаптивную настройку.
Известно, что в основе любой структурно-функциональной перестройки мозга всегда лежит изменение биохимических процессов в нервной ткани. В нейрохимических исследованиях, посвященных изучению эффектов средовых воздействий, установлено,
Г 315
что под влиянием сенсорной стимуляции в раннем онтогенезе происходит повышение показателей специфического медиаторного обмена, т.е. обмена химических веществ, играющих роль посредников в межнейронных контактах. Это значит, что наиболее, выраженные биохимические перестройки происходят в синаптических нервных аппаратах, обеспечивающих морфофункциональную связь и взаимодействие нервных клеток.
Отдаленные эффекты ранней сенсорной стимуляции связывают, однако, не только с биохимическими превращениями в синаптических контактах, но и с изменениями во всей клетке. Многочисленные факты говорят о том, что в результате влияния сенсорно обогащенной среды и тренировки в телах нервных клеток происходит повышение содержания сложного органического соединения — рибонуклеиновой кислоты (РНК), последняя участвует в синтезе белков, обеспечивающих нервную передачу и взаимодействие нейронов в нервных сетях. В то же время имеется немало данных, говорящих о том, что биосинтез РНК и белков имеет прямое отношение к образованию следов долговременной памяти (см. главу 7.3).
Таким образом, главными нервными механизмами, опосредующими эффекты ранних средовых воздействий, являются пластические перестройки в ЦНС, происходящие на биохимическом и морфологическом уровнях. При таком подходе понятие пластичности нервной системы приобретает более конкретное содержание. Оно подразумевает любые изменения эффективности и направленности связей между нервными клетками, которые по длительности превышают обычные процессы передачи информации.
Роль гормонов в развитии ЦНС. Важные организаторы и регуляторы развития нервной системы и организма в целом — гормоны. Наиболее существенную роль играют гормоны гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, половые гормоны. Особенно велико значение гормона щитовидной железы тироксина, он оказывает решающее влияние на рост и дифференцировку нервной системы (Розен, 1994). Его недостаток в раннем онтогенезе вызывает необратимые изменения в созревании нервной системы. Искусственное введение тироксина, напротив, ускоряет процессы созревания ЦНС (увеличиваются темпы миелинизации и роста нейронов). Присутствие тироксина необходимо и для нормального пси-
316
хического развития. Об этом свидетельствует такое заболевание, как эндемический кретинизм, возникающий при сильном недостатке йода в окружающей среде. (Йод входит в состав тироксина). Профилактика эндемического кретинизма заключается в добавлении йода в продукты питания.
В целом ряде исследований показано, что в результате ранней сенсорной стимуляции преимущественно стрессогенного типа происходят существенные изменения в системе гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников, которые приобретают устойчивый характер и определяют диапазон и качество эмоциональных реакций на стрессогенные воздействия в периоде зрелости. При дополнительной сенсорной стимуляции усиливается секреция гормонов гипофиза, организующих ответ организма на стрессогенный стимул. Под влиянием этих гормонов изменяются параметры функционирования нервных центров, обеспечивающих адаптивные реакции. Половые гормоны также обладают сильным организующим действием на развивающуюся нервную систему, определяя маскулинную или фемининную специализацию нервных центров, контролирующих половое поведение.
Гормоны — специфические индукторы функциональной активности генов (Мертвецов, 1986; Розен, 1994). Гормоны выступают как посредники в регуляции транскрипции генов. Причем особенно наглядно роль гормонов в регуляции генной активности выступает в условиях стресса, который сопровождается усиленной секрецией тройных гормонов гипофиза, адреналина, кортикостероидов. Таким образом, выстраивается схема: физическая (сенсорная) стимуляция нервной системы — гормональная активация — возрастание активности генов. Эта схема хорошо согласуется с гипотезой нейроэн-докринной регуляции процесса реализации генетической информации, в соответствии с которой предполагается существование на молекулярном уровне общих механизмов, обеспечивающих как регуляцию активности нервной системы, так и регуляторные воздействия на генетический аппарат. Таким образом, главным (хотя, возможно и не единственным) звеном, осуществляющим взаимодействие между ЦНС и генетической системой являются гормоны.
Влияние среды на функциональные показатели созревания ЦНС детей. Закономерно возникает вопрос, в какой мере обогаще-
317
ние или обеднение опыта влияет на развитие ЦНС человека. Некоторые заболевания человека способны приводить к таким эффектам, которые у животных вызывает обеднение среды. Например, ограничение притока сенсорной информации в результате врожденной амблиопии, катаракты или потери слуха, как показывают постмортальные исследования, сопровождается сходными морфологическими изменениями. У слепых от рождения людей зрительные структуры мозга несут отчетливые признаки морфологического перерождения.
