Соотношение биологического и социального в способностях
Тема 8. Способности в психологической структуре личности
Общая характеристика способностей личности. Биологическое и социальное в способностях.
Способности и деятельность. Общие и специальные способности.
Уровни развития способностей. Профессионально значимые способности.
8.1.Способность-одна из важнейших характеристик человека. Она непосредственно связана с деятельной стороной его жизни. ое понимание
Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению
Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые легли в основу определения1)способности-это-индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого; 2) только те способности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения
Соотношение биологического и социального в способностях.
Для_понятия_способности,_следует_подойти_дифференцированно_к_различным качественным уровням в структуре личности, соответствующих ее биофизиологической, психологической, социальной природе, и выделить механизмы, порождающие такие свойства, которые определяют способность как то, что приводит к успешному выполнению определенной деятельности.
В целом же, исходя из выше приведенных определений, можно сделать предварительный вывод о том, что способность представляет собой такую особенность личности, которая формируется на основе анатомо-физиологических, психологических и социальных свойств и позволяет личности успешно выполнять определенный вид деятельности.Анатомо-физиологические особенности связаны с наследственно-генетическим развитием человека. В качестве таких особенностей выступают задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности.
Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются в способности _при условии, что в обществе возникла потребность в соответствующих профессиях, в частности – в тех, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Анатомо-физиологические особенности составляют основу, на которой формируются психические свойства; внешне эти свойства проявляются в виде определенной совокупности чувств, настроений, воли, привычек, эмоций. Они с формированием в мозгу динамических структур, соответствующих психологических моделей, являющихся результатом отражения окружающей среды и внутреннего состояния человека. Важную роль здесь играет, взаимосвязь чувственных (ощущение, восприятие, представление) и рассудочных (понятия, суждения, умозаключения) форм отражения действительности, уровень их развития.
Следующий качественный уровень личности - социальный, уровень социальной деятельности человека. Социальное состояние включает в себя наличных социальных свойств личности, определяемых состоянием ее социальных отношений.
Таким образом, рассматривая проблему способностей личности можно сделать следующие выводы:
1.Любая способность-это сложный феномен, который проявляется как результат совместного интегрированного действия взаимосвязанных процессов, обусловленных биофизической, психической и социальной природой личности.2.Способность-не просто эффект внутреннего индивидуального, субъективного действия, но результат взаимодействия внутреннего и внешнего.3.Функциональное содержание способностей к той или иной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками.
4.В процессе социализации личности, у нее возникают и развиваются различные способности. В конкретных условиях каждая личность обладает определенной совокупностью способностей, с определенной степенью их развитости.5.Любой вид деятельности требует определенных соответствующих способностей человека, с определенной степенью развитости.
8.2.Деятельность и способности тесно взаимосвязаны. Известно, что достижения в любой деятельности определяются наличием способностей.
Б.М.Теплов указывает и на то, что способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении скорее обратно пропорционально мотивационному
3. Специальные способности –это особенности личности, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие объясняется тем, что общие способности являются базой для развития специальных выделяют.виды.способностей-теоретические.и практические.1-епредопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Вторые к конкретным практическим действиям.. Вместе эти способности встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей
- учебные и творческие. Они отличаются тем, что учебные определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как творческие определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры.
Таким образом, различные виды способностей не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние, а успешность выполнения какой-либо деятельности обеспечивается комплексом развития определенных способностей
8.3.Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Для развития различных уровней способностей, изначально должно быть определено основание, которое составляют задатки.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: одаренность, мастерство, талант и гениальность.
Одаренность – это своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.1. Одаренность как высокий уровень развития способностей, ступенька между способностями и гениальностью (способности.одаренность-талант - гений). 2.Одаренность как качественное своеобразие способностей ( Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий, Н.В.Кузьмина).
3.Одаренность как синоним общей способности человека (С.Л.Рубинштейн). Под общей одаренностью в таком случае понимается «взятая в ее единстве совокупность всех данных человека, от которых зависит продуктивность его деятельности»