Формы индивидуального обучения.
Научение–процесс, при помощи которого индивид приобретает новые знания, а память - механизм, позволяющий эти знания сохранять в течение длительного времени. Обучение и память составляют основу поведения человека. Поведение – совокупность психофизиологических процессов, возникающих в ходе взаимодействия индивида с внешней средой и направленных на удовлетворение доминирующей в данный момент потребности.
Механизмы поведения, в широком смысле, – генетически детерминированная видоспецифическая программа и лабильная система сформированных в онтогенезе адаптивных действий.
На рисунке – схема соотношения основных элементарных компонентов поведения (по Л. В. Крушинскому, 1977).
Модификация поведения возможна для каждого компонента в пределах определенной “нормы реакции”.
Обучение – это процесс, заключающийся в создании новых форм индивидуального поведения (адаптивных изменений) в результате приобретения опыта. При обучении происходит отбор и закрепление оптимальных адаптивных реакций.
На ранней стадии онтогенеза обучение носит неассоциативный, облигатный (лат. obligatus – обязательный) характер и обусловлено достаточно стабильным набором внешних стимулов, не требуется ассоциаций сигналов с деятельностью организма (т.е в целом, это стимул –зависимое обучение).
Затем обучение приобретает более активный характер. Расширяется набор факторов имеющих сигнальное значение. Обучение становится эффект-зависимым, т.е. определяется результатами взаимодействия организма со средой.
Высшие формы обучения направлены на формирование целостного образа окружающей среды, на установление закономерностей и связей между различными факторами и компонентами среды – это формы когнитивного обучения.
Классификация форм обучения
Категория | Основные формы |
Неассоциативное, облигатное стимул-зависимое обучение | Суммационная реакция (сенсибилизацияи фасилитация) |
Привыкание | |
Генетически детерминированные формы обучения | Таксисы, инстинкты. |
Запечатление (импринтинг) | |
Подражание | |
Ассоциативное, факультативное, эффект-зависимое обучение | Классический условный рефлекс |
Инструментальный условный рефлекс | |
Когнитивное обучение | Психонервная деятельность |
Рассудочная деятельность | |
Вероятностное прогнозирование |
Суммационная реакция – феномен суммации на клеточном и системном уровнях. В основе этого явления лежат процессы сенсибилизации и фасилитации. В основе этого явления лежит сенсибилизация — повышение чувствительности нервной ткани к раздражающим агентам и фасилитация — облегчение запука именно данной реакции. Ряд ученых наблюдали на простейших и низших беспозвоночных реакции, как будто бы напоминающие условные рефлексы: освоение определенного маршрута передвижения, навыки скопления в определенных местах пространства, различение съедобных продуктов от несъедобных, осуществление защитных двигательных реакций в ответ на прежний индифферентный раздражитель.
Однако при углубленном анализе стало ясно, что эти навыки обладают всеми свойствами суммационной реакции:
1) они не могут сохраняться длительное время и обречены на исчезновение;
2) вызывающие их раздражители не обладают специализированным сигнальным значением;
3) после исчезновения они самостоятельно не восстанавливаются;
4) их исчезновение есть процесс разрушения, а не временного торможения.
Возникнув у одноклеточных организмов, суммационная реакция, основанная на свойствах протоплазмы к сенсибилизации и фасилитации ответных реакций, может быть рассмотрена в качестве одной из форм индивидуального приспособления у примитивных живых существ. Однако в преобразованном, а иногда тщательно замаскированном виде суммациоиная реакция у высших животных выступает как важнейший элемент более сложных форм индивидуального обучения. Клеточные механизмы суммации участвуют к процессах обучения и памяти у высших животных.
Привыкание (габитуация) – простейшая форма научения. Затухание ориентрировочного рефлекса на повторяющийся, утративший новизну стимул.
Сенситизация – усиление ответов на прежде нейтральные раздражители.
Сенситизация и привыкание возникают у всех животных от простейших до человека включительно, и эти эффекты необходимо учитывать в длительных экспериментах с предъявлением разнообразного стимульного материала (в том числе в лингвистических экспериментах на людях).
Простейшие формы неассоциативного обучения – представляют собой изменения возбудимости (реактивности):
Подражание (имитационное научение)
Научение путем подражания заключается в индивидуальном формировании новых форм поведения, но путем одного лишь непосредственного восприятия действий других животных.
В данном случае, мы имеем дело с научением на основе общения. Имитационное научение, как и всякое научение вообще, можно подразделить на облигатное и факультативное. При облигатном имитационном научении результат научения вполне укладывается в рамки видового стереотипа.
Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных движений на основе облигатного стимулирования.
Сюда относятся, например, случаи имитирования обезьянами действий человека, особенно при их содержании в домашней обстановке. Производимые ими при этом действия с предметами быта или инструментами, конечно, выходят за рамки видового поведения.
Поскольку здесь имеет место научение новым приемам манипулирования – в данном случае, ожно говорить о невидотипичном имитационном манипулировании.
Формы ассоциативного обучения:
— Классический условный рефлекс
— Инструментальный условный рефлекс (обучение по типу проб и ошибок)
— Ассоциации между стимулами, возникающие без подкрепления