В некоторых случаях предпринимались попытки восстановить зрение у слепых от рождения. В частности, речь идет об удалении врожденной катаракты. При этом заболевании центральные структуры, ответственные за зрительную функцию, практически не страдают. Если удаление катаракты проведено в раннем возрасте, (до 5 — 6 лет), зрение восстанавливается, далее возможности восстановления прогрессивно снижаются вплоть до старшего подросткового возраста и полной утраты этой возможности в зрелом возрасте: пациенты остаются функционально слепыми. Несмотря на восстановление зрительных возможностей, они не в состоянии ими воспользоваться.
Как показывает опыт лонгитюдных исследований детей с низким зрением, в возрасте 6 — 12 лет возможно' преодоление последствий зрительной депривации (Григорьева, 1996). Этому способствует специальное перцептивное обучение, в результате которого повышается способность к различению сенсорных признаков.
Проведено немало исследований особенностей биоэлектрической активности мозга (фоновой и реактивной ЭЭГ, вызванных потенциалов) у детей с сенсорным дефицитом при разных видах амблиопии и потере слуха. Несмотря на разнообразие клинического материала и способов оценки функциональных нарушений, эти исследования дают основания для общего вывода: чем больше ограничение притока сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и др.), тем больше отклонений от нормального хода созревания отмечается в характеристиках биоэлектрической активности. Установлено также, что даже сравнительно небольшое по времени ограничение зрительного сенсорного притока к мозгу ребенка на ранних стадиях онтогенеза не сводится только к нарушениям зритель-
318
ных функций. Вследствие ранней зрительной депривации (врожденная катаракта) изменяется функционирование мозговых систем контроля состояния мозга, регулирующих внимание, и определяющих объем и характер информации, поступающей к мозгу (Строганова, Посикера, 1996).
В связи с широким распространением программ ранней стимуляции психического развития особый интерес представляет изучение влияния интенсификации обучения на психофизиологическое созревание детей. Первые исследования в этом направлении показывают, что развивающее обучение приводит к изменению ряда параметров биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствующему о его ускоренном созревании и значительном совершенствовании функций. Причем значимо меняются те параметры, которые по современным представлениям прямо связаны с обеспечением познавательной деятельности детей. Предполагается, что в изменениях психофизиологических функций под влиянием развивающего обучения находит свое отражение «зона ближайшего развития», являющаяся предпосылкой дальнейшего обучения (Венгер, Ибатуллина, 1989).
12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития
Способность нервной системы изменяться под влиянием внешних воздействий носит, однако, преходящий характер. Она приурочена, главным образом, ко времени наиболее интенсивного мор-фофункционального созревания и определяет феномен возрастной чувствительности к воздействиям среды, с которым связано понятие о сензитивном и критическом периодах развития.
Хотя в основе всех подобных периодов лежит временное повышение чувствительности к некоторым внешним влияниям, их характерные особенности: сущность происходящих изменений, факторы, к которым повышается чувствительность, степень избирательности к восприятию, временной режим, последствия неадекватной реализации, обратимость результата в каждом конкретном случае имеют свою специфику и составляют своеобразие любого из них.
Определение критического периода.Первоначально понятие
«критический период» было введено в эмбриологии для обозначения периодов повышенной чувствительности к действию факторов, выходящих за границы физиологической нормы. В период внутриутробного развития каждый орган претерпевает критические стадии дифференциации в строго определенные моменты развития. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования. Этот факт находит свое отражение в своеобразном видоспецифическом «календаре пороков развития», демонстрирующем определенные искажения развития в зависимости от времени действия вредоносного фактора. Одной из трагических иллюстраций здесь являются известные случаи рождения детей с разными вариантами изувеченных конечностей, матери которых принимали на различных сроках беременности снотворное талидомид.
В основе избирательного повышения чувствительности лежит усиление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих органах и тканях. В общем, критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают с процессами наиболее интенсивного роста и дифференцировки, как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.
Таким образом, критическим в полном смысле слова, видимо, следует называть тот период времени, когда организм должен испытывать воздействие определенного типа и это является условием его дальнейшего нормального развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте. Весьма вероятно, что критические периоды наиболее характерны для анатомоморфологических изменений в ходе развития. Будучи сопряжены с определенным этапом морфологического созревания, они могут представлять хронологическую инварианту развития.
Особенности сензитивного периода.Термин «сензитивный» правильнее использовать для обозначения периода, во время которого некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период
представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. В этом случае, по-видимому, в онтогенезе нет ни одного периода «рокового» по отношению к определенным воздействиям. При этом период наибольшей чувствительности рассматривается как период наиболее благоприятный, оптимальный для усвоения этих воздействий. Образно выражаясь, критический период означает «теперь или никогда», сензитивныи же — «можно и в иное время, но лучше теперь». Критические и сен-зитивные периоды онтогенеза можно соотнести с созреванием структур и процессов двух типов.
Ожидание опыта и зависимость от опыта.Предполагается, что отдельные структуры и процессы в развивающемся организме будут по-разному реагировать на внешние воздействия. В самом общем виде можно выделить структуры и процессы двух типов (Gree-nough et al., 1987).
Для первых, определяемых как «ожидающие опыта», внешние воздействия выступают как триггер— сигнал, запускающий развитие, которое происходит по генетической программе и почти не зависит от характера средовых влияний (в пределах физиологически допустимой нормы). «Ожидающие опыта» — это структуры и процессы консервативной наследственности, определяющие видовые признаки и не обладающие межиндивидуальной изменчивостью, т.е. одинаковые у всех представителей данного вида. Период «ожидания опыта» по сути является критическим, потому что неадекватный опыт необратимо искажает нормальный ход развития.
Наряду с этим существуют структуры и процессы второго типа, «зависящие от опыта». Они отличаются выраженным диапазоном изменчивости, возникающей под влиянием внешних воздействий и рассматриваются как морфофункциональная основа усвоения индивидуального опыта. «Зависимость от опыта» также явление временное, однако существенные изменения опыта приводят к соответствующим модификациям в развитии структур, не нарушая самого хода развития. Кроме того, подобные изменения нередко частично обратимы, поэтому период зависимости от опыта правильнее считать сензитивным.
11 Введение в психофизиологию
321
Критические и сензитивные периоды вразвитии ЦНС. Каждая мозговая структура имеет свои временные характеристики созревания: начало, скорость, конец процесса и соответствующий этому период максимальной чувствительности. Иначе говоря, онтогенез ЦНС включает последовательное повышение чувствительности отдельных ее звеньев соответственно времени наиболее интенсивного развития каждого из них.
В созревании ЦНС условно можно выделить два аспекта. Первый — рост и самодифференцировка нейронов и их связей, мало зависящие от внешних обстоятельств и идущие по генетической программе. Второй — сходные изменения нейронов, но вызванные функциональной активностью под влиянием внешних воздействий. В связи с этим факторы, оказывающие влияние на созревание ЦНС, условно можно разделить на две группы. Первая — совокупность агентов, обеспечивающих полноценную биохимическую среду развития, необходимую для нормального роста и дифференцировки нейронов. К ним относятся: полноценные метаболические процессы и адекватная гормональная активность. Здесь имеются свои критические периоды развития. Например, период половой специализации структур мозга. Вторая группа включает факторы функциональной специализации отдельных элементов и звеньев ЦНС. Наиболее эффективное действие этих факторов приурочено к сен-зитивным периодам. Лучшим примером здесь служат организующие действия обогащенной среды.
Формирующие свойства сензитивных периодов и диапазон потенциальной изменчивости структур и функций под влиянием внешних воздействий, получаемых организмом в это время, являются наиболее значимыми характеристиками для понимания природы взаимодействия внешних влияний и развивающихся физиологических особенностей.
Системная модель. Универсальность такого явления как временное повышение чувствительности к внешним воздействиям позволяет рассматривать его с позиций системного подхода (Scott, 1974). Период повышения чувствительности рассматривается в этом случае как необходимый этап в развитии любой системы, соответствующий моменту ее консолидации. Организационные процессы в системе в этот момент идут с наибольшей скоростью. В случае кри-
тического периода (как, например, в эмбриогенезе) процессы преобразования системы проходят в течение короткого интервала времени, а затем полностью прекращаются.
В других случаях организационные процессы в системе могут протекать с разной скоростью: в начале очень быстро с постепенным снижением чувствительности до определенного уровня, но без полной ее утраты. Возможен и еще один вариант, когда организационные процессы в системе ускоряются неоднократно, в этом случае система будет обнаруживать не один, а несколько, возможно, ритмически повторяющихся критических периодов.
Внешняя среда
Рис. 12.1 Схема, иллюстрирующая возможные варианты развития системы в критическом и сензитивном периодах в зависимости от генетических и средовых факторов
1 — благоприятный эффект, направленные воздействия; 2 — неблагоприятный эффект, ведущий к задержке и отклонениям в ходе развития системы (по Г.М.Никитиной, 1993).
На рисунке 12.1представлена обобщенная схема, иллюстрирующая соотношение основных понятий, характеризующих период
повышения чувствительности к внешним воздействиям. Схема отражает тесную взаимосвязь критического и сензитивного периодов в развитии системы. Важно подчеркнуть, что вследствие повышения избирательной чувствительности системы к средовым
322
323
воздействиям, возникающей в сензитивном периоде, он одновременно является и оптимальным для направленных воздействий с целью оптимизации или коррекции развивающихся процессов, и периодом уязвимости системы к повреждающим воздействиям.
Из сказанного следует, что критические и сензитивные периоды обеспечивают также реальный механизм индивидуализации развития. Поскольку в зависимости от особенностей реализации каждого конкретного периода дальнейшие этапы развития могут приобретать все более специфический, присущий только данному индивиду опыт.
Кризисы психического развития.В психологии проблема критических и сензитивных периодов психического развития имеет свою историю изучения. Несмотря на некоторые различия в теоретической интерпретации этих явлений, общепризнанно, что существуют периоды, когда психическое развитие происходит наиболее быстро и особенно напряженно.
Применительно к психическому развитию детей и подростков критические периоды, называемые кризисами, были наиболее полно проанализированы Л.С.Выготским. Он выделял пять таких кризисов: одного, трех, семи и тринадцати лет. Первый отделяет младенчество от раннего детства, второй обеспечивает переход к дошкольному детству. Третий является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Последний представляет перелом развития при переходе к пубертату. Указанные Л.С.Выгодским сроки протекания кризисов, по-видимому, в настоящее время могут быть оспорены, хотя бы уже по причине эпохальной акселерации / децелерации развития. Однако содержание и последовательность выделенных кризисов, безусловно, сохраняются, поскольку отражают нормативные закономерности психического развития.
Как отмечает Н.С. Лейтес (1978), толкование критических периодов у Выготского имеет существенные точки соприкосновения с пониманием критических периодов в физиологии развития: и тут, и там •— это наиболее ответственные, поворотные пункты развития, когда на протяжении относительно короткого времени происходят очень значимые для дальнейшего развития резкие сдвиги.
Поскольку индивидуальность человека на всех этапах развития
324
wv.. шшшшшшшш
целостна, можно высказать предположение, что психические кризисы имеют системный характер, и в качестве «невидимой подводной части айсберга» включают существенные физиологические преобразования. Основания для такого предположения есть, поскольку в возрастной физиологии и возраст 7 — 8 лет, и начало пубертата рассматриваются как критические периоды развития. Оба эти периода, помимо многих специфических особенностей, характеризует и общее явление: высокое напряжение гомеостатических механизмов адаптации.
Наряду с понятием кризиса в психологии присутствует понятие возрастной сензитивности, при этом считается, что в каждом возрасте ребенок оказывается особенно чувствительным к определенного рода воздействиям, специфическим для данного возраста (Лей-тес, 1978). Причем подчеркивается, что природу этой сензитивности нельзя вывести только из процессов созревания (натуральный ряд) или объяснить педагогическими воздействиями и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Она возникает в результате «сплетения органического и социального рядов в целостном психическом развитии» (Ананьев, 1969).
Пока, по-видимому, преждевременно высказывать предположения по поводу того, какие конкретные физиологические механизмы создают условия для обеспечения этих явлений в психическом развитии ребенка, их изучение — дело будущего.
I
Глава тринадцатая '■-'■■■' [
13. Основные методы и направления исследований
Все исследовательские задачи в возрастной психофизиологии решаются с обязательным учетом возраста испытуемых как главной независимой переменной.
13.1. Оценка эффектов возраста
Методами изучения возрастных изменений, как известно, являются метод поперечных срезов (сравнительно-возрастной) и метод индивидуального прослеживания (продольных срезов или лонгитюдный). Первый из названных используется в возрастной психофизиологии значительно чаще, поскольку позволяет в короткие сроки исследовать большой возрастной диапазон (при необходимости, от младенчества до старости). Однако, несмотря на видимую доступность формирования выборок любого требуемого возраста, метод возрастных срезов таит в себе потенциальные сложности, обусловленные необходимостью тщательного уравнивания сопоставляемых выборок по максимально возможному числу параметров. Один из наиболее существенных параметров — биологический возраст испытуемых.
Необходимость учитывать биологический возраст при изучении поведения иллюстрируют многие примеры. Один из них наглядно демонстрирует эффект различия календарного и биологического возрастов в младенчестве (Бауэр, 1979). Его смысл заключается в следующем. Нормальные младенцы начинают улыбаться в ответ на некоторый видимый объект в хронологическом возрасте 6 недель, когда их фактический (возраст от зачатия) равен 46 неделям. Спрашивается, когда будут улыбаться переношенные и недоношенные дети: в хронологическом возрасте 6 недель или в фактическом возрасте 46 недель. Оказывается, и переношенные, и недоношенные младенцы начинают улыбаться в фактическом возрасте 46 недель, независимо от их календарного возраста.
Более того, различия в окружении всех трех групп не влияют на фактический возраст появления улыбки. Однако эти данные от-
нюдь не означают, что появление улыбки полностью детерминируется процессами созревания. Как считает Бауэр, они лишь говорят о том, что должен быть достигнут определенный уровень зрелости, прежде чем начнет сказываться влияние окружения, и сроки достижения этого уровня не зависят от внешних влияний.
В идеальном варианте формирование выборок испытуемых должно проводиться на основе или, по крайней мере, с учетом биологического возраста. Особенно этот фактор будет играть роль, например, при исследовании подростков, поскольку именно в подростковом возрасте специфика функционирования организма в большей степени определяется стадией полового созревания, а не календарным возрастом. В подростковом возрасте расхождение хронологического и биологического возраста иногда оказывается особенно заметным. При этом биологически незрелые подростки (ретарданты) не только отстают в темпах биологического созревания, но и испытывают особые, нередко негативно окрашенные переживания в связи со своим соматическим обликом и статусом в группе. Те же проблемы касаются и комплектования смешанных выборок из мальчиков и девочек — подростков. У первых половое созревание наступает позднее, и подбор группы по календарному возрасту приведет к формированию группы неоднородной по биологическому возрасту и по всем связанным с ним характеристикам.
Эта проблема отсутствует при использовании лонгитюдного метода, когда осуществляется относительно продолжительное и систематическое прослеживание изменений изучаемого свойства у одних и тех же испытуемых. Главная цель лонгитюдного метода состоит в исследовании изучаемых характеристик с точки зрения их изменения во времени. Другими словами, это значит, что лонгитюд-ное исследование направлено на установление: а) внутрииндивиду-альных изменений в онтогенезе; б) межиндивидуальных различий в оценке наблюдаемых внутрииндивидуальных изменений.
Межиндивидуальные различия выражаются в виде индивидуальных кривых развития (траекторий), которые отражают динамику хода изменений у разных индивидов. В качестве примера можно привести девять траекторий развития, описанные Й.Шванца-рой (1987) как эволюционные модели развития, построенные при помощи схемы трех точек лонгитюдного исследования. По его схеме выделяются следующие траектории развития.
326
t
327
1. Константное протекание (на протяжении всех трех лет показатель сохраняется на одном уровне);
2. Положительный тренд (равномерное увеличение показателя в течение трех лет);
3. Отрицательный тренд (равномерное снижение показателя на протяжении трех лет);
4. Акселерационный тренд (величина показателя в течение двух лет сохраняется на одном уровне, а затем возрастает);
5. Ретардационный тренд (величина показателя в течение двух лет сохраняется на одном уровне, а затем уменьшается);
6. Положительный ассимптотический тренд (уровень показателя возрастает сразу ко второй точке и сохраняется на высоком уровне);
7. Отрицательный ассимптотический тренд (уровень показателя падает ко второй точке и сохраняется на низком уровне);
8. Вогнутый тренд (показатель сначала увеличивается ко второй точке, а затем вновь падает);
9. Выпуклый тренд (показатель сначала падает ко второй точке, а затем возрастает).
Данный перечень траекторий имеет достаточно формальный характер, поскольку построен путем простого перебора возможных значений показателей, взятых в трех точках лонгитюда. Тем не менее он демонстрирует принципиальную возможность классификации испытуемых (выделения типов) на основе динамики показателя по этим точкам измерения.
С помощью лонгитюдных исследований можно решать и другие задачи, связанные с установлением факторов, определяющих преемственность развития, находить отсроченные эффекты тех или иных воздействий и выявлять, наконец, причинно-следственные отношения в динамике возрастных изменений признаков. Особенно продуктивны лонгитюдные исследования в решении задач психогенетики.
Однако в возрастной психофизиологии лонгитюдный метод используется мало. Причем лонгитюдные исследования охватывают, как правило, сравнительно короткие интервалы онтогенеза — до нескольких лет. Общая причина состоит в том, что длительность
328
лонгитюдного исследования оказывается тем выше, чем более длительный период онтогенеза исследуется. В психофизиологии, где эксперименты требуют специального оборудования, сказанное выше существенно усугубляется проблемами, вызванными моральным и физическим износом оборудования, появлением новых экспериментальных парадигм, технологий проведения эксперимента и обработки данных.